Марина Довгер, журнал «Eclectic», октябрь 2015.
Сергей Безруков поставил фантастический экшен «Сон разума» в Московском Губернском театре
На минувших выходных на сцене Московского Губернского театра состоялась премьера спектакля «Сон разума» по повести «Записки сумасшедшего» Николая Гоголя. Главную роль титулярного советника Поприщина исполнил Сергей Безруков.
Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами безумца, попробовать сложить пазл из обрывков беспорядочной работы подсознания. И не исключено, что в этой причудливой игре воображения истинного и настоящего больше, чем в реальном мире. По мысли режиссера, разум делает человека несвободным, ведь именно он – источник страхов, недовольства, бесплодных стремлений, загоняющих человека в ловушку. Душевный кризис маленького человека, его мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводят его в мир фантазий, где его личность имеет вес, где у него все еще есть достоинство.
«Для меня важно, что это именно фантасмагорический сон, а не бытовой театр: мне не интересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума, – делится своим замыслом Сергей Безруков. – Мой персонаж «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках..», и даже еще более невероятные. Ведь во сне для нас все возможно! Во сне человек открыт для самоанализа, он видит все свои страхи и искушения порой в таких ярких, фантастических формах, что диву даешься. Когда разум засыпает, человек становится свободным. Разумом мы приглушаем собственные эмоции, остужаем чувства, закрываем возможность сказать самому себе правду. Разум не позволит тебе поднять бунт против начальника департамента, против системы… Сон разума не только порождает чудовищ, но и высвобождает, проявляет все то, что есть в человеке, что он боялся в себе признать».
Над сценическим воплощением сюрреалистических фантазий чиновника трудились профессионалы: изощренные трюки подготовил мастер по созданию иллюзий Вадим Савенков, а специалисты из Цирка на Цветном бульваре Денис и Юрий Осиповы обучили актеров Губернского театра основам воздушной эквилибристики.
«Мы решились довериться профессионалам, потому что спектакль очень сложный, все нужно было просчитать от и до, – комментируют режиссер. – Здесь, в этом пространстве, где все движется, взлетает и падает с огромной высоты, порой даже опасно находиться. Поэтому все просчитано до мелочей, до каждой секунды, до реплики, до взгляда. Рабочие сцены работают на высоте, чтобы устраивать полеты. «И мы надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк…».
Сценография и костюмы Николая Горобцова становятся полноправными участниками невероятных событий и метаморфоз. Так, в лабиринте сознания Поприщина встречается огромный Стол – инфернальное существо, умеющее самостоятельно двигаться и говорить. В фантазиях титулярного советника стол становится то олицетворением ненавистного Департамента, против которого маленький человек поднимает бунт, то будуаром любимой девушки.
«Мне хотелось создать на сцене ощущение, какое бывает лишь во сне, когда все летает, двигается, разговаривает, показать этот многомерный сон. Спектакль получился яркий, жанр фантасмагории – новый жанр для Губернского театра. По техническому оснащению это один из сложнейших спектаклей в Москве», – добавил Сергей Витальевич.
Хотя «Сон разума» поставлен по повести «Записки сумасшедшего», режиссер органично вплел в ткань повествования интертекст. При внимательном просмотре можно заметить отсылки к образам из других произведений писателя: «Вий», «Нос», «Невский проспект».
«Это спектакль для размышления и переосмысления, – рассказывает Сергей Безруков. Кто-то придет на него еще раз, потому что здесь столько деталей и подробностей, которые хочется пересмотреть еще раз, потому что за масштабом происходящего на сцене можно что-то упустить».
В спектакле звучит оригинальная музыка Александра Биллиона в исполнении Губернаторского оркестра. Звучание органа для некоторых музыкальных фрагментов записывали в римско-католическом соборе на Малой Грузинской. По словам композитора, для спектакля он написал разножанровую музыку: «Здесь можно услышать и 19 век, и 20, и 21, есть стилизации под романтизм, импрессионизм, и есть современная электронная музыка».
Несмотря на громоздкие декорации, спектакль будет активно гастролировать. Уже в ближайшее время его увидят зрители Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Уфы, Минска, Иркутска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Ближайшие показы на сцене Московского Губернского театра пройдут 26 и 27 ноября.
Фото Анны Коонен
Материал на сайте издания