МИР 24
От Есенина до Бориса Годунова – только киноролей в карьере Сергея Безрукова, актера и художественного руководителя Московского Губернского театра, к 50 годам уже перевалило за сотню. Народную славу в начале уже не таких лихих 2000-х принесла роль Саши Белого в сериале «Бригада» Алексея Сидорова, а через несколько лет Владимир Бортко пригласил его ни много ни мало на роль Иешуа в экранизацию романа Булгакова «Мастер и Маргарита» – от амплуа бандита удалось избавиться быстро и кардинально.
Количество громких проектов среди фильмов с участием Сергея Витальевича зашкаливает, и так уж вышло, что зачастую ему предлагают роли неординарных исторических личностей: Иисуса Христа (правда, в виде Иешуа Га-Ноцри из Евангелия от Воланда, но это уже совсем другая история), Бориса Годунова, Сергея Есенина, Александра Пушкина.
Одной из самых дорогих, скандальных и сложных с технической точки зрения в фильмографии актера стала драма «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятая Петром Бусловым по сценарию Никиты Высоцкого и презентованная широкой публике в 2011 году. К 50-летию Сергея Безрукова MIR24.TV рассказывает историю этого перевоплощения.
Смотрите на канале «МИР» фильм «Китайский сервиз», где Сергей Безруков сыграл главаря банды картежников, 18 октября в 22:30, а сразу после, в 00:20, – выпуск программы «Наше кино. Неувядающие», посвященный юбилею актера.
Картина «Высоцкий. Спасибо, что живой» показывает эпизод, случившийся с бардом за год до его смерти. Осенью 1979-го Владимир Семенович, находясь в творческом кризисе и страдая от наркотической зависимости, отправляется в Бухару, чтобы дать два нелегальных концерта – в это время у него случается, если верить фильму, клиническая смерть (возможно, на самом деле это был обморок), после которой поэта снова посещает вдохновение, он начинает писать стихи.
Еще задолго до премьеры создатели фильма начали окутывать съемки нешуточной таинственностью. Главная интрига – кто рискнет сыграть самого Высоцкого? Имя исполнителя главной роли держалось в строжайшем секрете, все участники съемочной группы подписывали документ о неразглашении. На площадке актер появлялся только в гриме, и даже в рабочих документах вместо его фамилии значилось: «Высоцкий»…
«Мы не называем фамилию актера и не пишем ее в титрах именно для того, чтобы там не было никого, чтобы это был образ Высоцкого», – объяснял потом сын Высоцкого Никита Владимирович. В итоге маркетинговый ход оказался удачным: многим людям было интересно взглянуть на ожившего «Высоцкого» и разгадать, кто же кроется под слоем грима.
«Я был последним в списке»
Лишь спустя полгода после премьеры Сергей Безруков признался, что это был он. При этом актер утверждал, что стоял не первым и даже не вторым в списке кандидатов.
«Я был последний в списке, то есть меня изначально не было даже в претендентах, – рассказывал Безруков. – Проекту было два года, было много претендентов. Сначала режиссером был Александр Наумович Митта, и это было органично и справедливо, потому что он снимал Владимира Семеновича в своем совершенно гениальном «Арапе Петра Великого». Но не сложилось. Был актер, которого утвердили – не сложилось. Потом был ученик Митты, уже при нем пошли пробы. Продюсер позвонил мне и сказал: «Давай попробуемся». Я отказался. Ровно год меня не трогали. Через год Анатолий Владимирович Максимов, продюсер фильма, сказал: «Почитай сценарий, мне просто важно твое мнение». Такой продюсерский красивый ход. Я прочел и честно сказал, что это очень опасная тема».
Вскоре актера пригласили на пробы в Москву, сразу после которых позвонил Константин Эрнст и сообщил: «Ты утвержден». По замыслу с помощью сложнейшего пластического грима актер должен был превратиться в точную копию своего героя. Из общего у Высоцкого и Безрукова были лишь невысокий рост (170 и 173 сантиметра), мощная энергетика и светлые глаза. Чтобы сделать свою фигуру более похожей на фигуру барда, актеру пришлось весь съемочный день находиться в неестественном положении:
«Дело в том, что у Владимира Семеновича была боксерская комплекция – плечи вовнутрь – и приземистая, но очень легкая походка. Кстати, для этой картины я стал заниматься боксом, для того чтобы была хорошая постановка удара – у Владимира Семеновича был хороший левый хук. Честно говоря, спина не выдерживала, когда я целый день так ходил, поэтому после съемки мне ее вправляли».
Как создавали маску
Но главным испытанием для Сергея Витальевича, по его собственным словам, стал грим, который накладывали в среднем четыре часа, и еще полтора часа требовалось, чтобы снять его – со временем гримеры научились делать это за 45 минут. Сложнейшую задачу доверили команде художника-гримера, архитектора по образованию Петра Горшенина. Никита Высоцкий предоставил ему для создания слепков около 500 фотографий отца во всевозможных ракурсах. Разработка грима заняла полгода. Сначала была создана точная копия лица Безрукова, на модели которого поверху вылепили тончайшую скульптуру лица Высоцкого…
«Когда скульптура готова, с нее снимается форма, заливается специальным составом. Получается негативная и позитивная часть формы. Форма вскрывается, сама скульптура вычищается, вымывается и уничтожается. А в форму заливается сложный многокомпонентный силиконовый состав. И после этого получается комплект пластических деталей», – раскрыл секрет производства Горшенин.
Лицо Высоцкого в фильме состоит из четырех основных силиконовых деталей: подбородок, лоб и щеки. Каждая пора делалась под увеличительным стеклом тончайшими скульптурными инструментами, отдельно – брови и щетина, каждый волосок нужно было вручную «втопить» в силикон. Когда изготовили первый комплект деталей, актера пригласили на пробы: грим нанесли на лицо и отсняли эпизод, чтобы понять, как он будет работать с учетом мимики актера, что нужно доработать. Таких разов на съемках «Высоцкого» было девять.
«Я эту работу пропускал через пальцы, через сердце, через мозг, иногда по ночам вскакивал и в мастерскую бежал, – вспоминал гример. – В процессе работы мы для себя открыли Высоцкого заново. Мы купили все его диски, полное собрание, и всю работу делали под его песни, под его музыку».
Чтобы лицо не выглядело, как резиновая маска, грим нужно было сделать максимально тонким, в некоторых местах толщина деталей составляла всего один миллиметр. Работали точно, в восемь, а то и десять рук – силикон моментально фиксировался на лице с помощью специального клея. На всякий случай гримеры всегда имели запасной комплект, но он так ни разу и не пригодился. Каждый день – новый набор, использовать силиконовые детали повторно было невозможно. Гримировать Безрукова начинали в три часа ночи, чтобы к восьми утра можно было приступать к съемкам.
Но и этот результат не совсем удовлетворял создателей – образ Высоцкого на пленке обрабатывался на компьютере. Ну а говорит Бусловский Владимир Семенович голосом Никиты Высоцкого.
«Когда я играл Владимира Семеновича в кино, мне приходилось в некотором смысле копировать его манеру петь, говорить и двигаться, потому что я играл конкретную историческую личность, в портретном гриме, и это было скорее проникновение в образ, когда приходилось превращаться в Высоцкого и по голосу, и по пластике. Было очень сложно, но это большая честь и ответственность. Прожить жизнь Высоцкого, особенно самый сложный период – 79-й год, за год до его смерти, – было невероятно сложно. Но самое главное здесь – не подражать, важно сохранить тот нерв, который есть в его песнях», – комментировал свою роль Сергей Безруков.
Материал на сайте издания