Алла Шевелева, Известия, 30 августа 2013г.
Худрук Московского губернского театра Сергей Безруков — о создании театра для простых людей
1 сентября в московском областном доме искусств «Кузьминки» открывается Московский губернский театр. Художественный руководитель Сергей Безруков рассказал корреспонденту «Известий» Алле Шевелевой о том, каким будет новый театральный коллектив.
— В марте 2013 года вы были назначены художественным руководителем Московского областного дома искусств. Что успели сделать?
— В первую очередь познакомился с труппой, отсмотрел репертуар. Что-то живьем, что-то в записи. Почему в записи? Потому что при наличии площадки некоторые спектакли идут один раз в месяц-полтора. О каком качестве можно говорить, если спектакли идут так редко? Кроме того, я создал худсовет при театре, он отсматривал спектакли.
— Кто вошел в худсовет?
— Друзей не выдают. Не хочу, чтобы их коллеги ревновали. В совет вошли режиссеры и профессиональные театральные критики. Мы собирали совещания, обменивались впечатлениями. Принималось решение, какие спектакли мы оставляем, какие будем играть по области, освобождая место для новых спектаклей. Новые тоже будем возить.
Посмотрим, насколько мы сможем переломить ситуацию зрительского интереса. Что бы ни говорили, а о существовании театра в Кузьминках многие узнали, когда я туда пришел худруком. Хотя театр очень хороший: большой зал на 780 мест и малый — на 200. До моего прихода люди арендовали эту площадку для антрепризных спектаклей не самого высокого качества. Теперь я смогу влиять на то, какие спектакли будут играться на этой сцене.
— Вы успели познакомиться с артистами в неформальной обстановке?
— Конечно, именно для этого я попросил их подготовить капустники. Это были своеобразные показы. А в качестве эксперимента пригласил на них своего друга — Михаила Задорнова. Конечно же, ребят при виде Задорнова начало трясти, в его присутствии шутить сложновато, тем не менее они отчаянно бросились в капустник и прекрасно его провели — было очень смешно.
— Какие преобразования претерпит здание?
— Многие худруки, приходя в театр, сталкиваются с проблемой — им нужно делать ремонт. У меня ее не возникло. Но есть потребность что-то дорабатывать. Сделаем в театре грузовой лифт для подъема декораций, поменяем световую и звуковую аппаратуру.
— Губернский театр образовался благодаря слиянию Драматического театра имени Островского и Московского камерного театра. Юридически процесс уже завершен?
— У нас, в России, всегда долго запрягают. Решение принято, но юридический процесс все еще идет. Я стану руководителем нового единого театра. Понятно, что при наличии труппы в 76 человек, люди перейдут на контракты. В течение года продолжу присматриваться к актерам, буду приглашать новых. Логотип уже придуман, продуман репертуар на два года вперед. Сейчас мы ждем официального открытия — когда скажут, что юридическое лицо «Московский губернский театр» официально существует. Я уже знаю, каким будет открытие.
— Как собираетесь совмещать должность худрука с собственным творчеством?
— Пока мне это удается. У меня есть команда, но я нахожусь в постоянном поиске. Хочется окружить себя хорошими порядочными людьми. Есть уже проверенная команда — люди, которые работают со мной по 5–6 лет. Поиск продолжается, все, как в первый раз. Зато не скучно: прекрасно, когда создается что-то новое.
— Сможет ли простой зритель купить билет в ваш театр?
— С билетами будем решать вопрос. При наличии государственной поддержки, я думаю, сделать билеты доступными возможно. Самое главное сейчас — подогреть интерес к театру. Мое имя заставило обратить на него внимание, теперь нужно поставить хорошие спектакли.
— Вы обращались за советом к вашему учителю Олегу Павловичу Табакову?
— Олег Павлович сказал: «Серега, нужно делать спектакли с твоим участием». Я хочу перевести на эту площадку все свои спектакли — те, что я играю в «Табакерке» и на сцене МХТ. Пусть зритель привыкает: если он хочет увидеть Безрукова — ему придется приехать в Кузьминки. Но я понимаю, что необходимо выстроить репертуар с другими артистами. Моя мечта совместить репертуарный театр с антрепризным. Это может стать выходом из ситуации. Совмещая эти два вида театра, можно быть уверенными, что репертуарный театр не умрет.
«Реальный пацан» под покровительством Аполлона
Следуя примеру новоиспеченных коллег-худруков — Евгения Писарева, Кирилла Серебренникова и Олега Меньшикова, Сергей Безруков начал преобразования с нового логотипа и фирменного стиля.
— Я придумал логотип в виде коринфской колонны, доработав идею моего друга Александра Боровского. В конце концов театр родился в античные времена, пусть и нашему театру покровительствует Аполлон, — пошутил г-н Безруков.
Идея переименовать областной театр в губернский тоже принадлежит ему. Ласково называя свою аудиторию «людьми губернии», артист рассказал, каким видит будущее своего театра. Подчеркнул, что считает необходимым ориентироваться на простого зрителя, отказавшись от модного маргинального направления.
— Наши классики обращались к простому человеку. Надо понимать, что этот человек не мыслит упрощенно, он испытывает те же эмоции, что и интеллектуал, так же философствует. Я много езжу и общаюсь с разными людьми от тех, кто любит театр, до тех, кто попадает в него впервые, — у меня широкая аудитория, — подчеркнул г-н Безруков.
Таким образом для Губернского театра подобран доступный современный репертуар. Будет только один эксперимент — по скрещиванию театра репертуарного с антрепризным. Исходя из того, что зрители «ходят на звезду», худрук пригласит раскрученных актеров.
Первой премьерой сезона станут «Бешеные деньги» Островского в постановке худрука, главную роль в которых сыграет Дмитрий Дюжев. Безруков пообещал, что герой в его исполнении по-волжски начнет говорить на «о». В январе Безруков вместе с подведомственным духовым оркестром возьмется за «Маленького принца».
Режиссер Сергей Пускепалис поставит инсценировку романа Алексея Слаповского «Первое второе пришествие» (спектакль выйдет в середине сезона).
На Малой сцене Павел Артемьев выпустит пьесу Даниила Привалова «Прекрасное далеко», на главную роль приглашен «реальный пацан» Антон Богданов, которого Безруков рекомендовал как человека «очень смешного, искреннего», сказав, что главную роль в этой пьесе должен играть «такой вот «актер-неактер».
Режиссер Анна Горушкина поставит пьесу Ярославы Пулинович «Бесконечный апрель». Кроме того, руководитель Московского губернского театра пообещал перенять опыт Малого театра и в будущем приглашать на постановки зарубежных авторов их соотечественников: французского режиссера — на французскую пьесу, немецкого — на немецкую.
Новый худрук посетовал, что пока не может позвать журналистов на сбор труппы. Но обещал после соблюдения всех формальностей, слияния трупп и перехода актеров на контракт с размахом отпраздновать открытие.