«Журнал HELLO!» Москва, 08.09.2014
Автор - Зоя Игумнова
Михаил Задорнов готовится с Сергеем Безруковым к «Весне» в сентябре, вспоминает, как ездил на раскопки в Италию, и ни от кого не ждет благодарности
– Михаил Николаевич, ваше имя ассоциируется с умной и острой сатирой. А оказалось, вы еще и лирику пишете, по которой в Губернском театре под руководством Сергея Безрукова сейчас ставят спектакль «Весна».
– Лирика — это из раннего. Когда-то я был влюблен в одну девушку. Пришел к ней в гости, а она мне и говорит: «Я тут такой рассказ читаю…» — и дала в руки журнал с прозой Виктории Токаревой. В тот вечер у нас с подругой ничего не случилось, потому что я сам зачитался рассказом и про нее забыл. После этого эпизода прошло много-много лет, я увидел Вику Токареву и сказал ей: «Благодаря тебе я начал писать».
– Кто вдохновил вас на творчество, понятно. А публиковать вашу прозу когда начали?
– Писать я начал еще будучи инженером-самолетостроителем. Когда впервые принес свои рассказы в популярный журнал «Молодая гвардия» с миллионным тиражом, редактор отреагировала очень интересно. Женщина с добропорядочными глазами и благожелательной улыбкой сказала мне: «Мы не можем это печатать. У вас нет ни героев соцтруда, ни ветеранов войны. Мальчик в девочку влюблен. И что?» Так печально-печально сказала. Мне взгрустнулось, и, не теряя надежды, я предложил: «Ну, может что-то переделать? Ввести героя соцтруда, пусть постоит рядом с главными героями». На что редактор ответила: «Вы не переделывайте ничего. Станете знаменитым – и эти рассказы будут печатать, а может поставят в театре».
– Предсказание сбылось.
– Действительно, правда рассказы лежали лет двадцать. Потом их стали печатать, они вошли во многие книги. Их читает молодежь. У нас в стране не все еще опоганилось, есть разумные, читающие ребята, от которых я периодически получаю письма. Так вот они удивляются: «Мы не знали, что вы такой нежный человек». Или: «В такого я бы влюбилась». А мне приятно их удивление.
– Теперь в Губернском театре под руководством Сергея Безрукова ставят вашу лирику на сцене – то есть, предсказание сбылось на сто процентов.
– Сергей не первый. У меня уже была постановка в Риге, в «Молодежном театре». И сделали это артисты, которых я сам воспитывал, выучил на свои деньги.
– Что значит «выучил на свои деньги»?
– Русские ребята из Латвии должны были учиться в Риге актерскому мастерству на русском языке. Но министерство культуры страны им в этом отказало. И тогда я отправил ребят получать образование в Ярославском театральном училище, оплатив им учебу. Как только они получили дипломы, вернулись в Ригу, образовали свой театр. Назвали его «Молодежным» и поставили мои рассказы.
– А ребята в благодарность не назвали этот театр вашим именем?
– Нет, ну что вы.
– Было бы логично таким образом отблагодарить человека, давшего им профессию.
– Я категорически против всякого увековечивания. Именем моего отца уже названа библиотека в Риге. Ну а мне этого не нужно – я ни от кого не жду благодарности. У меня вообще нет ни одной награды. Для меня лучшим подарком станет то, что Губернский театр Сергея Безрукова поставит мои рассказы. И люди будут улыбаться. Количество улыбок дорожек одной медальки.
– Вам явно по душе творчество Безрукова.
– Мне нравится чистота его помыслов. Безруков — душевный, он играет на сцене, снимается в кино, теперь еще и театром руководит. Я часто бываю в его Губернском театре.
– При этом находятся те, кто критикуют все, что он делает.
– Когда я слышу, кто именно критикует, понимаю: Сергей прав. Вот меня кто критикует? Украина, Америка, Литва, Латвия. Евросоюз. Значит, я прав. Так и Безрукова. Кто критикует? Нечисть. Завистники. Бесовщина. Ну подумаешь, что-то не нравится в спектакле. Ну, скажи. А то — он много играет. Правильно. Сергея ругают те, кто самоутверждается. А он — самовыражается.
– Чем вы занимались, пока артисты Сергея Безрукова репетировали спектакль по вашим рассказам?
– Я был… у этрусков. Вот кто-нибудь знает, кто такие этруски? Некоторые историки пытаются доказать, что это русские, но это не так. Если бы не было этрусков, не было бы Рима. Так что я ездил смотреть этрусские раскопки. Это очень интересно. Этрусские могильники, замки, арки. Кстати, туники, повязки, сенат – все взято римлянами у этрусков.
– Иными словами, вы были в Италии?
– Да, в Тоскане. Вы знаете, что один из городков у этрусков назывался Царий, от слова «царь» и «арий». Отсюда слово «церемония», то есть это то, что происходило при царском дворе. Ну а когда жрецы при царе возводили своего коллегу в сан, то гадали по птичьему помету. И это действо называлось у них... готовы услышать?.. инаугурация. Отсюда у меня родилось выражение «ты птица высокого помета». Некоторые говорят, что инаугурация — латинское слово, но на самом деле — этрусское.
– Вам интересно живется.
– Очень! И я хочу, чтобы всем людям, так же как и мне, было интересно жить. Ну а оценить мои лирические рассказы в постановке артистов Сергея Безрукова вы сможете уже начиная с этого месяца в Губернском театре. Приходите на спектакль «Весна» – получите удовольствие.
Зоя Игумнова