«Любовь к театру надо прививать с детства»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Любовь к театру надо прививать с детства»

22 мая 2018
Наталья Васильева, "Известия iz", 22.05.18

Народный артист России Сергей Безруков — о воспитании новых поколений публики, финансировании региональных коллективов и спецэффектах на сцене.

С 22 по 31 мая в Москве и Московской области пройдет летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского», организованный худруком Московского губернского театра Сергеем Безруковым. В преддверии смотра корреспондент «Известий» встретилась с народным артистом.

— Сергей Витальевич, в прошлом году в программе фестиваля были представлены спектакли Юрия Бутусова и Никиты Гриншпуна. Кем порадуете зрителей на этот раз? 

— В этом году программа будет не менее интересной. Свои спектакли покажут Николай Коляда и Григорий Козлов. Их постановки — стопроцентное попадание в традиции русского психологического театра.

В нашей стране огромное количество «губерний», на фестивале будут представлены театры из Новосибирска, Челябинска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Москвы. Еще к нам приедет множество студентов из Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Москвы и Подмосковья, ведь программа состоит не только из показов, но и из мастер-классов, творческих встреч и лекций.

— Заботитесь о преемственности поколений и хотите передать молодежи принципы Константина Станиславского?

— Многое из того, что сегодня демонстрируется в столичных и региональных российских театрах — это уже скорее направления европейского театра. Меня это беспокоит.

Станиславский учил, что самое главное — жизнь человеческого духа на сцене. Раневская говорила: «Я не играю, я живу на сцене». Мне бы очень хотелось, чтобы артисты не забывали об этом. Нужно жить на сцене, тратиться, проживать судьбу своего героя по-настоящему. Настолько, что, если бы в зале находился Константин Сергеевич, он непременно сказал бы тебе: «Верю». Его Величество артист всегда был и остается главным на сцене. А все, что проповедовал Станиславский, для меня как мхатовца безусловно, база, фундамент.

— В августе будет 80-летняя годовщина смерти Станиславского. Появились ли у русского театра за это время личности столь же масштабные?

— Надо отдать должное: русский театр славится потрясающими именами и постановщиков, и педагогов. Недавно мы потеряли моего мастера Олега Павловича Табакова, который был большим режиссером, педагогом, личностью. Невозможно забыть БДТ с Товстоноговым, «Современник» Ефремова и «Таганку» с Любимовым — его парадоксальный подход и образное мышление. Главное, чтобы эстафета, начатая людьми, которых мы называем цветом российского театра, не закончилась. Чтобы ее было кому перехватить.

Мы должны чтить и продолжать традиции, которые были заложены этими великими людьми. Да, мы можем экспериментировать. Я и сам сторонник экспериментов, но не нужно забывать свои корни и традиции русского психологического театра. В Губернском театре артисты играют в самых различных формах. У нас ставятся рок-оперы, даже кукольные спектакли. Но я требую от актеров играть в детских спектаклях так же хорошо, как и в постановках для взрослых. Считаю, что традициям русского психологического театра можно следовать и в детских спектаклях тоже.

— В репертуаре Губернского театра появляется все больше постановок для юного зрителя. Почему вы стали уделять этому направлению такое внимание?

— Мы отнюдь не превратились в ТЮЗ, просто мы воспитываем своего зрителя. Я уверен, что любовь к театру надо прививать с детства. Многие наши зрители еще совсем маленькие. На музыкальную сказку «Про трех отважных поросят» (мы ее называем «мюзикл-хрюзикл») приходят малыши, которым годик, два годика. Но постепенно они вырастут, и не заметишь, как они придут на спектакли с категорией 16+, 18+.

Театр — может быть, самый доступный вид искусства. В кино не так много детских сеансов. Я считаю, что в каждом драматическом театре должны появиться постановки для самых маленьких. Безусловно, такое количество детских спектаклей, которое есть у нас, может себе позволить не каждая труппа. Но я убежден, что их должно быть много.

— А как сами артисты реагируют на участие в постановках для детей?

— А как они могут реагировать? Артист должен играть в разных жанрах, в том числе и в детских спектаклях. В них у меня занята большая часть труппы, порой даже звезды. Я не делаю разницы, для меня в этом смысле все равны. В этом нет ничего зазорного, я и сам участвую в таких постановках.

— Вашу дочь Машу водите смотреть детские спектакли в Губернском?

— Она и взрослые спектакли смотрит на репетициях (улыбается). Я вижу, как мой ребенок тянется к театру. Проходя мимо нашего здания, она говорит мне: «Идем на мюзикл-хрюзикл!». Маше 1 год 9 месяцев, она уже вовсю повторяет слова, и ей очень хочется снова увидеть на сцене волка, которого играет наш Степа Куликов.

Еще она с удовольствием смотрела «Маленького принца», в котором очень много музыки, французской классики. Внимания таких малышей обычно хватает на 10–15 минут максимум, но Маша просмотрела весь спектакль.

— В новом составе правительства вице-премьер Ольга Голодец снова будет курировать культуру. Чего вы ждете от этого назначения?

— Хотелось бы, чтобы было обращено особое внимание на проблему восстановления детских театров в стране. Театры малых городов сегодня чрезвычайно нуждаются в поддержке. ТЮЗы должны восстать из руин — в некоторых случаях буквально. До слез бывает обидно, когда и зал не такой удобный, и кресла хорошо бы поменять, и фойе почистить, и ремонт сделать. Ведь для маленького человека сказка, в которую он попадает, начинается с порога театра. А еще лучше — с фасада. Уже подходя к театру, ребенок должен быть заворожен этой магией.

В регионах не хватает средств. За провозглашенное «Десятилетие детства» (государственный проект, стартовавший в 2018 году. — «Известия») нужно не только восстановить все театры, но, может быть, даже открыть новые.

И, безусловно, по-настоящему хорошими должны быть постановки. В них надо использовать новейшие технологии, ведь для ребенка самое главное — яркое впечатление. Многие дети играют в компьютерные игры, привыкают к спецэффектам, без этого никуда.

— Считаете, что детскому театру нужна компьютеризация?

— Думаю, это неплохо. Мы создаем иллюзию на сцене, и чем она будет реальнее, тем лучше. Если для этого требуется специальный экран, который создает объемное изображение, и есть возможность его использовать — прекрасно. Но, повторюсь: несмотря на все технологии, главным остается жизнь человеческого духа на сцене.

— Как обстоят дела с финансированием проекта «Театры — детям», который вы курируете?

— «Единая Россия» инициировала два проекта: «Театры малых городов» и «Театры – детям». Мы с Женей Мироновым взяли их на себя и объединили. Благодаря поддержке президента проекты стали очень солидными по финансированию. Надеюсь, что и региональные власти пойдут нам навстречу, ведь наличие необходимого оснащения сможет способствовать возникновению масштабных и ярких постановок.

— Каким должен быть репертуар в детских театрах?

— Я убежден, что акцент стоит делать на классику, чтобы создать у детей интерес к школьной программе. В ней масса произведений, которые можно и нужно визуализировать для лучшего усвоения. Одна только «Капитанская дочка» чего стоит.

Чем больше классики будут играть на сцене, тем больше подрастающее поколение будет ей увлекаться. К тому же, постановка произведений школьной программы гарантирует заполняемость зала. Это не спектакли-однодневки и даже не спектакли одного театрального сезона. Школьники меняются каждый год, поэтому на смену одним зрителям будут приходить новые. Это может быть хорошим взаимодействием театров и школ в регионах.

— Недавно были назначены новые художественные руководители МХТ им. А.П. Чехова и «Табакерки». Ваш учитель Олег Павлович Табаков делился с вами мыслями о том, кого бы он хотел видеть в качестве преемников?

— Нет, Олег Павлович не посвящал меня. Для всех было загадкой, кто же подхватит эти театры, кто подставит плечо…

— Как думаете, сумеет ли Сергей Женовач сохранить тот особый дух, который существовал в Художественном театре при Табакове?

— МХАТ имеет глубокие традиции, которые образовались еще до Олега Павловича Табакова, пришедшего после Олега Николаевича Ефремова… Я надеюсь, что традиции будут продолжены, это та самая эстафета, которую обязательно нужно подхватить. Самое главное — понимать, что на этой сцене когда-то играли великие мастера, рождались великие произведения, формировалось учение Станиславского... Все это МХАТ.

Назначение Сергея Васильевича Женовача мне кажется абсолютно точным. У него есть вкус — точнее не скажешь, в его постановках видны традиции русского психологического театра, чем всегда славился МХАТ. Самое главное — не утратить этого, иначе его надо будет переименовывать.

— Вы сами не мечтали возглавить МХТ?

— Я возглавляю Московский Губернский театр. Кто-то однажды пустил утку по поводу моего назначения в Большой драматический театр. Все были в шоке! Если бы вы видели моих артистов в Губернском театре, которые с такой болью и обидой смотрели на меня. Мне пришлось их собрать и объяснить, что не надо верить написанному на заборе (смеется).

Что будет дальше? Как повернется судьба? Я не знаю. Надо жить сегодняшним днем. Когда занимаешься театром, его будущее надо строить сейчас. Тем, как ты выстроишь театр, даже если тебя в нем потом не будет, ты задаешь тот самый вектор развития. Проложил рельсы — и вперед.

— Еще в начале своей актерской карьеры вы сказали: «Спасение России в любви, доброте, терпимости и самосознании». Сегодня эта фраза остается актуальной?

— Я думаю, что эти слова были справедливы как тогда, так и сегодня. Наверное, так думает каждый, равно как и каждый из нас хочет мира. Вряд ли кому-то захочется поменять свою одежду на погоны и военную форму и пойти воевать. Все хотят заниматься своим любимым делом, растить детей...

Кто бы мог представить, что мир снова окажется на пороге нового Карибского кризиса из-за сирийского вопроса? Столько уроков уже давала история, но жизнь все равно ничему не учит. Это опасно и страшно. Поколения меняются, и следующее поколение уже не помнит ошибок предыдущего и наступает на те же самые грабли. Возможно, так устроен человек: дети всегда повторяют ошибки взрослых — сколько их ни обучай, они всё равно сунут руку в огонь и обожгутся. И бесполезно говорить, что это очень больно и страшно — чтобы это запомнить, ребенку сначала нужно обжечься.

Не хотелось бы, чтобы нынешнее поколение узнало, что такое война. Вооружения сегодня слишком серьезные, чтобы играть в эти игры. Если бы у нас было только холодное оружие, встретились бы мы на поле ратном и вперед в драку. А с теми видами оружия, которыми располагают сейчас страны мира, — не приведи Господи. Не дай Бог, чтобы мы исчезли как очередная цивилизация…

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
12+
Вий / За чертой
Ночные кошмары и сладкие сны
1 ч 55 мин с антрактом
Подробнее
16+
Слон
Комедия
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство
22 сентября 2022
24 сентября в 16.30 Московский Губернский театр мы приглашаем юных зрителей и их...
-Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство-
21 сентября 2022
В эту субботу Московский Губернский театр приглашает юных зрителей и их родителей на...
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию‑знакомство
21 сентября 2022
РИАМО - 21 сен. Московский Губернский театр приглашает юных посетителей и их родителей на...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
На этой неделе Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету, сезон. Старт...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
15 сентября Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету сезон. Старт...
Антон Хабаров: Чтобы строить актёрскую карьеру, я полностью отказался от семьи
24 августа 2022
На пробах режиссер сказал мне: "Все хорошо. Но твой герой умирает от чахотки через два...
В Московском Губернском театре рассказали о планах на 10-й сезон
15 августа 2022
В Московском Губернском театре состоялся традиционный сбор труппы, предваряющий новый,...
«УДАЧА МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬСЯ СПИНОЙ»: СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ — О РАБОТЕ В ТЕАТРЕ И КИНО
14 августа 2022
Актер разоткровенничался на открытии юбилейного сезона в Московском Губернском театре. ...
Сергей Безруков: «Работы будет очень много!»
14 августа 2022
Начало сезона, которое в других театрах обычно проходит официально и по-деловому, Сергей...
Московский губернский театр покажет в новом сезоне четыре премьеры
12 августа 2022
В Московском губернском театре на традиционном сборе труппе подвели итоги минувшего...
Московский губернский театр открыл новый сезон
12 августа 2022
Премьера запланирована на 20 октября Московский губернский театр открыл свой...
Сергей Безруков рассказал о новом сезоне в Губернском театре
12 августа 2022
Московский Губернский театр вступает в свой десятый сезон и готовит для зрителей четыре...
В Московском губернском театре в преддверии нового сезона прошёл сбор труппы
12 августа 2022
В Московском губернском театре в преддверии старта нового X сезона прошёл традиционный...
На сборе труппы в Губернском театре Фирс искал барина
12 августа 2022
Один за одним открыли сезоны два театра, которые отметили свои небольшие юбилеи: Центр...
Московский Губернский и театр «У Никитских ворот» открыли юбилейные сезоны
12 августа 2022
Сборы трупп провели юбиляры предстоящего театрального сезона. Московский Губернский театр...
Московский Губернский театр анонсировал премьеры сезона 2022-2023
12 августа 2022
11 августа 2022 года Московский Губернский театр открыл юбилейный 10-ый театральный...
11 августа, 19:02 Губернский театр готовит новые постановки "Собака на сене" и "Женитьба. Почти по Гоголю"
11 августа 2022
В юбилейный сезон театр запланировал гастрольный тур и покажет свои спектакли в более чем...
Московский Губернский театр поедет на гастроли в 12 регионов
11 августа 2022
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов в новом сезоне МОСКВА, 11...
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов, в том числе в Рязань
11 августа 2022
РИА Новости. Московский Губернский театр в юбилейном десятом сезоне поедет в гастрольный...
Студенты Сергея Безрукова из Донбасса выйдут на сцену Губернского театра
11 августа 2022
Недавно Сергей Безруков рассказал, что будет преподавать актерское мастерство для...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре