«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене

20 сентября 2024
КиноРепортер
Сергей Безруков выпустил свою инсценировку знакового романа – в формате следственного эксперимента.

Мечту поставить «Капитанскую дочку» Сергей Безруков вынашивал давно: несколько лет назад на фестивале «Фабрика Станиславского» даже выпустил авторский эскиз. Он был размашистым ­– со взрывами, каскадерами, конниками. Но со временем постановщик свой подход переосмыслил, и на сцене Губернского театра появилась другая инсценировка знаменитого романа. При этом изначального размаха она не потеряла, а в глубине только приобрела.

Безруков говорит, что отталкивался от главы «Суд», где Петр Гринев (Олег Савостюк) предстает перед следствием и не называет имени своей возлюбленной Маши Мироновой (Александра Лукьянова), чтобы оградить ее от очной ставки с преступниками. «Вспоминая события, все как бы погружаются в них и погружают зрителя – без крови, без внешнего ужаса», – объясняет режиссер.

Происходящее действительно напоминает следственный эксперимент. Вот на сцене появляется писарь с лучиной и зажигает расставленные на канцелярских столах свечи. Аромат горящего воска смешивается с запахом древесины – приподнятая сцена почти полностью ей обита. В темноте проступают силуэты пленных. Слышатся песнопения на башкирском, дребезжат кандалы. Когда одного из мятежников пинком поднимают и окатывают водой, тот задыхается от холода и неожиданности. Брызги долетают до первых рядов.

Так же стремительно, без предупреждения прошлое будет вторгаться в настоящее. 18-летний офицер держит ответ перед следствием, и все, кого он называет, материализуются в пространстве – к вящему удивлению и недовольству генерала Маврина (Сергей Вершинин), ведущего допрос. Вот сентиментальный старик Савельич (Юрий Колганов), готовый без раздумий сложить голову за молодого барина, а вот разъяренный отец (Григорий Фирсов), отрядивший наследника простым солдатом в далекую Белогорскую крепость. Ее-то и осадил Емельян Пугачев (Дмитрий Карташов) вместе со своим казачьим войском.

Дело принимает крутой оборот, и всех зрителей разом берут в понятые. Некоторым раздают меховые шапки – в отряде были башкиры, надо бы соответствовать. Казаки, гремя цепями, спускаются в зал, стражники выкатывают пушку и дают оглушительный залп. В нескольких метрах уже мастерят самодельную виселицу, откуда-то достают искусственную кровь. Страха действительно нет, только интерес к живейшему представлению: герои постоянно существуют на сцене, перебрасываясь взглядами, сжимая кулаки, дрожа от стыда. Только глаза прячут иногда, чтобы избежать пристального внимания.

Ужаса прибавится во втором акте: уже не будет ни опальной лихости, ни нелепых правок. Начинается он с рождественских гуляний, во время которых Маша Миронова ищет встречи с императрицей. Пугачев в тюрьме, волнения улеглись, но посреди колядующих все так же неустанно бродит смерть. Картинка станет еще более сюрреалистичной, когда по царскому повелению все бросятся восстанавливать события заново: генерал со смешной маской под мышкой, встревоженные придворные, растерянные скоморохи. Капитанская дочка начнет говорить, и плохо станет Гриневу. Затем – всем остальным.

Спешно выкатывается пушка, заставляя зрителей снова вжаться в кресла, но выстрела уже не требуется. События того дня Маша переживает по-настоящему – ее горе бьет наотмашь, рикошетом расходясь по собравшимся. Она рыдает у тела казненного отца и при виде матери кричит так пронзительно, что хочется зажать уши. Окружающие держат лицо – в силу возраста и положения, – но явно делают это из последних сил. И непросто поверить, что для студентки Александры Лукьяновой это дебют.

Не меньшая ответственность и на Олеге Савостюке: первый акт он завершает со связанными руками и петлей на шее. Во взгляде – неверие в такую жестокую судьбу, но ее безусловное принятие. Шокирующий опыт, особенно для 22 лет. Ему, впрочем, вполне можно дать и 16 – особенно когда он крутит в руках игрушечных солдатиков. При этом актерам обстоятельства явно играют на руку: сложно сказать, кто больше напуган таким неотрывным вниманием со стороны, – они сами или их герои. И возможность перевести дух, спрятать лицо в ладонях, выглядит не юношеской блажью, а жизненной необходимостью.

Пугачев, как и у Пушкина, воспринимается как второстепенная, одновременно мистическая и очень реальная фигура. Почти что злой рок, который властвует над всем, даже будучи закованным в кандалы. Присутствие атамана кажется страшным сном, более всего – когда он появляется в алом кафтане, накинутом поверх плеч, и только звук цепей, опутывающих его руки и ноги, возвращает всех к реальности. Он спокоен, даже вальяжен, но способен враз перемениться. Чем сменится бокал с вином в его руках – крестом или мечом – предугадать невозможно.

Бешеная энергетика заставляет вспомнить знаменитую картину Ильи Репина, запечатлевшего Ивана Грозного в момент страшного откровения. И отсылка, похоже, сознательная: та же кровь на руках, тот же непреднамеренный, вышедший из-под контроля акт насилия. И если в Петре Гриневе верность и честь не вступают друг с другом в противоречие, в Пугачеве невероятным образом сплетаются жестокость и милосердие. И конечно, неуемна в нем казацкая удаль. Она же позволяет мятежникам бесстрашно сплясать в последний раз – перед лицом самой смерти.

В итоге Сергею Безрукову и его команде удалось невероятное. Во-первых, сохранить авторский текст в малейших деталях. Во-вторых, правильно донести заложенные два столетия назад смыслы – о верности Отечеству, цене предательства, значимости прощения – по-христиански всеобъемлющего. В-третьих, оживить происходящее так, чтобы даже самые юные зрители смогли прочувствовать всю тяжесть событий. В том числе благодаря актерам, которые должны параллельно существовать в двух временных плоскостях и испытывать физический дискомфорт, – на коленях здесь оказываются очень часто.

И тем ценнее, что дело государственной важности на сцене Губернского театра превращается в захватывающее приключение, которое проживается на одном дыхании. Независимо от возраста: для школьников это уникальный способ познакомиться с классикой, а для взрослых – шанс прочувствовать ее заново, всем своим существом.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
6+
Про...Чехова
Пластический спектакль с элементами театра кукол
1 час
Подробнее
6+
Остров сокровищ
Приключения
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 ч 30 минут
Подробнее
Последние статьи
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Пока не опустят занавес
26 сентября 2024
Театральный сезон в Московском Губернском театре открылся спектаклем «Капитанская дочка»...
В новом сезоне Губернский театр покажет зрителям семь премьер
24 сентября 2024
12-й театральный сезон в Московском Губернском театре (МГТ) открылся премьерой спектакля...
Юный актёр Станислав Соломатин уже семь лет служит в Губернском театре
24 сентября 2024
Станиславу Соломатину всего 13 лет, а он уже известный артист. На его счету главные...
СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ЛЮБВИ – ПРЕМЬЕРА «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА
24 сентября 2024
Московский Губернский театр открыл новый сезон премьерой спектакля Сергея Безрукова...
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»
23 сентября 2024
«Возвращаясь с работы домой, я продолжаю фонтанировать идеями, думать о театре, кино,...
"Это Москва. Люди": спектакль "Капитанская дочка"
21 сентября 2024
Спектакль "Капитанская дочка" по мотивам одноименной повести Александра Пушкина открыл...
"Интервью": Сергей Безруков – о том, как оставаться интересным для зрителя
19 сентября 2024
Что каждый режиссер ищет в классическом произведении? Как оставаться интересным для...
Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?
15 сентября 2024
Андрей Максимов - о постановке Безрукова "Капитанской дочки" в Губернском театре Я знаю,...
Изображая жертву: Безруков устроил следственный эксперимент Пугачеву
13 сентября 2024
Народный артист представил премьеру драмы Пушкина в оригинальном прочтении Сергей...
Губернский театр открыл сезон "Капитанской дочкой" в постановке Безрукова
13 сентября 2024
МОСКВА, 13 сен — РИА Новости. Спектакль "Капитанская дочка" в постановке Сергея Безрукова...
Губернский театр открыл сезон премьерой "Капитанской дочки"
13 сентября 2024
Режиссером постановки выступил Сергей Безруков МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Московский...
На сцене Московского Губернского театра поставили «Капитанскую дочку»
12 сентября 2024
Большая премьера на сцене Московского Губернского театра. Знакомая со школьной скамьи...
«Капитанская дочка»: новое прочтение повести
11 сентября 2024
В Московском Губернском театре показали новое прочтение знаменитой повести Александра...
Худрук Губернского театра Безруков представит новую версию «Капитанской дочки» 12 сентября
11 сентября 2024
«Капитанская дочка» в формате следственного эксперимента. В Губернском театре представили...
В двух московских театрах открылся новый сезон
11 сентября 2024
Это Московский губернский театр и Московский театр мюзикла Новый сезон открылся и в...
Московском губернском театре состоялась премьера "Капитанской дочки"
11 сентября 2024
Закрытый показ: Сергей Безруков поставил спектакль «Капитанская дочка»
11 сентября 2024
Премьера откроет сезон Московского Губернского театра. В Московском губернском...
БЕЗРУКОВ СТАВИТ СПЕКТАКЛЬ-РАССЛЕДОВАНИЕ
10 сентября 2024
12 сентября в Губернском театре пройдет премьерный показ спектакля «Капитанская дочка» в...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре