Мне помог Мейерхольд
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Мне помог Мейерхольд

24 января 2017
Алла Шевелева, Театральная Афиша, №2, февраль 2017

Хорошо знакомый зрителям по телевизионным проектам и кинофильмам актер Антон Хабаров всегда создает на театральной сцене сложные, противоречивые образы. В новом сезоне в Московском Губернском театре он сыграл неожиданного Кречинского в постановке Гульнары Галавинской «Свадьба Кречинского». Заглавный герой в интерпретации Хабарова – настоящий оборотень, разрушающий жизни окружающих с обольстительной улыбкой на лице. Актер с удовольствием жонглирует масками, которые меняет на ходу его Кречинский: от обаятельного авантюриста – к подлецу, от пылкого влюбленного – к убегающему от правосудия трусу.

– Несмотря на внешнее сходство с Остапом Бендером, Дон Жуаном и Чичиковым, Михаил Васильевич Кречинский в русской культуре занимает свое, отдельное место. На что вы опирались, создавая своего героя?

– Товстоногов говорил, что главная проблема в театре – это получувства. Работая над материалом, мы старались найти наиболее конкретные и точные формулировки. Мы все обостряли до крайности, потому и ритм у спектакля получился быстрый, и смысл его внятен.
Я специально изучил все постановки «Свадьбы Кречинского», которые идут в России, даже нашел пластинку с записью спектакля, где эту роль играл Михаил Боярский. Что-то себе присвоил, от чего-то отказался.

– Что у кого позаимствовали, признавайтесь?


– Легкость – от Кречинского Виталия Соломина, размытую границу между ложью и правдой – у Ричарда III Константина Райкина, когда ты не знаешь, врет его герой или говорит правду. Гульнара Галавинская долго и подробно разбирала со мной каждую сцену, каждый переход. На сцене как в спорте. Я, например, обожаю хоккей и знаю, что тренер после матча всегда разбирает каждый эпизод игры противника. Без этого нет профессии. Чего бояться? Моих предшественников переиграть вообще очень сложно.

– С чем были не согласны в чужих трактовках?


– Я обратил внимание, что ни ­в одной из постановок «Свадьбы Кречинского» не была решена ключевая сцена второго акта, в которой раскрывается истинная сущность Кречинского. Мы долго думали, много вариантов перепробовали, но в конечном счете найти нужную атмосферу и действие для этой сцены помог знаменитый режиссерский разбор Мейерхольда. Второй акт у него начинался со страшного крика: на сцену вбегал Кречинский с револьвером, он только что видел во сне кошмар. Кречинского осаждают кредиторы, он готов застрелиться. Кроме того, у Мейерхольда Кречинский был главарем банды, и, когда его арестовывали, вместе с ним «брали» всех.
После того как мы поняли, какой должна быть эта сцена, все пазлы роли для меня сошлись, ведь в театре главное ? это контраст. Страшно, когда из игрока, светского льва, Кречинский на глазах зрителей превращается в жлоба.
Нам хотелось, чтобы тема денег прозвучала в нашем спектакле мощнее. Кречинский весь в долгах, ему нечем платить, от безысходности он сходит с ума в прямом смысле слова. Эта сцена написана драматургом, но никто нигде ее не играл.

– Кажется, вы впервые сыграли Кречинского, который по-настоящему боится кредитора.


– А кто такой кредитор? Это тот же коллектор. Он пришел выбивать карточный долг. Здесь все очень жестко, без бантиков, рюшечек и красивых поз. Всегда находится человек, у которого больше власти. И в нашем спектак­ле этот человек запихивает Кречинскому в глотку бутылку, бьет его, угрожает. А еще нам было важно подчеркнуть, что Кречинский – игрок. Я специально изучал карточный мир, посмотрел много материалов на эту тему. Это особая категория людей, живущих по своим законам. Например, за карточный долг и сегодня убивают. И это не шутки.
Во время репетиций мы уходили от театральной условности, стараясь обосновать поведение героев в каждой сцене и все их решения. Например, в первом акте нашего спектакля Кречинский дарит Лидочке рояль, дарит самого себя, играет ей Шопена (сложнейший «Ноктюрн № 6» из репертуара Мацуева, который я репетировал четыре месяца). Кречинский как будто делает ставку, рассчитывая на более крупный выигрыш, использует весь свой арсенал, чтобы пустить пыль в глаза, ведь таким состоянием, как у Муромского, в те времена обладал только 1% населения России (я узнал об этом из книги «Картины прошедшей жизни»). Надо понимать, что Муромский ? человек не просто состоятельный, но и неглупый, и для того, чтобы обмануть его, нужно потрудиться. Почему Муромский дал согласие отдать свою дочь за авантюриста? Потому что пришел блестящий молодой человек, светский, обходительный и образованный.

– То, что Кречинский в вашем спектакле молод, принципиальное решение?

– По пьесе ему 35, просто в России сложилась традиция играть Кречинского на склоне лет. Все-таки это материал для молодого человека, потому что другая энергия, другие ритмы.

– И другой азарт.

– И азарт. В первой редакции Кречинский кончал жизнь самоубийством, но цензоры порекомендовали Сухово-Кобылину отказаться от такой трактовки. По мне, так Кречинский должен был застрелиться.

– В спектакле Губернского театра он сбегает из страны с французским паспортом.

– Мне кажется, это решение максимально точно перекликается с сегодняшним днем, хотя пьесу можно трактовать по-разному.

– В вашей постановке очень важна ее структура. «Свадьба Кречинского» больше похожа на плутовской роман, в котором зритель симпатизирует мошеннику Кречинскому и ждет, когда же он облапошит провинциальных простофиль. Соединив «Свадьбу Кречинского» с «Делом», вы полностью поменяли акценты.

– Абсолютно верно. Именно второй акт дает нам намек на то, как будут развиваться события трилогии. Из-за Кречинского погиб Муромский и разорилась вся семья. Это страшный человек. Мне бы хотелось, чтобы наш спектакль стал такой «прививкой от зла», потому что оно в наше время часто выглядит очень изящно. Оно так мутировало, что сегодня за человеком, прикрывающимся громкими словами, трудно разглядеть негодяя.

– Перед побегом ваш Кречинский пишет в «Фейсбуке» пост, стараясь предупредить Муромского. Этот поступок, по-вашему, оправдывает героя?


– Безусловно, в душе Кречинского произошел некий переворот. Но что такое – написать письмо «дай взятку и не погибнешь»? По большому счету это не подвиг. Он просто поделился своим опытом. Мне кажется, Кречинский не столько помогает Муромскому, сколько мстит судебной системе, с которой столкнулся. Честно говоря, я еще не до конца со всем разобрался. Впереди большая работа.

– Хотите сказать, что работа над образом Кречинского еще не закончена?

– Конечно. Признаюсь вам, я мечтаю, чтобы во втором действии мой герой вызывал отвращение. Для меня комплимент, если мне говорят после спектакля: «От твоего героя идет энергия зла и жестокости. Это неприятно». Значит, в правильном направлении иду. В идеале у зрителей должно возникать ощущение, что они подсматривают в замочную скважину. Только тогда я нахожусь с ними в контакте: они не сидят, развалившись в кресле, а вместе со мной участвуют в спектакле, и в зале стоит гробовая тишина.
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Собака на сене
Комедия
3 часа с одним антрактом
Подробнее
12+
Слон
Комедия
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
0+
Муха-Цокотуха

50 минут
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
«Жизнь может быть сказкой - ты только поверь!»: премьера спектакля «Золотой ключик» в Московском Губернском театре
23 сентября 2023
«Я нарисую мир таким, каким люблю!» - эту фразу можно назвать лейтмотивом спектакля...
«Собака на сене»: Когда сердца бьются в ритме танго
21 сентября 2023
В Губернском театре дают настоящие испанские страсти – с поправкой на современность. На...
Рецензия на спектакль «Золотой ключик» Московского Губернского театра
17 сентября 2023
16 сентября 2023 года Московский Губернский театр представил первую в новом сезоне...
В Губернском театре показали премьеру семейного спектакля «Золотой ключик»
16 сентября 2023
Московский Губернский театр 16 сентября представил первую премьеру нового сезона семейный...
Губернский театр представит премьеру сказки "Золотой ключик"
16 сентября 2023
МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Первая премьера сезона - спектакль для юных зрителей...
ПРОЕКТ «ВНИМАНИЕ. ТЕАТР» НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
15 сентября 2023
Стали известны итоги конкурса режиссерских работ, который прошел в Московском Губернском...
В Губернском театре покажут премьеру семейного спектакля "Золотой ключик"
14 сентября 2023
Московский Губернский театр представит первую премьеру нового сезона - 16 сентября...
Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона 16 сентября
12 сентября 2023
Премьера спектакля «Золотой ключик» в Губернском театре состоится 16 сентября. В...
«Испытываешь наслаждение»: Безруков раскрыл главные прелести новой постановки Губернского театра
11 сентября 2023
Комедию «Собака на сене» можно назвать одной из ярчайших в Московском Губернском театре....
Московский Губернский театр представит свою версию «Золотого ключика»
11 сентября 2023
Московский Губернский театр 16 сентября представит первую премьеру сезона. Это спектакль...
В МОСКОВСКОМ ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ НАШЛИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
11 сентября 2023
16 сентября Московский губернский театр представит первую премьеру сезона – спектакль для...
Московский Губернский театр в Кузьминках открыл 11-й сезон
11 сентября 2023
Открытие нового сезона в Московском Губернском театре (МГТ) на Волгоградском просп., 121,...
Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона
11 сентября 2023
16 сентября состоится спектакль для детей «Золотой ключик» по повести Алексея Толстого....
Московский Губернский театр представляет первую премьеру сезона
11 сентября 2023
16 сентября Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона – спектакль для...
Никуда не деться от Любви
10 сентября 2023
8 сентября В Московском Губернском театре состоялся светский показ премьеры спектакля...
«Яркий пример чести и долга»: Безруков поставит в Губернском театре «Капитанскую дочку»
28 августа 2023
Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков собирается...
Что обещают в новом театральном сезоне четыре худрука: Соломин, Безруков, Бородин и Писарев
27 августа 2023
Губернский театр: Сергей Безруков взялся за "Капитанскую дочку" Для Московского...
На сцене — истории: какой курс взяли столичные театры в новом сезоне
27 августа 2023
Два юбилея Безрукова В МГТ у Сергея Безрукова сезон открывали по традиции весело и...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ ОБЪЯВИЛ ПЛАНЫ НА СЕЗОН
27 августа 2023
На сборе труппы МГТ Сергей Безруков подвёл итоги прошлого сезона и поделился планами на...
Сергей Безруков провел сбор труппы Московского Губернского театра
26 августа 2023
Коллективу под руководством Сергея Безрукова исполняется в этом году 10 лет
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре