Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского

02 июня 2022
Иван Волосюк, МК
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов»

В эти дни в Московском губернском театре идет спектакль «Чужие берега». Автором сценария и режиссером-постановщиком этого поэтического действа выступила Ольга Матвеева, а худруком — Сергей Безруков, так что наши ожидания от спектакля были примерно следующими: «Будет что-то особенное». И они оправдались.

Киев — Харбин — Стамбул — Париж — Советская Россия. По такому «маршруту» двигались в пространстве герои постановки, а если говорить о времени — то это 1918 год, год крушения Украинской Державы (УД) гетмана Скоропадского, которого немцы бросили на произвол судьбы. А затем - время Гражданской войны и первые годы существования РФСР и Советского Союза.

Но спектакль, не смотря на киевский «зачин» - не об Украине. Ибо Киев в 1918 году, не смотря на показное украинофильство полтавского дворянина, пришедшего к власти с помощью германских штыков, оставался островком старой русско-имперской культуры. Именно здесь группа опять-таки русских офицеров-белогвардейцев срывает погоны и отказывается воевать с наступающими украинскими силами, поскольку «игра проиграна, господа», и Россия, какой они ее знали и за какую умирать были согласны на фронтах Первой мировой — прекратила свое существование.

Что же делать дальше? Прорываться на Дон? Нет, там командиры превратились в завсегдатаев кафе, а бойцы не знают, за что воюют. А значит — сопротивляться армии Петлюры и большевикам не имеет смысла. Эта драма русского человека, лишившегося родины, положена в основании спектакля.

И наступает момент первого превращения — из людей в форме в гражданских, эмигрантов, ищущих любые пути заработка в китайском Харбине, а затем в столицах Турции и Франции. В Стамбуле, кстати, идея булгаковского «Бега» и известная тема устроения русскими беженцами тараканьих соревнований (подробно описанная не только в прозе Булгакова, но и в рассказах Аркадия Аверченко и других классиков), интерпретируется достаточно оригинально. Актеры, которых мы видели в образе сначала военных, а потом харбинских работников кафе, странным образом надели мундиры, так что рукава превратились в тараканьи лапки усики. И эти «тараканы» (в кого только не обратится человек, чтобы выжить) — принялись бежать галопом, оставаясь на месте. Что с шокирующей ясностью дало понять — это стремление вперед абсолютно бессмысленно. Потому что впереди ничего нет — только подачки от комитетов помощи эмигрантами, съемные комнатки, вечный надзор квартирных хозяев и хозяек, и унизительная работа за копейки — только копейки эти стали цзяо, курушами и сантимами.

Чужие берега

И, наверное, все эти злоключения не удалось бы показать с таким надрывом и эмоциональным напряжением, если бы «закадровым плачем» всей пьесы не стала классика русской поэзии — Мережковский, Гиппиус, Вертинский, Георгий Адамович, Северянин, Ходасевич. Возможно, неискушенному зрителю (если неискушенные ходят в театры) — звучащие нередко друг за другом стихотворения могли показаться сливающимся фоном. Но они как раз соединяли все сценки-новеллы воедино, не позволяя утвердиться в оптимизме даже в радостные моменты, как надсадный, пронзительный звук какого-нибудь смычкового музыкального инструмента.

Способов показать динамизм в ограниченном квадрате сцены не так много — так что стоит отметить художника видеоинсталяций. Евгений Гомоной смог оживить сценку, где персонажи едут в поезде, и несколько раз создавал с помощью проекции двуглавого орла присутствующий незримо повсюду и в любые времена образ России. Собственно, отметить нужно весь состав спектакля, поскольку блестяще были сыграны все роли — как мужские, так и женские, особенно пара Новышев Кирилл (офицер/поэт) - Ирина Токмакова (официантка). Чем же все кончилось? В финале мы столкнулись с мощной «фигурой умолчания».

Красная Москва объявила амнистию своим бывшим противникам и предложила вернуться. И наши скитальцы — не желая быть марионетками в борьбе внешних сил со своей отчизной, которая всегда та же, как бы она не называлась, это приглашение принимают. И за скобками остается тот факт, что амнистированных «возращенцев» расстреливали, ссылали или, как минимум, долгие годы держали под присмотром НКВД. И путь домой для сотен из них обернулся новыми страданиями.

Но это — уже другая история.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Чужие берега
Поэтический спектакль
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа, без антракта
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны
28 марта 2023
В Московском Губернском театре состоялась премьера драмы «Сорок первый» в постановке...
«Сорок первый»: История невозможной любви в Московском Губернском театре
27 марта 2023
Иван Пачин с нежностью интерпретирует знаменитую повесть Бориса Лавренева. В...
Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»
27 марта 2023
Любовь и долг, чувства и убеждения, ценности и цели, надежды и грёзы... На протяжении...
"Сорок первый", и это про другую войну
27 марта 2023
Совершенно необычный спектакль под названием "Сорок первый" режиссёра Ивана Пачина...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «ЭТО БУДЕТ НЕОБЫЧНЫМ И ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ОПЫТОМ»
27 марта 2023
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый». Критики уже...
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый»
25 марта 2023
23 марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля по повести Бориса...
Премьера спектакля "Сорок первый" состоялась в Московском Губернском театре Подробнее: https://www.m24.ru/galleries/kultura/24032023/562234?utm_source=CopyBuf
24 марта 2023
Спектакль "Сорок первый" создали по одноименной повести Бориса Лавренева в Московском...
Драму «Сорок первый» представили в Московском Губернском театре
24 марта 2023
Он должен был стать сорок первым, кого сразила бы её пуля. Пленника и девушку штормом...
В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля "Сорок первый"
24 марта 2023
Постановка – про историю любви девушки-снайпера и поручика белой армии. В Московском...
«Сорок первый» – премьера в Московском губернском театре
23 марта 2023
История о любви, которая рождается вопреки миру и времени на необитаемом острове,...
В Московском Губернском театре представили спектакль по книге Бориса Лавренева «Сорок первый»
23 марта 2023
Московский Губернский театр представил зрителям премьеру спектакля по книге Бориса...
Иван Пачин выпускает недетскую премьеру о любви на войне
23 марта 2023
Сегодня и завтра, 23 и 24 марта, на Малой сцене Московского Губернского театра пройдёт...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Сорок первый"
23 марта 2023
23 марта на сцене Московского Губернского театра состоится премьера спектакля по повести...
«Сорок один убитый враг»: в Губернском театре прошла премьера спектакля о Гражданской войне
23 марта 2023
В Московском Губернском театре (МГТ) – премьера спектакля «Сорок первый» по одноименной...
В Губернском театре пройдет премьера спектакля "Сорок первый"
22 марта 2023
Режиссером выступил Иван Пачин МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр...
Сергей Безруков сыграл для вартовчан спектакль по сказке Экзюпери
21 марта 2023
Где ты, Маленький Принц? Сергей Безруков шёл вдоль первого ряда Дворца искусств и...
Спектакль "Маленький принц" с участием Сергея Безрукова состоялся в Нижневартовске
20 марта 2023
Одна книга, читатель и целый оркестр. Так прошел спектакль «Маленький принц» от Сергея...
Что ждет зрителей на премьере «Сорок первый»: в МГТ готовят театральную бомбу
18 марта 2023
На сцене Московского Губернского театра (МГТ) развернется настоящая приключенческая драма...
«Сорок первый» Бориса Лавренева в Губернском театре
14 марта 2023
Московский Губернский театр готовит премьеру спектакля по повести Бориса Лавренева «Сорок...
Московский Губернский театр покажет премьеру спектакля "Сорок первый" по повести Бориса Лавренева
06 марта 2023
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Сорок первый" по одноименной...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре