Валентин
Пепеляев
, Издание «Беларусь сегодня», 27.03.18
Сегодня, в Международный день театра, театральный форум «М.@rt.контакт–2018» подведет итоги. За неделю зрители и критики увидели в Могилеве 22 спектакля из 8 стран мира: Беларусь, Россия, Украина, Польша, Казахстан, Литва, Латвия и Словакия.
В этом году среди победителей будут названы два спектакля — по версии профессиональных критиков и молодежной редакции. Также всю неделю голосовал и его величество зритель. Какие же постановки станут «Событием фестиваля»? Давайте пока оставим в стороне громкие имена вроде «сумрачного литовского гения» Эймунтаса Някрошюса или номинанта на «Золотую маску–2018» Дмитрия Волкострелова (их спектакли «Мастер голода» и «Розенкранц и Гильденстерн» принимали участие в программе). Сосредоточимся на белорусской составляющей этого года — в программе было немало достойных работ.
Спектакль Могилевского драматического театра «Июль» главного режиссера Саулюса Варнаса по пьесе Ивана Вырыпаева был показан вне конкурса. Даже сам драматург называл эту вещицу опасной. Выдающаяся актерская работа молодой актрисы Юлии Ладик смиряет с беспросветным текстом Вырыпаева. В монологе главного героя — безумца и убийцы, который поначалу вызывает лишь оторопь, вдруг начинает сквозить какой–то звенящий и ничем не оправданный оптимизм, благочинные тени Достоевского и Мамлеева. «Июль» — моноспектакль. В подмогу Юлии здесь только Александр Артемьев за ударной установкой.
Кроме «Июля», могилевский театр показал спектакль «Женщина моря» по Генрику Ибсену. Совсем другое направление и эстетика. «Женщина моря» — поэтический театр Саулюса Варнаса, неспешный, медитативный. С раскатами грома, обильными гудками пароходов, странными существами, появляющимися за занавеской. Наверное, Ибсен и должен быть таким — нордическим и сдержанным. Весь спектакль выдержан в романтической бело–голубой гамме.
Гомельский городской молодежный театр представил психологический триллер «Метод» по популярной испанской пьесе Жорди Гальсерана «Метод Гренхольма»... Молодой режиссер Виталий (в программке — Виталь) Кравченко, бывший актер театра имени М.Горького, поставил пьесу подробно и тщательно. «Метод» — первая попытка встать на новые профессиональные рельсы.
Комедию–притчу «Урожай» Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова поставил молодой режиссер Павел Артемьев по пьесе белорусского автора Павла Пряжко. До этого главным специалистом по Пряжко считался российский режиссер Дмитрий Волкострелов. Но мне кажется, что блестящая и яркая работа Артемьева, в которой занят Губернаторский оркестр Московской области, может серьезно поколебать этот статус. Артемьев подошел к абсурдистской пьесе так, как только и стоит поступать — он усугубил весь абсурд, стал его смаковать, рассматривать и пробовать на вкус. Великолепные актерские работы Данила Иванова, Андрея Исаенкова, Полины Галкиной и Александрины Питиримовой удивляют своей стройностью и многообразием демонстрируемых эмоций. Сюжет «Урожая» прост: четверо молодых людей собирают яблоки в саду. Казалось бы, ничего сложного. Однако у ребят все заканчивается травмами, хаосом, гибелью урожая и даже кровопусканием. Поколению 20–летних Пряжко ставит неутешительный диагноз.
Подводя промежуточный итог, невооруженным глазом можно увидеть, что молодые белорусские авторы и режиссеры включены в общий театральный контекст. Они интересны за пределами Беларуси, за ними следят, о них спорят. Посмотрев на наши достоинства и недостатки чужими глазами, понимаешь, над чем надо работать. Выигрывает тот, кто не утрачивает способности учиться каждый день.
Материал на сайте издания