Фабрика Станиславского открылась на мануфактуре Саввы Морозова
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Фабрика Станиславского открылась на мануфактуре Саввы Морозова

23 мая 2018
Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 23.05.18
Фото: Иван Водопьянов

В Подмосковье учрежден фестиваль, который вернет русскому театру его высокое предназначение

Станиславский — Орехово-Зуево — Булгаков... Этот ассоциативный ряд имеет глубокое значение для людей, считающих театр важнейшим из искусств. Во вторник худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков положил начало совершенно новому явлению — он торжественно открыл летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского». Это произошло в ста верстах от столицы, на родине театрального мецената Саввы Морозова. Подмостками для молодых артистов стала импровизированная сцена в складском помещении известного фабриканта. А в первый день фестиваля зрители увидели эскиз спектакля по роману Булгакова. Писателя, «сгоравшего над рукописями», гения, чьи произведения — идеальный материал для работы последователей метода Станиславского.

Фабрика Станиславского открылась на мануфактуре Саввы Морозова
Бюст великого Станиславского — главный приз фестиваля.

Все действительно очень просто. Савва Морозов был благотворителем Художественного театра. А в Художественном театре чтили главный завет Станиславского: на сцене важнее всего актер. Ни богатые декорации, ни острый драматический сюжет не заменят игры актера, которому хочется сопереживать, рукоплескать и... верить.
— Мы долго искали ту географическую точку, где можно собрать под одно крыло театры, исповедующие учение Станиславского, — отметила на открытии фестиваля советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева. — Нам было важно, чтобы это место находилось в Московской области. И нам было важно протянуть нить преемственности из прошлого в настоящее, так как данный фестиваль можно назвать школой классического театрального искусства для студентов. И когда мы подумали про Орехово-Зуево, пазл сложился. Ведь склады — это и есть часть фабрики. А Савва Морозов, успешный фабрикант, по праву считается покровителем искусства.


Худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков, советник губернатора Московской области по культуре Нармин Ширалиева и заместитель министра культуры РФ Александр Журавский.

— Здесь мы нашли истинный дух старины, — поделился с участниками фестиваля Сергей Безруков. — Старина же — это сохранение традиций. В данном случае традиций русского психологического театра, где содержание должно превалировать над формой. Сегодня на фестивале представлены 6 губерний. Надеемся, с каждым годом их будет больше и больше. Кстати, особый гость — Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», который покажет спектакль по пьесе Гоголя. Тот факт, что люди с ограниченными возможностями могут играть в спектаклях, говорит о том, что не существует понятия правильных артистов и неправильных. Есть только понятия «актер» и «не актер».

Сергей Безруков — мхатовец. А мхатовцы всегда любили капустники — импровизации по классическим сюжетам. Поэтому на открытии фестиваля гостям был представлен эскиз спектакля «Записки покойника» по мотивам романа Булгакова «Театральный роман». Его поставили три молодых режиссера Московского губернского театра: Евгений Гомоной, Степан Куликов и Андрей Щеткин. Запомните эти имена, вы их еще услышите.

На входе в «зрительный зал» — помещение, где была установлена сценическая площадка. Гостей встречал сам Савва Морозов — облаченный в камзол актер Московского губернского театра. «Признаться, поначалу эта идея показалась мне полнейшей авантюрой, — заявил предприниматель перед началом спектакля, имея в виду открытие фестиваля в промзоне. — Но потом я понял, что она прекрасна».

Что же увидел зритель? Типичный лофт с кирпичными стенами и деревянными сводами. Когда огни погасли, казалось, что между потолочными балками сейчас можно будет разглядеть звезды. А под сценой... Под сценой в огороженном вольере бегали куры, удивленно поглядывая на ламповый телевизор, который, кстати, периодически включался. А в другой части сцены регулярно падал железный лист, оттуда выскакивали люди и валил дым — своего рода ад-крематорий. Все здесь казалось безумством: гроб из пластиковых стаканчиков, главный персонаж, которого сыграли три человека, в том числе женщина, фитболы, на которых прыгали актрисы, велосипед, привязанный к табуретам, фотопортреты, из которых выглядывали знаменитости. Зрители, близко знакомые с театром, рукоплескали аллюзиям актеров, их пародиям на псевдоискусство, зашифрованным во фразах образам. Дыхание зала стало горячим. Похоже, сам Безруков, сидевший в первом ряду, пережил катарсис. «Ну, ребята, так нельзя, — сказал он, выйдя к микрофону, когда вся эта вакханалия закончилась. — Я же все время вам говорю: надо уважительно относиться к автору! А вы что сделали с Булгаковым?» Но глаза у него горели, и стало понятно: слова худрука — скорее похвала, и его строгое замечание — напутствие. «В мире много сложных машин, а театр — самая сложная», — лукаво вздернув бровь, заключил стоявший рядом с ним Савва Морозов. А гость церемонии солист Мариинского театра Аскар Абдразаков многозначительно заметил: «Это все-таки начало, и оно должно быть великим, чтобы этот пароход шел вперед не останавливаясь».


Арт-директор фестиваля театральный критик Ольга Галахова виртуозно подвела итог его открытия, еще раз пояснив гостям саму концепцию данного культурного феномена:

— Мы очень рады тому, что фестиваль проходит в Орехове-Зуеве. Здесь мы ощущаем духовное рукопожатие Саввы Морозова и Константина Станиславского. И понимаем, что соответствовать учению Станиславского сегодня куда более радикально, чем самому радикальному театру. И еще это очень трудно, потому что приходится воспитывать в себе и человека, и художника.
— Удивительно, что даже спустя 100 лет имя и дело Саввы Морозова продолжают приносить пользу, — поделилась позднее с «МК» директор Детской школы искусств городского округа Орехово-Зуево Ольга Андреева. — В конце XIX века меценат построил 12 огромных помещений для хранения продукции его хлопчатобумажного комбината. Они были возведены настолько капитально, что до сих пор не требуют реставрации и используются по тому же самому назначению. Когда стало известно, что поиск театрального пространства должен проходить на родине Саввы Тимофеевича, владелец фирмы Герман Юрьевич предложил идею осмотреть один из складов. И когда мы увидели это помещение, сразу поняли: это оно! В подиуме со скатом, который когда-то использовался для спуска тюков с хлопком, острый глаз Безрукова тут же разглядел сцену. Теперь мы верим и надеемся, что наш губернский город вернет себе значение центра культурной жизни. Ведь 100 лет назад у Морозова выступали лучшие исполнители той эпохи.

Фестиваль продлится неделю. В нем примут участие театральные коллективы из разных городов России: Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска, Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области. На суд зрителей будут представлены следующие спектакли: «На дне», «Большая советская энциклопедия», «Гроза», «Тихий дон», «Вишневый сад», «Совершенно невероятное событие. Женитьба». В рамках фестиваля также пройдут тренинги по актерской импровизации и мастер-классы художественных руководителей театров — участников фестиваля.

Итоги подведут 31 мая. На торжественной церемонии закрытия будут названы лауреаты премии за лучшую женскую и мужскую роль — победителям будут вручены памятные статуэтки «Верю». Уникальную миниатюрную скульптуру Станиславского из так называемого «бисквитного» фарфора специально для этих целей создал один из лучших мастеров фарфорового завода Ликино-Дулево. «Бисквит — это вид фарфора, который, как никакой другой, может передать шелковистость, бархатистость и теплоту человеческой кожи. Его структура не имеет ничего общего с десертом — образовано слово «бисквитный» от «бис», что означает «два», «двойной». «Это связано с особенностями его обжига, — пояснили нам на заводе. — Материал обжигают всего два раза и не покрывают глазурью. Про технику росписи бисквитного фарфора сказать нечего — благородный материал прекрасен и без нанесения краски или глазури».

Материал на сайте издания


 
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Женитьба. Почти по Гоголю
Комедия
2 ч 30 мин, 1 антракт
Подробнее
12+
Семейная картина
Комедия
1 час 20 мин
Подробнее
12+
Муму
Крепостное кабаре
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Пока не опустят занавес
26 сентября 2024
Театральный сезон в Московском Губернском театре открылся спектаклем «Капитанская дочка»...
В новом сезоне Губернский театр покажет зрителям семь премьер
24 сентября 2024
12-й театральный сезон в Московском Губернском театре (МГТ) открылся премьерой спектакля...
Юный актёр Станислав Соломатин уже семь лет служит в Губернском театре
24 сентября 2024
Станиславу Соломатину всего 13 лет, а он уже известный артист. На его счету главные...
СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ЛЮБВИ – ПРЕМЬЕРА «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА
24 сентября 2024
Московский Губернский театр открыл новый сезон премьерой спектакля Сергея Безрукова...
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»
23 сентября 2024
«Возвращаясь с работы домой, я продолжаю фонтанировать идеями, думать о театре, кино,...
"Это Москва. Люди": спектакль "Капитанская дочка"
21 сентября 2024
Спектакль "Капитанская дочка" по мотивам одноименной повести Александра Пушкина открыл...
«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене
20 сентября 2024
Сергей Безруков выпустил свою инсценировку знакового романа – в формате следственного...
"Интервью": Сергей Безруков – о том, как оставаться интересным для зрителя
19 сентября 2024
Что каждый режиссер ищет в классическом произведении? Как оставаться интересным для...
Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?
15 сентября 2024
Андрей Максимов - о постановке Безрукова "Капитанской дочки" в Губернском театре Я знаю,...
Изображая жертву: Безруков устроил следственный эксперимент Пугачеву
13 сентября 2024
Народный артист представил премьеру драмы Пушкина в оригинальном прочтении Сергей...
Губернский театр открыл сезон "Капитанской дочкой" в постановке Безрукова
13 сентября 2024
МОСКВА, 13 сен — РИА Новости. Спектакль "Капитанская дочка" в постановке Сергея Безрукова...
Губернский театр открыл сезон премьерой "Капитанской дочки"
13 сентября 2024
Режиссером постановки выступил Сергей Безруков МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Московский...
На сцене Московского Губернского театра поставили «Капитанскую дочку»
12 сентября 2024
Большая премьера на сцене Московского Губернского театра. Знакомая со школьной скамьи...
«Капитанская дочка»: новое прочтение повести
11 сентября 2024
В Московском Губернском театре показали новое прочтение знаменитой повести Александра...
Худрук Губернского театра Безруков представит новую версию «Капитанской дочки» 12 сентября
11 сентября 2024
«Капитанская дочка» в формате следственного эксперимента. В Губернском театре представили...
В двух московских театрах открылся новый сезон
11 сентября 2024
Это Московский губернский театр и Московский театр мюзикла Новый сезон открылся и в...
Московском губернском театре состоялась премьера "Капитанской дочки"
11 сентября 2024
Закрытый показ: Сергей Безруков поставил спектакль «Капитанская дочка»
11 сентября 2024
Премьера откроет сезон Московского Губернского театра. В Московском губернском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре