Ирина Безрукова: «Между текстом тифлокомментатора и актерской игрой – целая жизнь»
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

Ирина Безрукова: «Между текстом тифлокомментатора и актерской игрой – целая жизнь»

17 Октября 2016
Юлия Серикова, журнал «ОК!», 14.10.2016.

Вы когда-нибудь слышали о тифлокомментировании? Для нас, людей зрячих, это всего лишь очередное сложное слово, но для 39 миллионов слепых людей по всему миру тифлокомментатор – единственный проводник в особый художественный мир. Накануне «Дня белой трости» мы поговорили с талантливой российской актрисой, тифлокомментатором высшей категории Ириной Безруковой об особенностях этой непростой профессии, сложностях в работе с особенными детьми и театральном искусстве.

08.10.2016-teatr2_0003
Фото Максима Кашина

Как родилась идея открыть театральное искусство слепым людям?

Она возникла благодаря певице Диане Гурцкая. Когда готовилась премьера фильма «Реальная сказка», в котором я снималась, Диана попросила сделать к этой картине тифлокомментирование. На тот момент это слово я слышала впервые и даже растерялась, потому что то, как я себе это представляла, очень отличалось от того, что я знаю о тифлокомментировании сейчас.

Я заинтересовалась и пошла учиться в институт «Реакомп». Поначалу наивно думала, что поскольку я актриса и имею большой опыт в озвучивании фильмов, сложностей не возникнет. Но уже на третьем занятии поняла, что очень сильно ошибалась и включилась в учебу. Училась серьезно. Дело в том, что я привела с собой коллег, и надо было доказывать и показывать все на своем примере.

Так что же такое тифлокомментирование?

Это описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому без специальных словесных пояснений. Если использовать простые сравнения, то это ближе всего к комментированию футбольного матча. Но когда мы не слышим разговоры футболистов, можно комментировать как хочешь, не обращая внимание на время. Тифлокомментатор же должен молчать, когда говорят актеры, потому что зритель, в первую очередь, пришел услышать именно текст произведения, он должен воспринять именно спектакль, а тифлокомментарий – это дополнительная звуковая история, как радиотеатр.

08.10.2016-teatr2_0005
Фото Максима Кашина

В таком случае, в чем отличие спектакля с тифлокомментированием от радиотеатра?

Когда в зале сидит абсолютно незрячий человек, у него, благодаря дополнительному голосовому сопровождению, возникает эффект присутствия. Не то, чтобы это радиотеатр в полной мере, поскольку актеры и эмоции живые. Однако будь то малыш или взрослый человек, когда он сидит в зале среди зрячих людей, самое ценное – это то, что они все могут реагировать на происходящее одновременно: смеяться, переживать и даже плакать.

Какие сложности есть в этой необычной профессии?

Вот одна из первых ошибок, которую нам преподали в институте. На экране шла запись спектакля. Сначала была темная сцена, а затем одновременно загорелись два абажура. Кто-то из нас комментирует: «Загорелись абажуры». И тут педагог сразу же прерывает: «Стоп! Пожар?!» Я переспрашиваю: «Какой пожар?» «На сцене пожар! – настаивает он. – Что-то же горит». Дело в том, что зрячие и незрячие иначе относятся к словам, потому что для нас общие фразы не несут двусмысленности, а слепого могут запутать. Поэтому нужно было сказать «включился абажур», или «включился свет». И таких примеров масса.

Занятные бывают оговорки. Например, одна из коллег во время спектакля комментирует: «Пушкин садит няню себе на колени». С иронией спрашиваю: «Он ее высаживает? В теплый грунт? Поливает? Ведь правильно говорить «сажает». Доходит до мелочей. Казалось бы, обычная фраза: «Наталья Гончарова кинула веер на пол». Но из-за того, что у слова «кидать» есть дополнительное сленговое значение, мы предпочитаем заменять его на «швырнуть». Это делается для того, чтобы мысль не завела человека не туда, и он не пропустил следующие реплики.

08.10.2016-teatr2_0004_0
Фото Максима Кашина

Помните спектакль, на котором вы впервые выступали в качестве тифлокомментатора? Что чувствовали в тот момент?

Что со мной было тогда, знаю только я. Мне нужно было успокоиться, потому что голос не должен дрожать, а тифлокомментатор не должен заикаться или добавлять свои эмоциональные реплики. Самое сложное, как оказалось, – не смеяться, когда смешно. Потому что на сцене мои любимые коллеги шалят так, что, весь зал хохочет. Бывает настолько смешно, что просто невозможно не реагировать. Тогда я тихонько выключаю кнопку на своем микрофоне и хихикаю, а потом выдыхаю и говорю себе: надо работать!
Не мешают ли такие комментарии людям, которые не до конца потеряли зрение?

Когда берут рацию и наушник зрячие люди, через некоторое время они перестают слышать тифлокомментарий, голос им абсолютно не мешает. А слепому человеку это помогает сориентироваться в том, что в данный момент происходит на сцене, определить место действия, понять, кто уже находится перед ним, а кто только выходит, кто как одет и что делает. Когда начинаются батальные сцены или же наоборот, сцены с нежными объятиями, надо чтобы зритель понимал, кто к кому направился и что сделал, потому что когда один персонаж приближается к другому, между ними только взгляды. Задача тифлокомментатора в этот момент – пояснить, что главный герой, например, с большой любовью и нежностью смотрит на героиню, подходит, трогает ее волосы, обнимает, их губы сближаются… Между текстом и актерской игрой целая жизнь.

Как обычно проходит работа над созданием тифлокомментариев?

Изготовление тифлокомментария – вещь кропотливая, работа над одним спектаклем идет около месяца, потом все шлифуется. У нас этим занимается команда из 4 человек: Анна Цанг – актриса нашего театра, Марина Бауэр, Ольга Воскресенская и я. Мои коллеги тоже имеют творческие профессии, Ольга пишет стихи, а Марина – режиссер дубляжа, человек киношный.

Когда готовят тифлокомментарии, обычно еще привлекают незрячего человека. Он прослушивает все, а затем указывает на ошибки и недочеты. Это кропотливая техническая работа.

08.10.2016-teatr2_0002
Фото Максима Кашина

Почему профессия тифлокомментатора не так популярна в России как на Западе?

Потому что в нашей стране нет для этого государственной программы, равно как и нет штатной должности тифлокомментатора, она не существует в театре. Тем не менее, какое-то количество фильмов снабжается тифлокомментариями, в такой форме проводятся конференции для незрячих, но этого пока недостаточно. Мы стараемся, как можем, изменить эту ситуацию.

Я хочу поклониться своим коллегам, потому что то, что они делают – это, в большей степени, подвижничество. Такая работа оплачивается очень скромно. Просто все эти женщины невероятно любят свое дело и отдаются ему всем сердцем. И вы видите реакцию зрителей.

Актерский опыт лично вам помогает в работе тифлокомментатором или приходилось начинать с чистого листа?

Помогает, но тифлокомментатором может стать и человек, без актерского образования. Я не могу равнодушно комментировать, когда идет эмоциональная сцена. Потому что если актеры дерутся, а голос за кадром медленно говорит «ну… он достал топор…и отрубил противнику правый палец», создать должное впечатление у зрителя не получится. Есть общий фон спектакля, и комментатору нужно подстраиваться под каждый эпизод. Это как музыка, как симфония. Ты ведешь незрячего зрителя и, благодаря твоим стараниям, он не должен слышать, он должен видеть все, что происходит и быть в правильном настроении.

Удается привлечь новые кадры к работе?

Лично я занимаюсь, скорее, просветительской работой. Мы делали несколько выездных спектаклей, побывали в Казани и в Астане. Помню, подходили незрячие люди и просили сделать такой театр доступным в их городах. Хочется помочь, но я всего лишь актриса и тифлокомментатор, пока максимум, что я могу сделать – поделиться опытом и подсказать, где можно обучиться.

gt;Есть какие-то сложности в работе со слабовидящими детьми и детьми-инвалидами?

Абсолютно никаких. Просто мы стараемся быть очень аккуратными в обращении с такими детишками, так как некоторые из них не могут быстро двигаться, к примеру. Часто, когда их обнимаешь, они норовят убрать свои палочки или костыли, на которые опираются. В этот момент просто надо поддержать ребенка, ведь ради фотографии он старается ровно поставить ножки, которые не стоят. Это невероятно трогательные и очень отзывчивые дети.

Кстати, незрячие очень любят фотографироваться. Я бы ни за что не подумала, что человек, который никогда не сможет увидеть себя на фото, будет подходить с просьбой сделать совместный снимок. Вероятно, потом, дома, они кому-то показывают эти фотографии.

08.10.2016-teatr2_0001
Фото Максима Кашина

Какую роль сыграл благотворительный фонд «Исток» в приобщении слабовидящих детей к театру?

Руководитель фонда «Исток» Екатерина Богдасарова сделала большое дело: ее сотрудники собрали по Подмосковью из специальных учреждений незрячих детишек, а также ребят с другими «особыми потребностями» и выкупили для них все билеты на спектакль «Остров сокровищ». В зале присутствовали ребята с синдромом Дауна, аутисты, колясочники, детки с церебральным параличом, а также слабовидящие и слепые. По их реакции видно, что для них это невероятный, неоценимый подарок. Когда я вышла в самом начале и сказала всего несколько слов, дети аплодировали так, будто уже отсмотрели весь спектакль. Они просто переполнены эмоциями. Невероятно благодарные, небалованные детки.

Сколько спектаклей с тифлокомментариями сейчас можно посмотреть в Губернском театре?

Наш театр пока единственный, где регулярно идет 6 спектаклей с тифлокомментированием: 4 взрослых и 2 детских. Все это было бы невозможно без помощи губернатора московской области Андрея Воробьева. Когда мы только начинали, и театр почти ничего не зарабатывал, Министерство культуры Московской области и лично губернатор приняли решение закупить оборудование: наушники, рации и передающие устройства. Благодаря такой поддержке, у незрячих людей появилась возможность слышать и воспринимать тифлокомментарии.

Как осуществляется выбор спектаклей для слабовидящих детей?

В Губернском театре много детских спектаклей, но лучшими считаются «Маугли» и «Остров сокровищ». Они самые богатые, самые красивые, самые зрелищные, и, к тому же, проходят на большой сцене. Хочется, чтобы незрячие детки сидели в большом зале во время переаншлага и ловили общую атмосферу. в этих спектаклях занято много актеров, часто сменяются места действий: драки в стиле блокбастеров, сделанные как в кино, как бы в «замедленной съемке», шторм на корабле, очень красивые видеопроекции с чайками, паруса тянут прямо через зал, разбойники бегают и так далее. Мы стараемся делать выбор в пользу семейных спектаклей, которые понравятся и взрослым, и детям.

Какими качествами должен обладать человек, который хочет стать профессиональным тифлокомментатором?

Тифлокомментатор – это ненавязчивый «внутренний голос», который аккуратно ведет человека по ткани спектакля. Это большое искусство, которому обязательно нужно учиться. Прежде всего, в нашу профессию лучше идти людям с высшим гуманитарным образованием. Профессиональный тифлокомментатор должен быть образован, предельно внимателен, с устойчивой психикой и хорошей речью. Если человек косноязычен, заикается, плохо произносит или картавит, это сильно мешает восприятию. Также многое зависит от тембра голоса.

Голос должен быть спокойным, комментатор – уравновешенным, а интонация – повествовательной. Нам удается справляться с волнением во время работы, которое естественно, потому что как представишь, что в зале сидит маленький детеныш, для которого, возможно, это первый поход в театр, и только от тебя зависит, придет ли он еще, и в каком направлении будет развиваться дальше... Это очень важно и ответственно.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Заоблачно-головокружительная история
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Премьеру "Безымянной звезды" МГТ покажет осенью
08 Апреля 2021
МОСКВА, 8 апр - Пресс-служба Московского Губернского театра. Московский Губернский театр...
Галина Бокашевская: “Приглашение Безрукова восприняла как розыгрыш”
08 Апреля 2021
Недавно в московском Доме кино прошёл юбилейный вечер заслуженной артистки России...
В Московском Губернском театре представят свою версию «Безымянной звезды»
07 Апреля 2021
Ранее пьесу Михаила Себастьяна адаптировали в виде фильма с Анастасией Вертинской и...
Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
05 Апреля 2021
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где...
Сергей Безруков представит в Минске премьеру спектакля «Дядя Ваня»
26 Марта 2021
Спектакль режиссера Сергея Безрукова, поставленный по одной из самых известных пьес...
Безруков, Бутман, Прилепин, Голубкина получили премию Минобороны
24 Марта 2021
Наталия Губернаторова Глава российского военного ведомства Сергей Шойгу 24...
«Помогать патриотическому настрою»: Безруков о премии МО в области культуры и искусства
24 Марта 2021
Андрей Аркадьев, Ирина Лосик Награду за вклад в развитие культуры получили актер,...
Шойгу вручил премию Минобороны РФ артисту Безрукову
24 Марта 2021
Юрий Гаврилов Вечером в среду, 24 марта в Центральном академическом театре Российской...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре