Губернаторский оркестр на «удаленке»: музыка сквозь шляпу и договор с соседями
21 мая 2020
Правительство Московской области
Елена Твердая, "Правительство Московской области", 20.05.2020
Фото: архив главного дирижера Губернаторского оркестра Московской области Сергея Пащенко
Пандемия коронавируса изменила мир, и всем пришлось приспосабливаться к ее условиям. Люди ищут способы самореализации, осваивают возможности удаленного общения, изобретают новые форматы своей прежней деятельности. Портал mosreg.ru запускает серию материалов «ПрофАдаптация» о том, как представители разных профессий успешно адаптируют свое дело к новой реальности. В первом материале серии читайте, как на самоизоляции работают Губернаторский оркестр Московской области и его главный дирижер Сергей Пащенко.
Переход в соцсети
Когда выяснилось, что дома придется сидеть не одну неделю, в Губернаторском оркестре стали думать, как сохранить интерес публики. Идея музицировать по конференц-связи не нова – до пандемии многие «свободные художники» пытались заявить о себе таким способом. Режим самоизоляции оставил для профессиональных музыкальных коллективов единственную площадку – интернет.
«Вопрос в том, насколько качественно делать видеоролики. Я всегда говорю музыкантам: сегодня мы можем играть в концертном зале «Зарядье», а завтра в парке маленького подмосковного городка. Качество от площадки не зависит – ни один зритель не должен быть обижен, в том числе наша публика в соцсетях», – говорит Сергей Пащенко.
Дело в шляпе
Осваивая удаленную работу, музыканты столкнулись с техническими сложностями. У каждого дома разная акустика и аппаратура. Трудно выстроить баланс между звуком, записанным в кухне на смартфон и в гараже с помощью профессионального микрофона. А еще непривычно не слышать товарищей и не видеть дирижера. В помощь только метроном и тюнер для настройки. Общее звучание можно услышать после черновой сборки всех партий. А дальше – работа звукорежиссера и дирижера.
«С группой трубачей пришлось экспериментировать. Звук на диктофоне оказался слишком резким. И мы начали пробовать повернуть трубу вбок, вниз, играть через подушку, матрац, в шкаф и даже в шляпу. В результате удалось добиться нужного тембра», – вспоминает Сергей.
Шумоизоляция на самоизоляции
Игру на музыкальных инструментах дома не всегда приветствуют соседи. Во время ежедневных занятий спасают шумоизолированные комнаты, современные приспособления и аппаратура. Так, существуют электронные барабанные установки, сурдины с наушниками. Но зачастую приходится договариваться с соседями и искать компромиссы.
«Был случай. Наш тубист репетировал, заткнув раструб картонкой. Но когда начал исполнять свою партию под запись, тут же соседи постучали в батарею, а на втором дубле – в дверь. После объяснений пошли навстречу», – рассказывает Пащенко.
Губернаторские фанфары – это ответственность
Во время пандемии отменили многие торжественные мероприятия, проходившие в сопровождении оркестра. Чтобы восполнить недостаток, музыканты выпустили виртуальные губернаторские фанфары.
«Губернаторские фанфары – это статус. Их надо исполнять безупречно. Нам было принципиально сделать это пусть и в домашних условиях, но на профессиональном уровне. Конечно, это не студийное качество, но мы стремились максимально к нему приблизиться», – делится дирижер.
Проект MGT Music
Губернаторский оркестр входит в состав Московского Губернского театра. Для поддержки зрителей во время самоизоляции коллектив создал канал «МГТ ТВ». Ежедневно на видеохостинге YouTube и в соцсетях выходят развлекательные программы от артистов театра. У оркестра – своя рубрика MGT music. Она выходит по понедельникам в 20:00.
Ролики у оркестра разноплановые: кларнетисты играют лирику, у трубачей – шуточное произведение. В одном из выпусков тромбонист выступает как человек-оркестр. Следующая на очереди – группа саксофонистов.
«Хотим популяризовать именно духовую музыку. Симфонические оркестры на слуху, а духовые у многих ассоциируются с военными маршами или с танцами в парке в советском стиле. Мы показываем зрителям, сколько возможностей у духовых инструментов», – говорит дирижер.
Оркестранты сознают, что после окончания особого режима жизнь не сразу вернется в привычное русло. Психологически зрители не будут готовы посещать большие концертные залы и театры.
«Мы понимаем, что после отмены ограничений концерты и фестивали онлайн останутся востребованными, особенно в первое время. А популярность социальных сетей будет только расти. Составляем репертуарный и технический план с учетом этого», – подводит итог Сергей.
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев.
Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.