Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре

17 марта 2025
Наталья Боброва, Вечерняя Москва
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене Московского Губернского театра.

Это первая встреча МГТ с драматургией знаменитого французского комедиографа XVII века. Художественный руководитель театра Сергей Безруков этому чрезвычайно рад. Он напомнил, что Губернский театр зарождался как сцена, в основе которой лежит отечественная и мировая классика:

— В нашей афише есть Пушкин, Чехов, Островский, Шекспир, Лопе де Вега, Стивенсон, а теперь появится и Мольер, — говорит Безруков. — Высокая комедия — это всегда вызов, проверка на уровень мастерства, потому что она требует от режиссера и актера легкости, точности, виртуозности в сочетании с серьезностью темы пьесы. Я очень люблю такую режиссуру, когда комедия превращается в исповедальное творчество, когда это разговор о душе. И в этом спектакле мы не только радуем зрителя, смешим, хулиганим, но и заставляем задуматься о вечных вопросах.

Молодой режиссер Максим Меламедов по-своему осмысливает классику, оставляет жесткий «скелет» сюжета, отсекая лишние детали, линии и персонажей. Вечный конфликт добра и зла — здесь столкновение лоб в лоб двух основных героев: статного красавца Дон Жуана (Антон Хабаров) и его преданного слуги, недотепы-очкарика Сганареля (Михаил Шилов). Режиссер попытался увидеть нечто большее в циничном и неоднозначном герое, чье имя во всем мире давно стало нарицательным:

— Наш Дон Жуан не просто обольститель женщин, циник и обаятельный ловец умов, — говорит Меламедов. — Он в первую очередь человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта. Но рядом с ним — преданный Сганарель, голос совести, спасающий, но не спасший.

Мне кажется, что это главная тема, о которой сегодня хочется поговорить и поспорить без морализаторства — о прелести зла, о слабости добродетели, о нас, чья вера в Бога, в искусство, в человека, в любовь все время подвергается сомнениям и утратам.

Эти весьма сложные для сцены философские понятия постановщик ухитрился вместить в два часа активного действия (без антракта) в достаточно мрачной атмосфере (сценография Филиппа Шейна) и минорной, практически траурной музыке (композитор Андрей Александров). Тема смерти становится к финалу основной и неожиданно принимает страшные и одновременно чарующие балетные формы (балерина Анастасия Теплинская).

Но без смеха нельзя: все-таки жанр комедии обязывает. И появление героя в семейных трусах уже снижает градус пафоса сцены в храме. Уморителен и эпизод, когда герои надевают звериные маски и на сцену выходит Муж-олень (прекрасная работа Олега Курлова). С этого момента тема рогов становится как бы основным символом всей истории. Плюс деревянные бухгалтерские счеты, с которыми не расстается герой, регулярным щелчком записывающий туда очередную победу.

Антон Хабаров, исполнитель роли Дон Жуана, знаком нам по роли Казановы в одноименном ТВ-сериале. В театре он переиграл также немало персонажей. Но о Дон Жуане давно мечтал и считает, что получить такую роль — это подарок для артиста. Работа длилась почти год.

— С Максимом Меламедовым мы начали готовиться к работе за год до начала репетиций, — говорит Хабаров. — Максим — талантливый режиссер, и работать в его рисунке — большое счастье. Здесь есть и мольеровский фарс, и настоящая трагедия — в финале страдающий человек. В своем тщеславии герой доходит до вседозволенности — ему кажется, что нет наказания ни за что. Но это его большая ошибка. А его слуга и друг Сганарель, наоборот, уверен, что существуют Небеса, есть душа, честь, совесть, что можно просто бескорыстно помогать людям. Наш спектакль — это притча про двух друзей, но, в принципе, это один человек.

Хабаров играет откровенного циника, причем неприятного, хотя и красивого. Даже его жест, когда он постоянно откидывает волосы со лба, кажется нарочитым. Этот кавалер в белоснежной рубашке как бы провоцирует у нас отторжение на энергетическом уровне. И нам из XXI века кажется странным, что женщины так были послушны его воле. Поэтому его обличительный монолог о лицемерии общества воспринимается как оправдание своего потребительского способа существования. Но «обнять небо» эгоисту все-таки придется.

Сцены со статуей Командора не будет, не ждите. Но кладбище все-таки сыграет свою роковую роль. В финале герой приглашает на танец зловещую даму в маске — Девушку-смерть. В своем тщеславии он уверен, что покорит и ее.

Кстати, роль брошенной жены Эльвиры в спектакле играет жена Хабарова Елена Хабарова. Она яркая характерная актриса — у ее персонажа минимум слов, но максимум действия. Совершенно уморительна сцена, когда Эльвира гоняется за неверным мужем с огромным топором в руках.

— Как уживаются под одной крышей две творческие личности?

— Мы репетируем и дома, даже если разные спектакли, — смеется Хабарова. — А как иначе? Это наша профессия. Ведь актеры эмоциональные люди... А Дон Жуан дает возможность каждой женщине почувствовать себя особенной, любимой. Моя Эльвира, конечно, немного с ума сошла, но и она как женщина благодарна герою, считает, что лучше испытать настоящие страсти, боль и радость, проживать настоящую жизнь. Пережив это все, женщины благодарны даже негодяю.

В финале Дон Жуан все-таки окаменеет, и его будут старательно пудрить известкой — не намек ли это на то, что образ нуждается в обелении? Хотя в данном случае раскаяние у него получилось фальшивое. Но жизнь продолжается — и мы видим персонажей, шпаклюющих стены обветшавшего то ли дома, то ли храма. За этим видится особый смысл, как объяснил режиссер:

— Да, мы ремонтируем наше «небо», — говорит Меламедов. — Я уверен, что мы все, как у «Дяди Вани», увидим «небо в алмазах». Хотелось бы эту печальную историю закончить тем, что сегодня пора нам всем пора символически взять в руки молоток и шпатель. Во время хаоса надо работать, надо заниматься своим делом.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Старший сын
Комедия
2 часа 50 мин с антрактом
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, антракт
Подробнее
16+
Неугомонный дух
Комедия
2 часа 30 минут с антрактом
Подробнее
12+
Часовые любви
Литературная гостиная
1 час 30 минут
Подробнее
Последние статьи
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре