КАРИНА ЛИПСКАЯ, Театрал
Режиссёр Александр Коручеков решил поговорить «о странностях любви». В яркой и динамичной постановке «Собака на сене» переживания и поступки героев, созданных более 400 лет назад драматургом, сегодняшнему зрителю близки и понятны.
С первых минут режиссёр и артисты погружают нас в удивительный мир, в котором все мечтают о любви. Прохладным вечером, после знойного дня, в полумраке, когда замысловатые арабески на беседках отбрасывают будоражащие воображение тени, слуги графини де Бельфлор собираются парами. Нежной страстью не томима лишь сама хозяйка дома – своенравная вдова Диана, безжалостно отвергающая своих поклонников. Впрочем, вскоре то ли под действием неапольского зноя, то ли парящих вокруг флюидов любви, а скорее благодаря обаятельности секретаря Теодоро и в её холодном сердце загорается страсть.
«Моя героиня не знает, куда себя деть от одиночества. У нее есть все: статус, деньги, слуги, но нет любви. Она ищет ее и готова пойти на все, чтобы испытать это чувство взаимной любви», – рассказывает исполнительница роли Дианы Наталья Качалкина.
Теодоро (Евгений Сыркин) страстно влюблён в хорошенькую голубоглазую блондинку Марселу, роль которой исполнила Ирина Токмакова. Но вот (или ему это только кажется?) графиня намекает, что он ей симпатичен. У Теодоро есть выбор – счастливый, безмятежный брак с красавицей, равной ему по социальному положению, или непонятная перспектива отношений с богатой аристократкой, которой в глазах общества он не достоин. Честолюбивый юноша выбирает второе.
Но любить прекрасную Диану (Наталья Качалкина) – разгадывать загадки этого сфинкса в юбке, проходить испытания, которые она ему устраивает, – поистине нелегко. К тому же, время от времени героиня так холодна со своим возлюбленным, что бедняге Теодоро кажется, что и не было никогда с её стороны никаких чувств к нему. Конечно же, любовь графини – это только плод его возвышенной мечты. Впрочем, какая разница, если бедняжка Марсела никак не может разлюбить юношу, и рада его простить и принести любые жертвы – лишь бы быть с ним вместе.
«Захотелось поплавать в океане прихотей любви, – так Александр Коручеков объясняет выбор материала. – В пьесе есть разные вариации этого чувства. Ведь слово «любовь» очень многозначно, у этого понятия тысячи разных оттенков и особенностей: один любит только для себя, а другой – отдает себя, ничего не требуя взамен; кто-то любит только на уровне низа, кто-то наоборот – возвышенно, умозрительно. Словом, поговорим о странностях любви».
Во время работы над постановкой актёры обучались принципам игры комедии дель арте. Однако герои спектакля не похожи на маски – это современные люди, с желаниями, поступками и стремлениями, похожими на наши собственные. Единственная сцена, где комично переосмыслен театр масок с примесью кабуки – это спектакль, разыгранный слугой Теодоро Тристаном (Евгений Гомоной) перед графом Лудовико (Сергей Медведев), который настолько зациклен на своём горе, что не может себе представить, будто его сын жив.
До мельчайших деталей проработаны образы женихов Дианы. Маркиз Рикардо (Андрей Чанцев) до комизма деловой человек. Признаётся в любви он будто пономарь во время службы, но ведь главное не красное словцо, а подпись в соответствующем документе, который, кстати, его подчинённый незамедлительно предъявляет избраннице маркиза во время «свидания».
Особенно насмешила зрителей сцена сватовства, когда герой явился к будто бы принявшей его предложение Диане с огромным плюшевым медведем и связками разноцветных шариков. Граф Федерико (Эдуард Айткулов), более утонченный и просвещённый, без запинки, будто энциклопедический справочник, может ответить, кто такой Гектор и в каких произведениях встречается его имя. Чтобы понравиться Диане, он тоже разыгрывает целый спектакль под мелодию народного неаполитанского романса, с зонтиком и дождиком, который льют из шланга на него слуги. Но вот в кармане у него негусто – когда Тристану нужно дать задаток, чтобы убить Теодоро, он обшаривает все штаны, но тщетно. Впрочем, рядом оказывается маркиз Рикардо, у которого всегда есть наличные.
На сцене нет излишнего драматизма. Препятствия главные герои, утончённые и интеллигентные, чинят себе сами: Диана не может выйти замуж за любимого человека, который стоит ниже её на социальной лестнице, а Теодоро хочет поскорее уехать за море, чтобы не терзать графиню. Но вот их слуги неизменно настроены позитивно и способны повернуть ход событий в пользу своих хозяев. Чего стоит один Тристан, который готов притвориться и итальянским Гектором, готовым убить собственного господина, и греческим купцом, разыскивающим Теодоро, сына графа Лудовико.
Герои Лопе де Веги готовы пройти через все испытания, чтобы обрести заслуженное счастье взаимной любви. И за чистые стремления автор награждает их парой: Теодоро может жениться на Диане, Марсела выйти замуж за Фабьо, который давно неравнодушен к девушке, а Тристан в качестве награды за труды получает в жёны Доротею (Диана Егорова). Счастлив и граф Лудовико, который двадцать лет спустя обрёл не только долгожданного сына, но и дочь. В стороне от всеобщего праздника не остаются и Рикардо с Федерико — они готовы снабдить Марселу и Доротею приданым. Под весёлые ритмы стилизованной под итальянскую музыки (композитор Дмитрий Волков), во время которой артисты выходят на поклоны, весь зал (а в Губернском театре на Основной сцене достаточно вместительный!) встал и начал аплодировать стоя.
И несмотря на обманчивую лёгкость жанра, спустя несколько дней после просмотра в памяти неожиданно возникает зажигательная мелодия, а вместе с ней – удивительные образы героев. Вновь и вновь обдумываешь их слова и поступки – и хочется верить, что и в жизни заслужить счастье так же возможно, как и в пьесе Лопе де Веги – одного из самых оптимистичных драматургов в истории театра.
Материал на сайте издания