Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского

02 июня 2022
Иван Волосюк, МК
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов»

В эти дни в Московском губернском театре идет спектакль «Чужие берега». Автором сценария и режиссером-постановщиком этого поэтического действа выступила Ольга Матвеева, а худруком — Сергей Безруков, так что наши ожидания от спектакля были примерно следующими: «Будет что-то особенное». И они оправдались.

Киев — Харбин — Стамбул — Париж — Советская Россия. По такому «маршруту» двигались в пространстве герои постановки, а если говорить о времени — то это 1918 год, год крушения Украинской Державы (УД) гетмана Скоропадского, которого немцы бросили на произвол судьбы. А затем - время Гражданской войны и первые годы существования РФСР и Советского Союза.

Но спектакль, не смотря на киевский «зачин» - не об Украине. Ибо Киев в 1918 году, не смотря на показное украинофильство полтавского дворянина, пришедшего к власти с помощью германских штыков, оставался островком старой русско-имперской культуры. Именно здесь группа опять-таки русских офицеров-белогвардейцев срывает погоны и отказывается воевать с наступающими украинскими силами, поскольку «игра проиграна, господа», и Россия, какой они ее знали и за какую умирать были согласны на фронтах Первой мировой — прекратила свое существование.

Что же делать дальше? Прорываться на Дон? Нет, там командиры превратились в завсегдатаев кафе, а бойцы не знают, за что воюют. А значит — сопротивляться армии Петлюры и большевикам не имеет смысла. Эта драма русского человека, лишившегося родины, положена в основании спектакля.

И наступает момент первого превращения — из людей в форме в гражданских, эмигрантов, ищущих любые пути заработка в китайском Харбине, а затем в столицах Турции и Франции. В Стамбуле, кстати, идея булгаковского «Бега» и известная тема устроения русскими беженцами тараканьих соревнований (подробно описанная не только в прозе Булгакова, но и в рассказах Аркадия Аверченко и других классиков), интерпретируется достаточно оригинально. Актеры, которых мы видели в образе сначала военных, а потом харбинских работников кафе, странным образом надели мундиры, так что рукава превратились в тараканьи лапки усики. И эти «тараканы» (в кого только не обратится человек, чтобы выжить) — принялись бежать галопом, оставаясь на месте. Что с шокирующей ясностью дало понять — это стремление вперед абсолютно бессмысленно. Потому что впереди ничего нет — только подачки от комитетов помощи эмигрантами, съемные комнатки, вечный надзор квартирных хозяев и хозяек, и унизительная работа за копейки — только копейки эти стали цзяо, курушами и сантимами.

Чужие берега

И, наверное, все эти злоключения не удалось бы показать с таким надрывом и эмоциональным напряжением, если бы «закадровым плачем» всей пьесы не стала классика русской поэзии — Мережковский, Гиппиус, Вертинский, Георгий Адамович, Северянин, Ходасевич. Возможно, неискушенному зрителю (если неискушенные ходят в театры) — звучащие нередко друг за другом стихотворения могли показаться сливающимся фоном. Но они как раз соединяли все сценки-новеллы воедино, не позволяя утвердиться в оптимизме даже в радостные моменты, как надсадный, пронзительный звук какого-нибудь смычкового музыкального инструмента.

Способов показать динамизм в ограниченном квадрате сцены не так много — так что стоит отметить художника видеоинсталяций. Евгений Гомоной смог оживить сценку, где персонажи едут в поезде, и несколько раз создавал с помощью проекции двуглавого орла присутствующий незримо повсюду и в любые времена образ России. Собственно, отметить нужно весь состав спектакля, поскольку блестяще были сыграны все роли — как мужские, так и женские, особенно пара Новышев Кирилл (офицер/поэт) - Ирина Токмакова (официантка). Чем же все кончилось? В финале мы столкнулись с мощной «фигурой умолчания».

Красная Москва объявила амнистию своим бывшим противникам и предложила вернуться. И наши скитальцы — не желая быть марионетками в борьбе внешних сил со своей отчизной, которая всегда та же, как бы она не называлась, это приглашение принимают. И за скобками остается тот факт, что амнистированных «возращенцев» расстреливали, ссылали или, как минимум, долгие годы держали под присмотром НКВД. И путь домой для сотен из них обернулся новыми страданиями.

Но это — уже другая история.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Маленький принц
Музыкальная сказка
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа 30 минут с антрактом
Подробнее
6+
Кошкин дом
Сказка для всей семьи
1 час
Подробнее
6+
Мэри Поппинс
Правдивые истории о Мэри Поппинс с Вишневой улицы
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
12+
Я, бабушка, Илико и Илларион
Лирическая комедия
1 час 45 минут
Подробнее
Последние статьи
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре