Мне помог Мейерхольд
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 11:00-20:00
Пресса
Московского
губернского
театра

Мне помог Мейерхольд

24 Января 2017
Алла Шевелева, Театральная Афиша, №2, февраль 2017

Хорошо знакомый зрителям по телевизионным проектам и кинофильмам актер Антон Хабаров всегда создает на театральной сцене сложные, противоречивые образы. В новом сезоне в Московском Губернском театре он сыграл неожиданного Кречинского в постановке Гульнары Галавинской «Свадьба Кречинского». Заглавный герой в интерпретации Хабарова – настоящий оборотень, разрушающий жизни окружающих с обольстительной улыбкой на лице. Актер с удовольствием жонглирует масками, которые меняет на ходу его Кречинский: от обаятельного авантюриста – к подлецу, от пылкого влюбленного – к убегающему от правосудия трусу.

– Несмотря на внешнее сходство с Остапом Бендером, Дон Жуаном и Чичиковым, Михаил Васильевич Кречинский в русской культуре занимает свое, отдельное место. На что вы опирались, создавая своего героя?

– Товстоногов говорил, что главная проблема в театре – это получувства. Работая над материалом, мы старались найти наиболее конкретные и точные формулировки. Мы все обостряли до крайности, потому и ритм у спектакля получился быстрый, и смысл его внятен.
Я специально изучил все постановки «Свадьбы Кречинского», которые идут в России, даже нашел пластинку с записью спектакля, где эту роль играл Михаил Боярский. Что-то себе присвоил, от чего-то отказался.

– Что у кого позаимствовали, признавайтесь?


– Легкость – от Кречинского Виталия Соломина, размытую границу между ложью и правдой – у Ричарда III Константина Райкина, когда ты не знаешь, врет его герой или говорит правду. Гульнара Галавинская долго и подробно разбирала со мной каждую сцену, каждый переход. На сцене как в спорте. Я, например, обожаю хоккей и знаю, что тренер после матча всегда разбирает каждый эпизод игры противника. Без этого нет профессии. Чего бояться? Моих предшественников переиграть вообще очень сложно.

– С чем были не согласны в чужих трактовках?


– Я обратил внимание, что ни ­в одной из постановок «Свадьбы Кречинского» не была решена ключевая сцена второго акта, в которой раскрывается истинная сущность Кречинского. Мы долго думали, много вариантов перепробовали, но в конечном счете найти нужную атмосферу и действие для этой сцены помог знаменитый режиссерский разбор Мейерхольда. Второй акт у него начинался со страшного крика: на сцену вбегал Кречинский с револьвером, он только что видел во сне кошмар. Кречинского осаждают кредиторы, он готов застрелиться. Кроме того, у Мейерхольда Кречинский был главарем банды, и, когда его арестовывали, вместе с ним «брали» всех.
После того как мы поняли, какой должна быть эта сцена, все пазлы роли для меня сошлись, ведь в театре главное ? это контраст. Страшно, когда из игрока, светского льва, Кречинский на глазах зрителей превращается в жлоба.
Нам хотелось, чтобы тема денег прозвучала в нашем спектакле мощнее. Кречинский весь в долгах, ему нечем платить, от безысходности он сходит с ума в прямом смысле слова. Эта сцена написана драматургом, но никто нигде ее не играл.

– Кажется, вы впервые сыграли Кречинского, который по-настоящему боится кредитора.


– А кто такой кредитор? Это тот же коллектор. Он пришел выбивать карточный долг. Здесь все очень жестко, без бантиков, рюшечек и красивых поз. Всегда находится человек, у которого больше власти. И в нашем спектак­ле этот человек запихивает Кречинскому в глотку бутылку, бьет его, угрожает. А еще нам было важно подчеркнуть, что Кречинский – игрок. Я специально изучал карточный мир, посмотрел много материалов на эту тему. Это особая категория людей, живущих по своим законам. Например, за карточный долг и сегодня убивают. И это не шутки.
Во время репетиций мы уходили от театральной условности, стараясь обосновать поведение героев в каждой сцене и все их решения. Например, в первом акте нашего спектакля Кречинский дарит Лидочке рояль, дарит самого себя, играет ей Шопена (сложнейший «Ноктюрн № 6» из репертуара Мацуева, который я репетировал четыре месяца). Кречинский как будто делает ставку, рассчитывая на более крупный выигрыш, использует весь свой арсенал, чтобы пустить пыль в глаза, ведь таким состоянием, как у Муромского, в те времена обладал только 1% населения России (я узнал об этом из книги «Картины прошедшей жизни»). Надо понимать, что Муромский ? человек не просто состоятельный, но и неглупый, и для того, чтобы обмануть его, нужно потрудиться. Почему Муромский дал согласие отдать свою дочь за авантюриста? Потому что пришел блестящий молодой человек, светский, обходительный и образованный.

– То, что Кречинский в вашем спектакле молод, принципиальное решение?

– По пьесе ему 35, просто в России сложилась традиция играть Кречинского на склоне лет. Все-таки это материал для молодого человека, потому что другая энергия, другие ритмы.

– И другой азарт.

– И азарт. В первой редакции Кречинский кончал жизнь самоубийством, но цензоры порекомендовали Сухово-Кобылину отказаться от такой трактовки. По мне, так Кречинский должен был застрелиться.

– В спектакле Губернского театра он сбегает из страны с французским паспортом.

– Мне кажется, это решение максимально точно перекликается с сегодняшним днем, хотя пьесу можно трактовать по-разному.

– В вашей постановке очень важна ее структура. «Свадьба Кречинского» больше похожа на плутовской роман, в котором зритель симпатизирует мошеннику Кречинскому и ждет, когда же он облапошит провинциальных простофиль. Соединив «Свадьбу Кречинского» с «Делом», вы полностью поменяли акценты.

– Абсолютно верно. Именно второй акт дает нам намек на то, как будут развиваться события трилогии. Из-за Кречинского погиб Муромский и разорилась вся семья. Это страшный человек. Мне бы хотелось, чтобы наш спектакль стал такой «прививкой от зла», потому что оно в наше время часто выглядит очень изящно. Оно так мутировало, что сегодня за человеком, прикрывающимся громкими словами, трудно разглядеть негодяя.

– Перед побегом ваш Кречинский пишет в «Фейсбуке» пост, стараясь предупредить Муромского. Этот поступок, по-вашему, оправдывает героя?


– Безусловно, в душе Кречинского произошел некий переворот. Но что такое – написать письмо «дай взятку и не погибнешь»? По большому счету это не подвиг. Он просто поделился своим опытом. Мне кажется, Кречинский не столько помогает Муромскому, сколько мстит судебной системе, с которой столкнулся. Честно говоря, я еще не до конца со всем разобрался. Впереди большая работа.

– Хотите сказать, что работа над образом Кречинского еще не закончена?

– Конечно. Признаюсь вам, я мечтаю, чтобы во втором действии мой герой вызывал отвращение. Для меня комплимент, если мне говорят после спектакля: «От твоего героя идет энергия зла и жестокости. Это неприятно». Значит, в правильном направлении иду. В идеале у зрителей должно возникать ощущение, что они подсматривают в замочную скважину. Только тогда я нахожусь с ними в контакте: они не сидят, развалившись в кресле, а вместе со мной участвуют в спектакле, и в зале стоит гробовая тишина.
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Весна
По рассказам Михаила Задорнова
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драматическая импровизация
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
16+
Скамейка
Эксцентрическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа, без антракта
Подробнее
18+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Сергей Безруков: «Мы за театр, где режиссер растворяется в актере»
25 Мая 2021
Худрук Московского Губернского театра рассказал о фестивале «Фабрика Станиславского» и...
Вместо психотерапевта – театр!
25 Мая 2021
Возглавив в 2014 г. Московский Губернский театр, Сергей БЕЗРУКОВ понимал, какой театр...
АНТОН ХАБАРОВ: «НЕ ЛЮБЛЮ ДИПЛОМАТИЮ В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ»
22 Мая 2021
Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков говорит, что идеальной...
В МГТ поделились планами на Большой детский фестиваль
11 Мая 2021
Фото: Денис Трудников Только в ноябре были подведены итоги III Международного...
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Премьеру "Безымянной звезды" МГТ покажет осенью
08 Апреля 2021
МОСКВА, 8 апр - Пресс-служба Московского Губернского театра. Московский Губернский театр...
Галина Бокашевская: “Приглашение Безрукова восприняла как розыгрыш”
08 Апреля 2021
Недавно в московском Доме кино прошёл юбилейный вечер заслуженной артистки России...
В Московском Губернском театре представят свою версию «Безымянной звезды»
07 Апреля 2021
Ранее пьесу Михаила Себастьяна адаптировали в виде фильма с Анастасией Вертинской и...
Нос Сирано, настоящие ружья и кровавый раствор: В Губернском театре рассказали, как устроен мир «закулисья»
05 Апреля 2021
Сколько человек рисуют пиратские шрамы актерам спектакля «Остров сокровищ»? Где...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре