Газета Известия, 02. 05. 2017
Народный артист Сергей Безруков — о национальной программе поддержки детских театров
Фото: пресс-служба Московского Губернского театра
Майские праздники традиционно считаются временем семейного отдыха. Многие родители в эти дни хотят повести своих детей в театр. Но оказывается, что и постановок достойных не так много, и попасть на них нелегко. Это лишь «вершина айсберга», свидетельствующая о тех проблемах, которые накопились в сфере детских театров. Именно поэтому я предложил создать программу по поддержке и развитию детских театров и гастролей детского репертуара.
Современный ребенок приходит в театр, насмотревшись голливудских блокбастеров, полных волшебства и чудес, которые так захватывают нас в детстве. В этом смысле, хотим мы того или нет, детскому театру приходится соревноваться именно с Голливудом. Необходимы дорогие декорации, реквизит, сложная машинерия сцены, наконец, лучшие актеры. Только так мы сможем удивить, ошеломить маленького зрителя театральными чудесами.
Но все это стоит денег, а цены на билеты детских спектаклей не могут быть высокими. Что же делать? Многие театры экономят на постановочной части, создают спектакль «из того, что было», а в итоге получают разочарование детей, привыкших к голливудским спецэффектам. Увидев дешевую бутафорию, ребята не вернутся в театр никогда. Но ведь именно через театральное искусство мы не только воспитываем в детях чувство прекрасного, но и вкладываем в их головы высокие идеи, важные мысли, учим понятиям добра и зла... Фактически детские театры вступают в битву с Голливудом за умы и души юных зрителей. И в этой борьбе им особенно нужна поддержка государства.
Не первый год я ратую за искусство, адресованное детям и юношеству. Когда мне было вверено руководство Московским областным домом искусств в Кузьминках (из него в результате родился Московский Губернский театр), то наша команда сразу приступила к формированию афиши детских спектаклей. В репертуаре МГТ, например, есть два спектакля — «Книга джунглей. Маугли» (режиссер Татьяна Вдовиченко) и «Остров сокровищ» (режиссер Алексей Серов), — которые мы называем детскими блокбастерами не для красного словца: они яркие, зрелищные, масштабные. Создать их нам помогли спонсоры. Но затем мы столкнулись с новой проблемой — как показать наши детские спектакли в других городах?
Гастрольный прокат — это еще один больной вопрос. Прокатчики отказывались брать такие «блокбастеры» — слишком дорога перевозка. Покрыть расходы продажей билетов, как мы уже выяснили, невозможно. Мы смогли показать наши постановки благодаря федеральной программе Министерства культуры РФ «Большие гастроли». Но это коснулось только одного спектакля, тогда как в афише МГТ сегодня 10 постановок, адресованных детям и юношеству.
Есть, например, «Маленький принц» с моим участием, где сюжет Экзюпери рассказывается под музыку в исполнении Губернаторского оркестра (это коллектив нашего театра). Вывезти на гастроли этот спектакль, в котором благодаря оркестру занято более 60 человек, это большая проблема, хотя в регионах его везде ждут. Поэтому необходимо поддерживать не только создание спектаклей, но и гастрольную деятельность детских театров — как столичных коллективов в регионах, так и, наоборот, региональных тюзов в столице.
Мечтаю о том, чтобы в Москве проходил фестиваль для детей и юношества федерального уровня.
Причем фестиваль мультижанровый, в котором могут быть представлены все виды искусства — не только драма, но и мюзиклы, опера, балет, даже ледовые шоу и цирк! Там можно было бы демонстрировать все лучшее, что создается для детей, в том числе и с участием детских коллективов и театров из регионов.
У нас в стране немало смотров с достойной репутацией, со своими достижениями, но если в Москве возникнет такой фестиваль, мы все от этого только выиграем — и дети, и взрослые, которые когда-то были детьми, как написал Экзюпери.
Я много езжу по стране, интенсивно общаюсь с коллегами. Можно сказать, собаку съел в работе с этим непростым миром детских театров. Мое предложение о поддержке тюзов в регионах, а также гастрольном прокате детских спектаклей по стране основано как на собственном опыте, так и на обсуждениях этого вопроса с руководителями театров, режиссерами в разных городах. Вот почему я счел важным выступить с предложением: поддержать статус детского спектакля и, возможно, создать отдельную программу, направленную на поддержку детских театров, особенно в регионах.
Искренне рад, что моя инициатива по созданию программы поддержки и развития детских театров и гастролей детского репертуара, высказанная на форуме «Единой России» «Культура — национальный приоритет», была позитивно воспринята председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Теперь я надеюсь, что мы, представители театрального сообщества, в диалоге с властью и обществом сможем разработать конкретные предложения и совместными усилиями поднимем индустрию детских театров в стране.
Материал на сайте издания