Текст и фото: Евгений Чесноков
После успеха спектакля «Вишневый сад» Сергей Безруков поставил ещё одну не менее знаменитую чеховскую пьесу — «Дядя Ваня», и исполнил роль Ивана Войницкого, дяди Вани. В ролях Елены Андреевны и доктора Астрова заняты актёры Карина Андоленко и Антон Хабаров, сыгравшие в «Вишневом саде» Раневскую и Лопахина. Артисты так органично перевоплощаются в персонажей пьес Чехова, что хотелось бы увидеть их в возможном продолжении историй из усадебной жизни, например, Андоленко-Аркадину и Хабарова-Тригорина. Но «Чайка» — это лишь пожелание зрителей на будущее, а в декабре 2020 года Московский Губернский театр представляет на суд почтенной публики «Дядю Ваню». Спектакль приурочен к 160-летию со дня рождения Антона Чехова.
Рассказывает режиссёр-постановщик
Сергей Безруков:
В первом спектакле по Чехову («Вишневый сад») у нас настоящая трава на сцене, абсолютный реализм и по костюмам и по декорациям, мне хотелось создать абсолютно аутентичную усадьбу Раневских. А здесь всё зашифровано в символах времени, в которых каждый найдёт своё. Дядя Ваня — это человек, который упустил своё время, свою любовь, списал себя со счетов и живёт миражами. В спектакле есть и мои личные символы, например, фотокамера «Спутник», производство которого закончилось в 1973 году, в год, когда я родился. Эта камера делает объёмные изображения, она в рабочем состоянии.
Для меня важно, чтобы на сцене было ощущение настоящей деревенской жизни, в спектакле использованы голоса дачных домашних животных — собаки Лаки, петушка Пети. У меня начало рабоче-крестьянское и я сам во время самоизоляции сажал картошку, огурцы, помидоры. Я рад что у меня в семье все рукастые и Аня (супруга режиссёра Анна Матисон) мне помогала не только на даче, но и в спектакле по сценографии, как художник-постановщик и художник по костюмам.
Замысел и решение спектакля рождались во время самоизоляции, важно было попробовать по-новому прочитать эту великую пьесу, расставить акценты так, чтобы она зазвучала свежее. Это легендарная пьеса мирового репертуара, Войницкого и Астрова играли все великие актёры, потрясающий есть английский вариант. В пьесе очень много любви, как говорил Антон Чехов, «пять пудов любви». Здесь очень много любви и я пытаюсь говорить о ней со зрителями — здесь есть и настоящая истовая любовь на всю жизнь, и мимолётное увлечение, и страсть, которая ни к чему не приводит.
На сцене в этом спектакле много талантливых людей. Карина Андоленко играет живьём Первый концерт Чайковского, очень сложное произведение. Антон Павлович и Пётр Ильич знали и уважали друг друга, поэтому для меня важно, чтобы на сцене прозвучал Чайковский. Астров в исполнении Антона Хабарова — это человек, у которого в душе не всё в порядке, его постоянно накрывает ощущение, что он убийца. Он не верит ни во что, очень сильно переживает и страдает, он так сильно и напивается, наверное, из-за этих душевных мучений.
Трактовку образов дополняют актёры.
Карина Андоленко: В театральных постановках зачастую Елена Андреевна предстаёт провокационной светской львицей, а мы хотим показать чистую светлую душу, которая верит в верность, служение и, положив на плаху свой талант пианистки, она ушла служить к профессору. Она старается сохранить в себе и достоинство, и честь, и верность, но общество ей не верит, толкает на грех, обесценивает и от этого в Елене Андреевне проявляются совсем другие качества, ранее ей не присущие.
Антон Хабаров: Когда заканчиваем университет, мы мечтаем стать большими людьми, но Астров не добился, чего хотел — «Пропала жизнь». Ведь он думал спасать людей, а приходится трястись тридцать вёрст в холодной телеге, чтобы лечить подагру. Артисту приятно красиво выглядеть на сцене, но здесь я постарался показать образ пьющего человека, который пьёт отвратительно.
Премьерные показы в Губернском театре назначены на 11, 12 и 16 декабря, спектакли идут с ограничениями, установленными Роспотребнадзором для московских театров. Ознакомиться с афишей можно на сайте: