«Как выходят в люди»: возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» представили в Московском Губернском театре
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Как выходят в люди»: возобновленную версию спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» представили в Московском Губернском театре

23 октября 2019
Бурулёва Юлия, "World Podium", 23.10.19

Фото: Галина Фесенко

1_1370

«Хочешь жить – умей вертеться!» - эта знаменитая пословица не нуждается в какой-либо аргументации и из века в век воспринимается как аксиома. Меняются эпохи, государственные устройства, трансформируются нравы и обычаи, но главные человеческие качества, достоинства и недостатки, соблазны и пороки с течением летописи времён остаются неизменны.

Именно поэтому герои неувядающего классика Александра Николаевича Островского никогда не утратят своей актуальности и остроты.

19 и 20 октября Московский Губернский театр представил возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты», который с успехом шел в репертуаре Театра Олега Табакова почти 17 лет (1997 - 2014).

Как известно, между понятиями «актёрский» и «режиссёрский» спектакль есть существенная разница. Постановки Табакова всегда славились именно «актерскими спектаклями», где режиссёр искусно и чутко создавал уникальный рисунок, подчёркивая малейшие детали и нюансы произведения  и раскрывая яркую индивидуальность артистов.

8(102)

«Мудрец» был очень любим зрителями, а в героях Островского по традиции многие узнают себя и своё окружение.

Роль Глумова в постановке исполнял один из самых знаменитых учеников Табакова – Сергей Безруков. Он сыграл в этом спектакле более 200 раз - от премьеры до финального показа. Причем весь последний сезон (2013-2014) "Мудреца" играли на сцене Московского Губернского театра, который Сергей Безруков возглавил в 2013 году. По сути, это был по-отечески благословляющий жест мэтра, который решил поддержать своего ученика: Табаков перевез свой легендарный спектакль на безвестную сцену в Кузьминках, и лично присутствовал на спектакле, когда он впервые был сыгран на сцене МГТ 2 июня 2013 года. Спустя годы в память о своем Учителе Сергей Безруков решил восстановить этот спектакль Табакова в авторском рисунке, в сценографии Боровского, но уже с артистами Губернского театра. Роль Глумова в премьерных спектаклях исполнил талантливый юный ученик Табакова - Денис Нурулин, выпускник последнего курса Мастера в его Театральной Школе. Роль Клеопатры Львовны Мамаевой исполнила Анна Снаткина. Также роль Глумова будет играть артист МГТ Илья Малаков.

Егор Дмитриевич Глумов - молодой дворянин из обедневшей семьи. Он талантлив, умен, образован и чертовски хорош собой, но все эти качества ничего не значат, если нет денег. Понимая, что честным путем успешную карьеру сделать невозможно, Глумов решается на хитроумную интригу, а каждый свой шаг, каждое событие записывает в дневник. Используя слабости влиятельного дядюшки и его окружения, Глумов стремительно приближается к своей цели. Но, окрыленный успехами, он забывает, что и у него есть одна слабость, из-за которой можно в одночасье лишиться всего достигнутого.

Островский был настолько ироничен и игрив, что даже имена и фамилии персонажей отражают  их внутренний мир.

Блестящий, но бедный дворянин Глумов (Денис Нурулин/Илья Малаков) – откровенно глумиться над окружающими, однако до гуру интриг ему ещё далеко – он молод, порывист, эмоционален, чем рискует угодить в паутину своих же изящных капканов. Роль Глумова по-настоящему бенефисная, там содержится очень широкая палитра красок, что, безусловно, для актёра –невероятная удача, колоссальный опыт и, конечно, огромная ответственность.

«Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» - крылатое высказывание Пушкина точно характеризует всех героев «Мудреца».

Сильные мира сего, Мамаев (Сергей Вершинин), Крутицкий (Виктор Шутов/ Григорий Фирсов), Городулин (Сергей Куницкий/Михаил Шилов), понимают, что Глумов им откровенно и неприкрыто льстит и угождает, но они настолько самовлюблённые и амбициозные, что торжествуют от фальшивой лести, упиваясь своим «величием».

Свой невысокий интеллект, косноязычие, неумение владеть пером и «современным слогом» скрывают за важностью, вальяжностью и социальным статусом. А на самом деле без  таких людей, как Глумов, разносторонних, находчивых и многогранных, «авторитеты» неспособны решить даже простейшую задачу.

mu2

Жена Мамаева Клеопатра Львовна (Анна Снаткина) – типичная представительница светской львицы, которая намного младше своего супруга – расчётлива, изворотлива, хитра, но падка на молодых красавцев, а значит, уязвима.

Колоритны и узнаваемы суеверная богатая купчиха Софья Игнатьевна Турусина (Елена Доронина), которая верит слухам, наветам и предсказаниям, и её племянница Машенька (Валерия Минина/Наталья Качалкина), которая «как и положено Московской барышне без денег замуж не пойдёт».

Узнаваемы и актуальны Курчаев (Даниил Иванов/ Никита Кологривый) и Голутвин (Василий Шмаков), среднестатистические представители общества, в котором царит меркантильность.

Характерны и показательны персонажи Манефы (Ольга Смирнова), Гадалки (Татьяна Рудова) и Приживалок (Елена Петрова, Наталья Карагодина, Ирина Токмакова, Анна Цанг, Дарья Рябцева, Елена Цагина).  Когда религия или доверчивость становятся оружиям в руках лжецов, это может иметь фатальные последствия.

11(47)

mu3

Каждый герой вносит свою лепту в это динамичное, захватывающее действие, которое удерживает внимание зрителя на протяжении почти трёх часов.

И конечно, объединяет их всех главный герой – Егор Глумов. И хотя молодой человек противопоставляет себя этому общество пошлых циников, положительным героем его назвать сложно. «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями», - убеждён Глумов. А тот, кто хочет кого-то использовать в своих корыстных целях, едва ли знает, что такое честь и порядочность.

14(14)

Сергей Безруков о спектакле:

«Эта премьера мне очень дорога. Роль Глумова – одна из моих любимых работ в «Табакерке», я играл в этом спектакле почти 17 лет. Более того, когда я стал художественным руководителем Губернского театра, мы целый сезон играли «Мудреца» на этой сцене, и Олег Павлович Табаков, режиссер-постановщик этого спектакля, сидел в ложе и смотрел. И теперь мы восстанавливаем этот спектакль с артистами Губернского театра.

Мы восстанавливаем спектакль в точности, каким он был. Мизансцены, костюмы, декорации, и, конечно же, трактовка персонажей и замысел постановки в целом – все, как задумывал Олег Павлович. В какой-то степени это моя ностальгия по «Табакерке», по тому времени, когда мы репетировали и играли этот спектакль нашим замечательным актерским составом. Михаил Хомяков, Ольга Блок-Миримская, Марина Зудина,Олег Киндинов, – все были настолько хороши, и сама постановка, безусловно, была по-своему уникальной. В этой пьесе Островского потрясающие характеры, очень сочные персонажи, играть которых сплошное удовольствие. И мне хотелось, чтобы, играя в этом спектакле, артисты Губернского театр заново открыли для себя мир Островского. Островский – великий автор, он писал о нас с вами, его пьесы – вне времени. Молодой человек решил сделать карьеру. Да у нас с вами таких – вся страна!

В роли Глумова – Денис Нурулин, выпускник Школы Табакова, эта преемственность для меня очень важна. Ему 22 года, он играет своего ровесника. Я начинал играть Глумова примерно в этом же возрасте, мне было 23. Анна Снаткина будет играть роль Мамаевой - до нее эту роль играла Марина Зудина.

Роль Глумова – подарок для артиста, эта роль – практически бенефисная. Он постоянно меняется от сцены к сцене: как говорил Олег Павлович, роль Глумова – это совершенно фантастическая смена скоростей. В одной сцене он глупый племянник, следом, сразу –прагматичный молодой человек, тут же через секунду –страстный любовник, через пару сцен он –карьерист и чиновник. Но при этом он еще не утратил искренности, он еще не прожженный циник, и это очень важно было для Табакова. Это история увлекающегося человека. Он презирает это общество, и пишет об этом в своем дневнике. Дневник - его единственный друг. И в этом его увлеченность, его романтизм. Тема этой пьесы очень современна, она дает возможность молодежи рассмотреть и такой вариант жизненного пути. Насколько возможно остаться человеком во всех этих реалиях и законах общества?

Я хотел передать дух Табаковского спектакля. Как будто это одна и та же постановка, просто другой состав исполнителей. Рисунок ролей прежний, мизансцены, декорации, костюмы – все как в прежнем спектакле. А свою любимую роль передал «по наследству» ученику Табакова – Денису Нурулину. Мне хотелось добиться того, чтобы в спектакле была видна режиссура Олега Павловича, которая останется с нами в Губернском театре, теперь уже навсегда».

index

Денис Нурулин, исполнитель роли Глумова:

«Ради этой роли я отказался от съемок в 16-серийном сериале. Я ученик Табакова, и этот спектакль – дань мастеру, Олегу Павловичу, это память о нем. Я смотрел этот спектакль много раз: во время репетиций пересматривал эту постановку в видеозаписи, но видел спектакль и «вживую» здесь, в Губернском театре, когда учился на первом курсе у Олега Павловича Табакова. Я смотрел из третьего яруса стоя, потому что мест не было. И конечно, тогда даже представить не мог, что я буду играть здесь, на этой сцене, эту роль. Это настоящее чудо, шанс, за который я очень благодарен Сергею Витальевичу. Конечно, я понимаю, что мою работу будут сравнивать с тем, как играл Глумова Сергей Витальевич Безруков, но что же поделать, это ожидаемо. Пусть сравнивают, я просто буду делать свою работу».

Галина Фесенко-9935

Анна Снаткина, исполнительница роли Мамаевой:

«Я ходила на этот спектакль, будучи еще совсем молоденькой девчонкой. Мне очень нравилось, что Островский там звучал очень современно. В привычном понимании Островский – это классика, нечто статичное, застывшее, а там я увидела очень современных молодых людей, которые играют не только о прошлом, но и о настоящем. Островский как мне кажется – это чисто актерский автор, здесь ни за чем не спрячешься. И то, что он писал, актуально и сейчас. У нас была задача полностью перенести спектакль Табакова на сцену Губернского театра, поэтому мы строго придерживались рисунка, который задан, мы все же занимались восстановлением спектакля в память об Олеге Павловиче Табакове. Но поскольку каждый артист индивидуален, мы, как мне кажется, каждый все равно привнесли что-то свое.

Для меня эта первая большая театральная премьера. Не ввод, или когда ты что-то делаешь наспех, а премьера в настоящем репертуарном театре, с большой ролью, – это у меня в первый раз. Мне было очень интересно наблюдать за процессом: как работает эта огромная постановочная машина, как ты становишься ее частью, распределяешься, как что-то получается, что-то не получается. И, конечно, огромное счастье от премьеры. Если ты работаешь по-честному, не думая о том, как на тебя среагирует зритель, - тогда и все репризы, гэги становятся смешными, и только тогда ты цепляешь зрителя».

7-5(11)

Островский выбрал для своего произведения метафоричное название, а, между тем, пьеса вполне могла бы быть справочником «Как выходят в люди».

Выйти в люди, сделать карьеру без связей и капитала очень сложно. Но, как известно, деньги дело наживное, а связи – тем более. При остром уме, высоком интеллекте, природной находчивости, хитрости и изворотливости можно быстро добиться существенных высот.

Однако, ни один интриган не застрахован от провала или просчёта, и даже самая верная стратегия не гарантирует 100% успех и реализацию задуманного.

Фортуна, хоть и Богиня Удачи, но она женщина, а значит, капризная и своенравная, и  может стремительно изменить благосклонность на гнев.

Галина Фесенко-9864

Смену мизансцен и декораций в спектакле разделяет занавес – в виде объявления о фотостудии.

 «На всякого мудреца довольно простоты» можно смело назвать фотографией человеческого общества, в котором никогда не утратят своё влияние фальшь, лицемерие и цинизм.

Спектакль полностью повторяет режиссуру Олега Павловича Табакова, но, конечно же, перед актёрами ни в коем случае не стоит задача копировать или пародировать первых исполнителей легендарных ролей.

Каждый актёр ищет свои краски и воплощает героя через призму своей индивидуальности и мастерства. Таланта Губернским актёрам не занимать, а значит, от показа к показу спектакль будет только набирать мощь и силу!

Галина-Фесенко-0065-768x512

Два премьерных дня прошли на ура! Публика принимала нового «Мудреца» бурными овациями, цветами и криками: «Браво!»

Хочется верить, что Олег Павлович со своей небесной Планеты наблюдает за этим и искренне радуется, что разлетевшиеся по свету «Цыплята Табака» с честью и гордостью продолжают Его дело!

20(34)

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
1 ч 40 мин, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре