Как МГТ готовился к премьере? «Веселого солдата»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Как МГТ готовился к премьере? «Веселого солдата»

02 Февраля 2016
Наталья Анохина, «Подмосковье сегодня», 1.02.2016.

По коридорам театра ходят уставшие солдаты в гимнастерках навыпуск. Молодые медсестры в баночках размешивают кровь и скатывают белоснежные бинты. Вокруг – неумолкаемые автоматные очереди и взрывы снарядов. Но никто в окопы не прячется. Не бежит сломя голову в укрытие. Потому что это – театр! Московский Губернский. Перед премьерой драмы «Веселый солдат» по одноименной повести Виктора Астафьева корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал за кулисами и узнал, кто и как делает спектакли в МГТ.

1
Фото Андрея Маленкова


Солдатская работа

Реквизитор с военной фамилией Солдатова тщательно размешивает кровь, расставленную в баночках на столе. Кровь разных оттенков. Глядя на нее, от реализма слегка тошнило. Но реквизитор Лиза Солдатова привычно занималась своей работой, по ходу объясняя, что кровь, текущая из ран, и та, что сплевывают изо рта, имеет не только разный оттенок, но и разную «закваску» – где-то гуще, где-то жиже.

– Мы стараемся, чтобы кровь выглядела правдоподобно, – рассказывает Лиза. – И таким образом помогаем актерам существовать в правдоподобных условиях. – Между прочим, кровь у нас натуральная, покупаем ее в специальных тюбиках. И если она попадет в рот, ничего страшного не случится. Это не химия!

Человеку, который побывал на войне, вообще ничего не страшно. А эти ребята – солдаты и медсестры – люди военные. Если в это не верить, не надо ходить в театр. Мы – верили! И с интересом наблюдали, как заведующая гримерным цехом Ольга Сомова «колдовала» над прической актера Дмитрия Карташова. Привычным движением убирала его длинные волосы под парик, «сажая» на сетку с помощью подклейки. Потом такими же профессиональными движениями накладывала на лицо тени, и глаза рядового Анкундина становились глубокими, воспаленными от хронического недосыпа.

Гримеры создают героев

– Дмитрий, к парику быстро привыкли? – не удержались мы от вопроса.

– 15 минут – и парик как родной. Потому что руки у наших гримеров золотые, – улыбнулся Дмитрий (он же рядовой Анкундин).

Ольга Сомова явно польщена. В театре работает давно и профессию свою знает «от и до». Она и рассказала, что гримеры также обязательно читают пьесы, представленные к постановке. Потому что должны иметь собственное мнение о том, как должен выглядеть тот или иной персонаж.

– Есть мнение режиссера, художника, актера и есть твое собственное. Они могут расходиться. И здесь важно найти консенсус, – говорит Ольга. И продолжает «делать» лицо Карташову – Анкундину. – Актеры тоже бывают разные – капризные и послушные, равно как режиссеры. Одни имеют видение будущих театральных образов, а иные перекладывают это дело на наше усмотрение, вкус и взгляд. Сергей Безруков, например, всегда знает, какими будут его персонажи, и высказывает свои предложения и пожелания.

3
Фото Андрея Маленкова


Гример, кто не знает, совмещает своим талантом сразу несколько профессий – художника, визажиста, постижера, парикмахера… Он – мастер на все руки. В гримерном цехе Губернского театра и таких мастериц – шесть!

– Я доверяю им полностью, – подчеркивает актриса Елена Калабина (медсестра санитарного поезда в «Веселом солдате»). – С моей головой доверяю им делать все, что угодно. Конечно, длинные волосы предпочтительней для причесок, но что поделаешь, если у тебя стрижка? Тут спасение – в руках гримеров. Я, например, обожаю меняться внешне, легко меняю длину и цвет волос. В жизни такой возможности нет, а в театре можно позволить себе многое.

7
Фото Андрея Маленкова


Снаряды загнали в окопы

Пока гримеры делали парики и усы, реквизиторы накладывали раненым гипс, а костюмеры утюжили солдатские рубахи, вокруг рвались снаряды и строчили пулеметы. «Пулеметчик» – звукорежиссер театра Михаил Лузин.

– Очень важно с помощью звукового оформления погрузить зрителя в атмосферу спектакля, – говорит он. И отправляет зрителя на поле боя, где слышны взрывы снарядов, автоматные очереди, звуки осыпающейся земли и пролетающих пуль, рикошеты и попадания, авианалеты. В какой-то момент вдруг понимаешь, что находишься под перекрестным огнем, что снаряды пролетают прямо над головой, свистят в ушах, а ты наблюдаешь за полем боя из вырытых солдатами окопов.

2
Фото Андрея Маленкова

И на этом поле (театральной сцене) разыгрывается трагедия, где главный герой – рядовой Виктор Астафьев – из настоящего пристально вглядывается в прошлое, заново проживая свою первую влюбленность, первое ранение, первого убитого немца, первые потери.

Его пронзительная история – это история о войне, увиденная глазами простого деревенского парня, а не рассказанная в хрестоматийных учебниках истории. Астафьев показывает войну во всей ее неприглядной правде – некрасивую, ужасную, состоящую из боли, грязи, отчаяния, бесчисленных потерь, любви и ненависти. Он признавался, что, несмотря на годы, прошедшие после войны, так и не сумел вернуться с нее. Утверждал, что выиграли войну не полководцы и командармы, а простой русский солдат, который, бросаясь в атаку, не кричал «В бой за Сталина», а во все легкие звал в помощь маму.

Женщины на войне

Виктора Астафьева в спектакле играют два актера – заслуженный артист России Борис Галкин (специально приглашенный на эту роль) и молодой актер Губернского театра Илья Малаков. Играют так, словно это один человек, просто в разные периоды жизни. И пусть Илье еще профессионально расти, доверяешь ему на сцене ровно так же, как и Борису Галкину. Потому как обоих отличает пронзительная искренность. И ты очень скоро забываешь, что находишься в зале, а на сцене – просто актеры. Для тебя в этом спектакле все превращается в настоящую жизнь, которую переживают (сопереживают) все, кто находится в зале. Потому и ком в горле, и сердце саднит, и мурашки по телу, словно от холода.

Между прочим, война и холод – слова-близнецы. То и другое одинаково безжалостно к человеку. Растапливает сердце только тепло. В данном случае это тепло исходит от женщин.

5
Фото Андрея Маленкова


Режиссер спектакля Сергей Безруков признался после премьеры, что женских историй в драме Астафьева ему не хватило, что Виктор Петрович мало уделил им внимания. И решил исправить несправедливость.

– Женская тема на войне – отдельная, – сказал он. И дописал характеры, взяв за основу военные воспоминания санитарок, которые нашел в архивах. В результате женские истории так органично вплелись в повествование Астафьева, что непосвященному человеку ни за что не догадаться, что история Виктора Петровича была дописана. Сергей Безруков рискнул и не проиграл, хотя признавался, что страшно было прикоснуться к теме войны. Ты не имеешь права тут врать.

И он не соврал! Ни словом. Ни движением. Потому как знал – Астафьев бы ему не простил. И равнялся во время работы на него. На его природное качество говорить только правду, пусть она даже неприглядная.

6
Фото Андрея Маленкова

Заслуженный артист России, режиссер и продюсер Борис Галкин вышел на сцену Московского Губернского театра в спектакле «Веселый солдат» в роли немолодого Виктора Астафьева (молодого играет актер Илья Малаков). И так убедительно сыграл его, что порой за артиста становилось страшно. Нельзя так «рвать» душу!

– Борис Сергеевич, как определили для себя «веселого солдата»? Он какой человек?

– Он из тех, кто, как бы его ни долбали, в грязь ни затаптывали, он, как балалаечная струна, выпрямится, улыбнется и пойдет дальше.

– Трудно было его играть?

– Нет, наоборот. Я застоялся. 35 лет не выходил на театральную сцену как артист. Для меня это счастливый случай, подарок судьбы. Когда позвонил Сергей Безруков и предложил роль Астафьева, был потрясен. Я знал писателя лично, встречался с ним не единожды. И вдруг – такое предложение.

– Стало быть, согласились сразу?

– Конечно. Ответил, что буду рад, если получится. Память об Астафьеве очень цепкая. Он буквально въезжает в сознание, владеет твоими эмоциями, без конца теребит сердце, живет в тебе. И чем дальше шли репетиции, тем больше я понимал, что путь к писателю бесконечен. Его очень трудно сыграть. Это характер многоплановый, неоднозначный, импульсивный. Мог взорваться в секунду, если замечал несправедливость. Работа его души не прекращалась ни на секунду.

– Не только душа, он сам трудился неустанно, признавался, что «задница болит от литературы, а голова – от войны».

– Про войну и писал. Кстати, поначалу Астафьев написал безобидную повесть. Но потом прочитал воспоминания великого маршала Жукова и возмутился: «Более лицемерной книги в жизни не читал, – сказал он. – Сплошное вранье. Я знаю другую войну». И решил рассказать о ней правду, показать без купюр. Сделай он это раньше, его наверняка расстреляли бы. Он был смелый человек! Для него правда была сильнее страхов и переживаний. Она и вела его по жизни.

– А какие воспоминания сохранились у вас от встречи с Астафьевым? Что вкладываете в его образ перед выходом на сцену?

– Я смотрю на его фотографии. Они очень выразительные. Я понимаю, о чем он думал в тот момент, когда его фотографировали. Однажды я имел неосторожность почитать ему свои далеко не совершенные стихи. Он их выслушал, а потом прямо сказал: «Если можешь – больше не пиши». Вот такой он был человек – правдивый во всем.

– Большая часть сюжета спектакля проходит в санитарном поезде, который везет раненых с фронта в тыл…

– Для меня это очень трогательный момент. Дело в том, что моя мама прошла всю войну ровно на таком же санитарном поезде. И это осознание очень согревает меня.

– Артисты Губернского театра признались, что для них счастье – выходить с вами на сцену. А вам как коллектив театра?

– Благодаря Губернскому театру я вернулся в свои студенческие годы, в свою молодость. Только в театральном училище, когда ночи напролет мы играли все, что хотели, я был абсолютно счастлив. И теперь это счастье вернулось. Более работоспособного и радостного коллектива, чем в Губернском театре, я больше не встречал, хотя служил в Театре сатиры и на Таганке, ставил спектакли в театре Маяковского и Пушкина. А радость случилась здесь.

– Премьера спектакля только состоялась. Но не могу не спросить. Не было разговора с Безруковым о дальнейшей совместной работе?

– Пока нет. Но такой возможности не исключаю.


Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Книга джунглей. Маугли
Музыкально-пластический спектакль
2 часа, один антракт
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Чужие берега
Поэтический спектакль
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
В Тульской области проходят гастроли Московского Губернского театра
19 Мая 2022
18 мая в малом зале Тульского академического театра драмы состоялась пресс-конференция,...
Вести. Тула. Ирина Безрукова вернулась на тульскую сцену
19 Мая 2022
В Туле гостит Московский губернский театр. Столичная труппа прибыла в наш город в...
В Тульскую область с гастролями прибыл Московский Губернский театр
19 Мая 2022
18 мая в малом зале Тульского академического театра драмы прошла пресс-конференция,...
Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре
19 Апреля 2022
Столько сказано о загадочной русской душе, о непостижимости её глубин, о метаниях и...
Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
15 Апреля 2022
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом...
В Московском Губернском театре готовят поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
10 Апреля 2022
Как можно оказаться во Франции или в Китае и одновременно в России? Московский...
Московский Губернский театр приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
«Большие гастроли» снова на сцене Нижегородского театра «Комедия». В этот раз в...
Театр Сергея Безрукова приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
Знаменитый театр Сергея Безрукова приехал в Нижегородский театр «Комедiя» ...
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9 апреля
07 Апреля 2022
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9...
Два подмосковных театра представят свои спектакли в рамках программы «ЭХО БДФ» в Архангельске
06 Апреля 2022
С 12 по 17 апреля года Большой Детский фестиваль представит лауреатов конкурса 2021...
Московский Губернский театр выступит в Нижнем Новгороде
04 Апреля 2022
С 7 по 9 апреля МГТ приедет в столицу Нижегородской области с «Большими гастролями»,...
Лариса Вильясте: «Любое искусство — это не воспитатель»
04 Апреля 2022
Большой детский фестиваль – один из немногих в мире и единственный в стране, жюри...
«Высоцкий. Рождение легенды» показали в Петербурге
03 Апреля 2022
В Санкт-Петербург с гастролями приехал Московский Губернский театр. Его художественный...
«НЕ НАДО ПОДРАЖАТЬ»: БЕЗРУКОВ О ВЫСОЦКОМ, ТЕАТРЕ И «МУЖСКИХ» РОЛЯХ
29 Марта 2022
Безруков долгие годы несёт за собой неглаcное звание «актёра, который может сыграть всё»....
С чего начинается театр? Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 26.03.2022
26 Марта 2022
За кулисами Московского Губернского театра кипит работа более трех сотен людей...
Продолжение пути, начатого Тимофеем Докшицером
22 Марта 2022
18 марта в Большом зале РАМ имени Гнесиных состоялся концерт к 100-летию со дня...
«Высоцкий» приезжает из Москвы
17 Марта 2022
1 апреля в БКЗ «Октябрьский» Московский губернский театр представит спектакль «Высоцкий....
Большие гастроли. Интервью с Ларисой Вильясте. 360
14 Марта 2022
Большие гастроли. Интервью с директором Московского Губернского театра Ларисой Вильясте
Гастроли Московского Губернского театра пройдут в Петербурге с 26 марта по 1 апреля
10 Марта 2022
Жителей города ждут постановки "Остров сокровищ" и "Высоцкий. Рождение легенды" ...
Спектакль про Стива Джобса откроет серию показов лауреатов Большого детского фестиваля
07 Марта 2022
Постановку "Сочинение про Джобса" смогут увидеть зрители Московского Губернского театра ...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре