Мне помог Мейерхольд
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Мне помог Мейерхольд

24 января 2017
Алла Шевелева, Театральная Афиша, №2, февраль 2017

Хорошо знакомый зрителям по телевизионным проектам и кинофильмам актер Антон Хабаров всегда создает на театральной сцене сложные, противоречивые образы. В новом сезоне в Московском Губернском театре он сыграл неожиданного Кречинского в постановке Гульнары Галавинской «Свадьба Кречинского». Заглавный герой в интерпретации Хабарова – настоящий оборотень, разрушающий жизни окружающих с обольстительной улыбкой на лице. Актер с удовольствием жонглирует масками, которые меняет на ходу его Кречинский: от обаятельного авантюриста – к подлецу, от пылкого влюбленного – к убегающему от правосудия трусу.

– Несмотря на внешнее сходство с Остапом Бендером, Дон Жуаном и Чичиковым, Михаил Васильевич Кречинский в русской культуре занимает свое, отдельное место. На что вы опирались, создавая своего героя?

– Товстоногов говорил, что главная проблема в театре – это получувства. Работая над материалом, мы старались найти наиболее конкретные и точные формулировки. Мы все обостряли до крайности, потому и ритм у спектакля получился быстрый, и смысл его внятен.
Я специально изучил все постановки «Свадьбы Кречинского», которые идут в России, даже нашел пластинку с записью спектакля, где эту роль играл Михаил Боярский. Что-то себе присвоил, от чего-то отказался.

– Что у кого позаимствовали, признавайтесь?


– Легкость – от Кречинского Виталия Соломина, размытую границу между ложью и правдой – у Ричарда III Константина Райкина, когда ты не знаешь, врет его герой или говорит правду. Гульнара Галавинская долго и подробно разбирала со мной каждую сцену, каждый переход. На сцене как в спорте. Я, например, обожаю хоккей и знаю, что тренер после матча всегда разбирает каждый эпизод игры противника. Без этого нет профессии. Чего бояться? Моих предшественников переиграть вообще очень сложно.

– С чем были не согласны в чужих трактовках?


– Я обратил внимание, что ни ­в одной из постановок «Свадьбы Кречинского» не была решена ключевая сцена второго акта, в которой раскрывается истинная сущность Кречинского. Мы долго думали, много вариантов перепробовали, но в конечном счете найти нужную атмосферу и действие для этой сцены помог знаменитый режиссерский разбор Мейерхольда. Второй акт у него начинался со страшного крика: на сцену вбегал Кречинский с револьвером, он только что видел во сне кошмар. Кречинского осаждают кредиторы, он готов застрелиться. Кроме того, у Мейерхольда Кречинский был главарем банды, и, когда его арестовывали, вместе с ним «брали» всех.
После того как мы поняли, какой должна быть эта сцена, все пазлы роли для меня сошлись, ведь в театре главное ? это контраст. Страшно, когда из игрока, светского льва, Кречинский на глазах зрителей превращается в жлоба.
Нам хотелось, чтобы тема денег прозвучала в нашем спектакле мощнее. Кречинский весь в долгах, ему нечем платить, от безысходности он сходит с ума в прямом смысле слова. Эта сцена написана драматургом, но никто нигде ее не играл.

– Кажется, вы впервые сыграли Кречинского, который по-настоящему боится кредитора.


– А кто такой кредитор? Это тот же коллектор. Он пришел выбивать карточный долг. Здесь все очень жестко, без бантиков, рюшечек и красивых поз. Всегда находится человек, у которого больше власти. И в нашем спектак­ле этот человек запихивает Кречинскому в глотку бутылку, бьет его, угрожает. А еще нам было важно подчеркнуть, что Кречинский – игрок. Я специально изучал карточный мир, посмотрел много материалов на эту тему. Это особая категория людей, живущих по своим законам. Например, за карточный долг и сегодня убивают. И это не шутки.
Во время репетиций мы уходили от театральной условности, стараясь обосновать поведение героев в каждой сцене и все их решения. Например, в первом акте нашего спектакля Кречинский дарит Лидочке рояль, дарит самого себя, играет ей Шопена (сложнейший «Ноктюрн № 6» из репертуара Мацуева, который я репетировал четыре месяца). Кречинский как будто делает ставку, рассчитывая на более крупный выигрыш, использует весь свой арсенал, чтобы пустить пыль в глаза, ведь таким состоянием, как у Муромского, в те времена обладал только 1% населения России (я узнал об этом из книги «Картины прошедшей жизни»). Надо понимать, что Муромский ? человек не просто состоятельный, но и неглупый, и для того, чтобы обмануть его, нужно потрудиться. Почему Муромский дал согласие отдать свою дочь за авантюриста? Потому что пришел блестящий молодой человек, светский, обходительный и образованный.

– То, что Кречинский в вашем спектакле молод, принципиальное решение?

– По пьесе ему 35, просто в России сложилась традиция играть Кречинского на склоне лет. Все-таки это материал для молодого человека, потому что другая энергия, другие ритмы.

– И другой азарт.

– И азарт. В первой редакции Кречинский кончал жизнь самоубийством, но цензоры порекомендовали Сухово-Кобылину отказаться от такой трактовки. По мне, так Кречинский должен был застрелиться.

– В спектакле Губернского театра он сбегает из страны с французским паспортом.

– Мне кажется, это решение максимально точно перекликается с сегодняшним днем, хотя пьесу можно трактовать по-разному.

– В вашей постановке очень важна ее структура. «Свадьба Кречинского» больше похожа на плутовской роман, в котором зритель симпатизирует мошеннику Кречинскому и ждет, когда же он облапошит провинциальных простофиль. Соединив «Свадьбу Кречинского» с «Делом», вы полностью поменяли акценты.

– Абсолютно верно. Именно второй акт дает нам намек на то, как будут развиваться события трилогии. Из-за Кречинского погиб Муромский и разорилась вся семья. Это страшный человек. Мне бы хотелось, чтобы наш спектакль стал такой «прививкой от зла», потому что оно в наше время часто выглядит очень изящно. Оно так мутировало, что сегодня за человеком, прикрывающимся громкими словами, трудно разглядеть негодяя.

– Перед побегом ваш Кречинский пишет в «Фейсбуке» пост, стараясь предупредить Муромского. Этот поступок, по-вашему, оправдывает героя?


– Безусловно, в душе Кречинского произошел некий переворот. Но что такое – написать письмо «дай взятку и не погибнешь»? По большому счету это не подвиг. Он просто поделился своим опытом. Мне кажется, Кречинский не столько помогает Муромскому, сколько мстит судебной системе, с которой столкнулся. Честно говоря, я еще не до конца со всем разобрался. Впереди большая работа.

– Хотите сказать, что работа над образом Кречинского еще не закончена?

– Конечно. Признаюсь вам, я мечтаю, чтобы во втором действии мой герой вызывал отвращение. Для меня комплимент, если мне говорят после спектакля: «От твоего героя идет энергия зла и жестокости. Это неприятно». Значит, в правильном направлении иду. В идеале у зрителей должно возникать ощущение, что они подсматривают в замочную скважину. Только тогда я нахожусь с ними в контакте: они не сидят, развалившись в кресле, а вместе со мной участвуют в спектакле, и в зале стоит гробовая тишина.
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Скамейка
Эксцентрическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
6+
Волшебная барабанная палочка
Детский музыкальный спектакль
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Музыкально-пластический спектакль
2 часа, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр сыграет в Зеленограде спектакль «Аленький цветочек»
30 января 2023
19 февраля в КЦ «Зеленоград» пройдет спектакль по мотивам сказки Сергея Аксакова о...
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона
18 января 2023
Режиссер спектакля Сергей Безруков, художник-постановщик - Дмитрий Дробышев. Начало...
Два рукопожатия до Станиславского
17 января 2023
Народный артист России Сергей Безруков — о вечно актуальном создателе МХАТа и реформаторе...
Актёрам Московского Губернского театра вручили премии «Золотой Мухин»
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал своё девятилетие. В рамках празднования лучшим...
В Московском Губернском театре наградили лучших сотрудников
16 января 2023
РИАМО - 16 янв. В Московском Губернском театре отпраздновали день рождения — на днях...
Премии «Золотой Мухин» вручили в Московском Губернском театре
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал свое 9-летие. В рамках празднования лучшим...
Московский Губернский театр отметил день рождения
13 января 2023
Театру исполнилось девять лет. На церемонии в пятый раз состоялось вручение премий...
«Профессия редкая и необходимая»: Ирина Безрукова о тифлокомментировании
27 декабря 2022
Московский губернский театр, художественным руководителем которого является Сергей...
Московский Губернский театр удостоился Премии им. Фёдора Волкова
27 декабря 2022
Премия Минкультуры России имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства...
Ирина Безрукова: "Мне часто пишут о том, что я являюсь примером стойкости в жизненных обстоятельствах"
23 декабря 2022
Она излучает гармонию, теплоту и нежность. И это проявляется буквально во всем: как она...
Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»
09 декабря 2022
На днях в Московском Губернском театре прошел моноспектакль «Маленький принц» – в...
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
19 ноября 2022
24, 25 ноября Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Аккаунт Губернского театра «захватило» брачное агентство
18 ноября 2022
Страницу Московского Губернского театра (МГТ) на днях взломали представители брачного...
Женитьба как спецоперация
15 ноября 2022
Московский Губернский театр 24, 25 ноября представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Сергей Безруков прочитает 5 декабря сказку «Маленький принц» в Московском Губернском Театре в честь 10-летия фонда «Измени одну жизнь»
10 ноября 2022
5 декабря 2022 года в Московском Губернском Театре пройдет спектакль «Маленький...
МГТ представит комедию «Женитьба. Почти по Гоголю»
03 ноября 2022
Московский Губернский театр (МГТ) 24, 25 ноября представит зрителям вторую премьеру...
Сергей Безруков представит в Омске премьеру спектакля «Дядя Ваня»
31 октября 2022
Спектакль режиссера Сергея Безрукова, поставленный по одной из самых известных пьес...
Московский Губернский театр отметил столетие российского джаза
26 октября 2022
В Московском Губернском театре 20 октября представили первую премьеру 10-го, юбилейного...
Премьера «Джаз-комедии» в Московском Губернском театре
26 октября 2022
Свой десятый сезон Московский Губернский театр открыл премьерой музыкального спектакля...
Премьера спектакля «Джаз-комедия» в Московском Губернском театре: «Музыка не нужна людям для выживания, но жить без неё уже невозможно!»
25 октября 2022
«Музыка не нужна людям для выживания, но жить без неё уже невозможно!» - эту фразу можно...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре