Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского

02 июня 2022
Иван Волосюк, МК
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов»

В эти дни в Московском губернском театре идет спектакль «Чужие берега». Автором сценария и режиссером-постановщиком этого поэтического действа выступила Ольга Матвеева, а худруком — Сергей Безруков, так что наши ожидания от спектакля были примерно следующими: «Будет что-то особенное». И они оправдались.

Киев — Харбин — Стамбул — Париж — Советская Россия. По такому «маршруту» двигались в пространстве герои постановки, а если говорить о времени — то это 1918 год, год крушения Украинской Державы (УД) гетмана Скоропадского, которого немцы бросили на произвол судьбы. А затем - время Гражданской войны и первые годы существования РФСР и Советского Союза.

Но спектакль, не смотря на киевский «зачин» - не об Украине. Ибо Киев в 1918 году, не смотря на показное украинофильство полтавского дворянина, пришедшего к власти с помощью германских штыков, оставался островком старой русско-имперской культуры. Именно здесь группа опять-таки русских офицеров-белогвардейцев срывает погоны и отказывается воевать с наступающими украинскими силами, поскольку «игра проиграна, господа», и Россия, какой они ее знали и за какую умирать были согласны на фронтах Первой мировой — прекратила свое существование.

Что же делать дальше? Прорываться на Дон? Нет, там командиры превратились в завсегдатаев кафе, а бойцы не знают, за что воюют. А значит — сопротивляться армии Петлюры и большевикам не имеет смысла. Эта драма русского человека, лишившегося родины, положена в основании спектакля.

И наступает момент первого превращения — из людей в форме в гражданских, эмигрантов, ищущих любые пути заработка в китайском Харбине, а затем в столицах Турции и Франции. В Стамбуле, кстати, идея булгаковского «Бега» и известная тема устроения русскими беженцами тараканьих соревнований (подробно описанная не только в прозе Булгакова, но и в рассказах Аркадия Аверченко и других классиков), интерпретируется достаточно оригинально. Актеры, которых мы видели в образе сначала военных, а потом харбинских работников кафе, странным образом надели мундиры, так что рукава превратились в тараканьи лапки усики. И эти «тараканы» (в кого только не обратится человек, чтобы выжить) — принялись бежать галопом, оставаясь на месте. Что с шокирующей ясностью дало понять — это стремление вперед абсолютно бессмысленно. Потому что впереди ничего нет — только подачки от комитетов помощи эмигрантами, съемные комнатки, вечный надзор квартирных хозяев и хозяек, и унизительная работа за копейки — только копейки эти стали цзяо, курушами и сантимами.

Чужие берега

И, наверное, все эти злоключения не удалось бы показать с таким надрывом и эмоциональным напряжением, если бы «закадровым плачем» всей пьесы не стала классика русской поэзии — Мережковский, Гиппиус, Вертинский, Георгий Адамович, Северянин, Ходасевич. Возможно, неискушенному зрителю (если неискушенные ходят в театры) — звучащие нередко друг за другом стихотворения могли показаться сливающимся фоном. Но они как раз соединяли все сценки-новеллы воедино, не позволяя утвердиться в оптимизме даже в радостные моменты, как надсадный, пронзительный звук какого-нибудь смычкового музыкального инструмента.

Способов показать динамизм в ограниченном квадрате сцены не так много — так что стоит отметить художника видеоинсталяций. Евгений Гомоной смог оживить сценку, где персонажи едут в поезде, и несколько раз создавал с помощью проекции двуглавого орла присутствующий незримо повсюду и в любые времена образ России. Собственно, отметить нужно весь состав спектакля, поскольку блестяще были сыграны все роли — как мужские, так и женские, особенно пара Новышев Кирилл (офицер/поэт) - Ирина Токмакова (официантка). Чем же все кончилось? В финале мы столкнулись с мощной «фигурой умолчания».

Красная Москва объявила амнистию своим бывшим противникам и предложила вернуться. И наши скитальцы — не желая быть марионетками в борьбе внешних сил со своей отчизной, которая всегда та же, как бы она не называлась, это приглашение принимают. И за скобками остается тот факт, что амнистированных «возращенцев» расстреливали, ссылали или, как минимум, долгие годы держали под присмотром НКВД. И путь домой для сотен из них обернулся новыми страданиями.

Но это — уже другая история.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
18+
Дама с собачкой
Драма
1 час 45 минут
Подробнее
12+
Кто сильнее
Психологический детектив
1 час 45 минут
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
Последние статьи
Сергей Безруков расследовал бунт Пугачева: в Губернском театре поставили повесть Пушкина
11 февраля 2025
В Губернском театре поставили последнюю повесть Александра Пушкина «Капитанская дочка» ...
Московский Губернский театр представляет «Даму с собачкой»
10 февраля 2025
Премьера по Антону Павловичу Чехову приурочена к 165-летию писателя. В год юбилея...
Путин присвоил актрисе Анне Снаткиной звание заслуженной артистки России
03 февраля 2025
Артистке Московского Губернского драматического театра Анне Снаткиной присвоили звание...
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре