Из Безрукова в Высоцкого: история одного из сложнейших перевоплощений актера: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Из Безрукова в Высоцкого: история одного из сложнейших перевоплощений актера

18 октября 2023
МИР 24
От Есенина до Бориса Годунова – только киноролей в карьере Сергея Безрукова, актера и художественного руководителя Московского Губернского театра, к 50 годам уже перевалило за сотню. Народную славу в начале уже не таких лихих 2000-х принесла роль Саши Белого в сериале «Бригада» Алексея Сидорова, а через несколько лет Владимир Бортко пригласил его ни много ни мало на роль Иешуа в экранизацию романа Булгакова «Мастер и Маргарита» – от амплуа бандита удалось избавиться быстро и кардинально.

Количество громких проектов среди фильмов с участием Сергея Витальевича зашкаливает, и так уж вышло, что зачастую ему предлагают роли неординарных исторических личностей: Иисуса Христа (правда, в виде Иешуа Га-Ноцри из Евангелия от Воланда, но это уже совсем другая история), Бориса Годунова, Сергея Есенина, Александра Пушкина.

Одной из самых дорогих, скандальных и сложных с технической точки зрения в фильмографии актера стала драма «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятая Петром Бусловым по сценарию Никиты Высоцкого и презентованная широкой публике в 2011 году. К 50-летию Сергея Безрукова MIR24.TV рассказывает историю этого перевоплощения.

Смотрите на канале «МИР» фильм «Китайский сервиз», где Сергей Безруков сыграл главаря банды картежников, 18 октября в 22:30, а сразу после, в 00:20, – выпуск программы «Наше кино. Неувядающие», посвященный юбилею актера.

Картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» показывает эпизод, случившийся с бардом за год до его смерти. Осенью 1979-го Владимир Семенович, находясь в творческом кризисе и страдая от наркотической зависимости, отправляется в Бухару, чтобы дать два нелегальных концерта – в это время у него случается, если верить фильму, клиническая смерть (возможно, на самом деле это был обморок), после которой поэта снова посещает вдохновение, он начинает писать стихи.

Еще задолго до премьеры создатели фильма начали окутывать съемки нешуточной таинственностью. Главная интрига – кто рискнет сыграть самого Высоцкого? Имя исполнителя главной роли держалось в строжайшем секрете, все участники съемочной группы подписывали документ о неразглашении. На площадке актер появлялся только в гриме, и даже в рабочих документах вместо его фамилии значилось: «Высоцкий»…

«Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого», – объяснял потом сын Высоцкого Никита Владимирович. В итоге маркетинговый ход оказался удачным: многим людям было интересно взглянуть на ожившего «Высоцкого» и разгадать, кто же кроется под слоем грима.

«Я был последним в списке»
Лишь спустя полгода после премьеры Сергей Безруков признался, что это был он. При этом актер утверждал, что стоял не первым и даже не вторым в списке кандидатов.

«Я был последний в списке, то есть меня изначально не было даже в претендентах, – рассказывал Безруков. – Проекту было два года, было много претендентов. Сначала режиссером был Александр Наумович Митта, и это было органично и справедливо, потому что он снимал Владимира Семеновича в своем совершенно гениальном «Арапе Петра Великого». Но не сложилось. Был актер, которого утвердили – не сложилось. Потом был ученик Митты, уже при нем пошли пробы. Продюсер позвонил мне и сказал: «Давай попробуемся». Я отказался. Ровно год меня не трогали. Через год Анатолий Владимирович Максимов, продюсер фильма, сказал: «Почитай сценарий, мне просто важно твое мнение». Такой продюсерский красивый ход. Я прочел и честно сказал, что это очень опасная тема».

Вскоре актера пригласили на пробы в Москву, сразу после которых позвонил Константин Эрнст и сообщил: «Ты утвержден». По замыслу с помощью сложнейшего пластического грима актер должен был превратиться в точную копию своего героя. Из общего у Высоцкого и Безрукова были лишь невысокий рост (170 и 173 сантиметра), мощная энергетика и светлые глаза. Чтобы сделать свою фигуру более похожей на фигуру барда, актеру пришлось весь съемочный день находиться в неестественном положении:

«Дело в том, что у Владимира Семеновича была боксерская комплекция – плечи вовнутрь – и приземистая, но очень легкая походка. Кстати, для этой картины я стал заниматься боксом, для того чтобы была хорошая постановка удара – у Владимира Семеновича был хороший левый хук. Честно говоря, спина не выдерживала, когда я целый день так ходил, поэтому после съемки мне ее вправляли».

Как создавали маску
Но главным испытанием для Сергея Витальевича, по его собственным словам, стал грим, который накладывали в среднем четыре часа, и еще полтора часа требовалось, чтобы снять его – со временем гримеры научились делать это за 45 минут. Сложнейшую задачу доверили команде художника-гримера, архитектора по образованию Петра Горшенина. Никита Высоцкий предоставил ему для создания слепков около 500 фотографий отца во всевозможных ракурсах. Разработка грима заняла полгода. Сначала была создана точная копия лица Безрукова, на модели которого поверху вылепили тончайшую скульптуру лица Высоцкого…

«Когда скульптура готова, с нее снимается форма, заливается специальным составом. Получается негативная и позитивная часть формы. Форма вскрывается, сама скульптура вычищается, вымывается и уничтожается. А в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей», – раскрыл секрет производства Горшенин.

Лицо Высоцкого в фильме состоит из четырех основных силиконовых деталей: подбородок, лоб и щеки. Каждая пора делалась под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами, отдельно – брови и щетина, каждый волосок нужно было вручную «втопить» в силикон. Когда изготовили первый комплект деталей, актера пригласили на пробы: грим нанесли на лицо и отсняли эпизод, чтобы понять, как он будет работать с учетом мимики актера, что нужно доработать. Таких разов на съемках «Высоцкого» было девять.

«Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал, – вспоминал гример. – В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку».

Чтобы лицо не выглядело, как резиновая маска, грим нужно было сделать максимально тонким, в некоторых местах толщина деталей составляла всего один миллиметр. Работали точно, в восемь, а то и десять рук – силикон моментально фиксировался на лице с помощью специального клея. На всякий случай гримеры всегда имели запасной комплект, но он так ни разу и не пригодился. Каждый день – новый набор, использовать силиконовые детали повторно было невозможно. Гримировать Безрукова начинали в три часа ночи, чтобы к восьми утра можно было приступать к съемкам.

Но и этот результат не совсем удовлетворял создателей – образ Высоцкого на пленке обрабатывался на компьютере. Ну а говорит Бусловский Владимир Семенович голосом Никиты Высоцкого.

«Когда я играл Владимира Семеновича в кино, мне приходилось в некотором смысле копировать его манеру петь, говорить и двигаться, потому что я играл конкретную историческую личность, в портретном гриме, и это было скорее проникновение в образ, когда приходилось превращаться в Высоцкого и по голосу, и по пластике. Было очень сложно, но это большая честь и ответственность. Прожить жизнь Высоцкого, особенно самый сложный период – 79-й год, за год до его смерти, – было невероятно сложно. Но самое главное здесь – не подражать, важно сохранить тот нерв, который есть в его песнях», – комментировал свою роль Сергей Безруков.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 час 40 минут, антракт
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 10 минут
Подробнее
Последние статьи
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре