Мне помог Мейерхольд
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Мне помог Мейерхольд

24 января 2017
Алла Шевелева, Театральная Афиша, №2, февраль 2017

Хорошо знакомый зрителям по телевизионным проектам и кинофильмам актер Антон Хабаров всегда создает на театральной сцене сложные, противоречивые образы. В новом сезоне в Московском Губернском театре он сыграл неожиданного Кречинского в постановке Гульнары Галавинской «Свадьба Кречинского». Заглавный герой в интерпретации Хабарова – настоящий оборотень, разрушающий жизни окружающих с обольстительной улыбкой на лице. Актер с удовольствием жонглирует масками, которые меняет на ходу его Кречинский: от обаятельного авантюриста – к подлецу, от пылкого влюбленного – к убегающему от правосудия трусу.

– Несмотря на внешнее сходство с Остапом Бендером, Дон Жуаном и Чичиковым, Михаил Васильевич Кречинский в русской культуре занимает свое, отдельное место. На что вы опирались, создавая своего героя?

– Товстоногов говорил, что главная проблема в театре – это получувства. Работая над материалом, мы старались найти наиболее конкретные и точные формулировки. Мы все обостряли до крайности, потому и ритм у спектакля получился быстрый, и смысл его внятен.
Я специально изучил все постановки «Свадьбы Кречинского», которые идут в России, даже нашел пластинку с записью спектакля, где эту роль играл Михаил Боярский. Что-то себе присвоил, от чего-то отказался.

– Что у кого позаимствовали, признавайтесь?


– Легкость – от Кречинского Виталия Соломина, размытую границу между ложью и правдой – у Ричарда III Константина Райкина, когда ты не знаешь, врет его герой или говорит правду. Гульнара Галавинская долго и подробно разбирала со мной каждую сцену, каждый переход. На сцене как в спорте. Я, например, обожаю хоккей и знаю, что тренер после матча всегда разбирает каждый эпизод игры противника. Без этого нет профессии. Чего бояться? Моих предшественников переиграть вообще очень сложно.

– С чем были не согласны в чужих трактовках?


– Я обратил внимание, что ни ­в одной из постановок «Свадьбы Кречинского» не была решена ключевая сцена второго акта, в которой раскрывается истинная сущность Кречинского. Мы долго думали, много вариантов перепробовали, но в конечном счете найти нужную атмосферу и действие для этой сцены помог знаменитый режиссерский разбор Мейерхольда. Второй акт у него начинался со страшного крика: на сцену вбегал Кречинский с револьвером, он только что видел во сне кошмар. Кречинского осаждают кредиторы, он готов застрелиться. Кроме того, у Мейерхольда Кречинский был главарем банды, и, когда его арестовывали, вместе с ним «брали» всех.
После того как мы поняли, какой должна быть эта сцена, все пазлы роли для меня сошлись, ведь в театре главное ? это контраст. Страшно, когда из игрока, светского льва, Кречинский на глазах зрителей превращается в жлоба.
Нам хотелось, чтобы тема денег прозвучала в нашем спектакле мощнее. Кречинский весь в долгах, ему нечем платить, от безысходности он сходит с ума в прямом смысле слова. Эта сцена написана драматургом, но никто нигде ее не играл.

– Кажется, вы впервые сыграли Кречинского, который по-настоящему боится кредитора.


– А кто такой кредитор? Это тот же коллектор. Он пришел выбивать карточный долг. Здесь все очень жестко, без бантиков, рюшечек и красивых поз. Всегда находится человек, у которого больше власти. И в нашем спектак­ле этот человек запихивает Кречинскому в глотку бутылку, бьет его, угрожает. А еще нам было важно подчеркнуть, что Кречинский – игрок. Я специально изучал карточный мир, посмотрел много материалов на эту тему. Это особая категория людей, живущих по своим законам. Например, за карточный долг и сегодня убивают. И это не шутки.
Во время репетиций мы уходили от театральной условности, стараясь обосновать поведение героев в каждой сцене и все их решения. Например, в первом акте нашего спектакля Кречинский дарит Лидочке рояль, дарит самого себя, играет ей Шопена (сложнейший «Ноктюрн № 6» из репертуара Мацуева, который я репетировал четыре месяца). Кречинский как будто делает ставку, рассчитывая на более крупный выигрыш, использует весь свой арсенал, чтобы пустить пыль в глаза, ведь таким состоянием, как у Муромского, в те времена обладал только 1% населения России (я узнал об этом из книги «Картины прошедшей жизни»). Надо понимать, что Муромский ? человек не просто состоятельный, но и неглупый, и для того, чтобы обмануть его, нужно потрудиться. Почему Муромский дал согласие отдать свою дочь за авантюриста? Потому что пришел блестящий молодой человек, светский, обходительный и образованный.

– То, что Кречинский в вашем спектакле молод, принципиальное решение?

– По пьесе ему 35, просто в России сложилась традиция играть Кречинского на склоне лет. Все-таки это материал для молодого человека, потому что другая энергия, другие ритмы.

– И другой азарт.

– И азарт. В первой редакции Кречинский кончал жизнь самоубийством, но цензоры порекомендовали Сухово-Кобылину отказаться от такой трактовки. По мне, так Кречинский должен был застрелиться.

– В спектакле Губернского театра он сбегает из страны с французским паспортом.

– Мне кажется, это решение максимально точно перекликается с сегодняшним днем, хотя пьесу можно трактовать по-разному.

– В вашей постановке очень важна ее структура. «Свадьба Кречинского» больше похожа на плутовской роман, в котором зритель симпатизирует мошеннику Кречинскому и ждет, когда же он облапошит провинциальных простофиль. Соединив «Свадьбу Кречинского» с «Делом», вы полностью поменяли акценты.

– Абсолютно верно. Именно второй акт дает нам намек на то, как будут развиваться события трилогии. Из-за Кречинского погиб Муромский и разорилась вся семья. Это страшный человек. Мне бы хотелось, чтобы наш спектакль стал такой «прививкой от зла», потому что оно в наше время часто выглядит очень изящно. Оно так мутировало, что сегодня за человеком, прикрывающимся громкими словами, трудно разглядеть негодяя.

– Перед побегом ваш Кречинский пишет в «Фейсбуке» пост, стараясь предупредить Муромского. Этот поступок, по-вашему, оправдывает героя?


– Безусловно, в душе Кречинского произошел некий переворот. Но что такое – написать письмо «дай взятку и не погибнешь»? По большому счету это не подвиг. Он просто поделился своим опытом. Мне кажется, Кречинский не столько помогает Муромскому, сколько мстит судебной системе, с которой столкнулся. Честно говоря, я еще не до конца со всем разобрался. Впереди большая работа.

– Хотите сказать, что работа над образом Кречинского еще не закончена?

– Конечно. Признаюсь вам, я мечтаю, чтобы во втором действии мой герой вызывал отвращение. Для меня комплимент, если мне говорят после спектакля: «От твоего героя идет энергия зла и жестокости. Это неприятно». Значит, в правильном направлении иду. В идеале у зрителей должно возникать ощущение, что они подсматривают в замочную скважину. Только тогда я нахожусь с ними в контакте: они не сидят, развалившись в кресле, а вместе со мной участвуют в спектакле, и в зале стоит гробовая тишина.
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Слон
Комедия
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа, один антракт
Подробнее
6+
Күөрэгэй
Спектакль в куклах
60 минут без антракта
Подробнее
6+
Волшебная барабанная палочка
Детский музыкальный спектакль
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство
22 сентября 2022
24 сентября в 16.30 Московский Губернский театр мы приглашаем юных зрителей и их...
-Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство-
21 сентября 2022
В эту субботу Московский Губернский театр приглашает юных зрителей и их родителей на...
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию‑знакомство
21 сентября 2022
РИАМО - 21 сен. Московский Губернский театр приглашает юных посетителей и их родителей на...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
На этой неделе Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету, сезон. Старт...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
15 сентября Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету сезон. Старт...
Антон Хабаров: Чтобы строить актёрскую карьеру, я полностью отказался от семьи
24 августа 2022
На пробах режиссер сказал мне: "Все хорошо. Но твой герой умирает от чахотки через два...
В Московском Губернском театре рассказали о планах на 10-й сезон
15 августа 2022
В Московском Губернском театре состоялся традиционный сбор труппы, предваряющий новый,...
«УДАЧА МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬСЯ СПИНОЙ»: СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ — О РАБОТЕ В ТЕАТРЕ И КИНО
14 августа 2022
Актер разоткровенничался на открытии юбилейного сезона в Московском Губернском театре. ...
Сергей Безруков: «Работы будет очень много!»
14 августа 2022
Начало сезона, которое в других театрах обычно проходит официально и по-деловому, Сергей...
Московский губернский театр покажет в новом сезоне четыре премьеры
12 августа 2022
В Московском губернском театре на традиционном сборе труппе подвели итоги минувшего...
Московский губернский театр открыл новый сезон
12 августа 2022
Премьера запланирована на 20 октября Московский губернский театр открыл свой...
Сергей Безруков рассказал о новом сезоне в Губернском театре
12 августа 2022
Московский Губернский театр вступает в свой десятый сезон и готовит для зрителей четыре...
В Московском губернском театре в преддверии нового сезона прошёл сбор труппы
12 августа 2022
В Московском губернском театре в преддверии старта нового X сезона прошёл традиционный...
На сборе труппы в Губернском театре Фирс искал барина
12 августа 2022
Один за одним открыли сезоны два театра, которые отметили свои небольшие юбилеи: Центр...
Московский Губернский и театр «У Никитских ворот» открыли юбилейные сезоны
12 августа 2022
Сборы трупп провели юбиляры предстоящего театрального сезона. Московский Губернский театр...
Московский Губернский театр анонсировал премьеры сезона 2022-2023
12 августа 2022
11 августа 2022 года Московский Губернский театр открыл юбилейный 10-ый театральный...
11 августа, 19:02 Губернский театр готовит новые постановки "Собака на сене" и "Женитьба. Почти по Гоголю"
11 августа 2022
В юбилейный сезон театр запланировал гастрольный тур и покажет свои спектакли в более чем...
Московский Губернский театр поедет на гастроли в 12 регионов
11 августа 2022
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов в новом сезоне МОСКВА, 11...
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов, в том числе в Рязань
11 августа 2022
РИА Новости. Московский Губернский театр в юбилейном десятом сезоне поедет в гастрольный...
Студенты Сергея Безрукова из Донбасса выйдут на сцену Губернского театра
11 августа 2022
Недавно Сергей Безруков рассказал, что будет преподавать актерское мастерство для...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре