Александр Малюгин, «Аргументы недели», 20.10.2016.
Антон Хабаров после окончания Щепки работал в «Современнике», затем – в Театре им. Маяковского. С 2013-го – в труппе Московского Губернского театра. Параллельно актер много снимается в кино: «И все-таки я люблю», «Братаны», «Ермоловы», «Сердце матери», «Две зимы и три лета», «Закрытая школа», «Неформат», «Трюкач» и др. 26 и 27 октября в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля по мотивам трилогии А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Режиссер постановки – Гульнара Галавинская, в роли Кречинского – Антон Хабаров.
– Антон, действие спектакля перенесено в наше время. Поэтому зритель, наверное, призадумается: это сколько же вокруг меня современных Кречинских! Азартных игроков, шулеров, прожигателей жизни…
– Я тоже вижу вокруг себя много нечестных на руку людей. Мой герой Кречинский – аферист, мошенник высокого полета, циник, наполненный презрением к людям. По сюжету пьесы у него сейчас неудачный период, он все проигрывает. Поэтому решается на аферу и попадает в сложные обстоятельства, когда его преследуют кредиторы – современные коллекторы. Согласитесь, знакомая для нашего времени ситуация. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Ничего не остается безнаказанным. Надеюсь, люди выйдут после нашего спектакля именно с такими мыслями.
– Я знаю, вы очень дотошно готовились к роли Кречинского и перелопатили чуть ли не все материалы, связанные с пьесой.
– Я много чего прочитал. Во-первых, купил в букинистическом магазине книгу Сухово-Кобылина «Картины прошедшей жизни». Кстати, думал, что фолиант будет стоить тысяч 7–10, а книга стоила всего 60 рублей. Там как раз вся трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Наш спектакль, кстати говоря, включает и часть пьесы «Дело», где показан чудовищный бюрократический механизм, который существует сам по себе и запросто съедает обыкновенного человека. Так вот в «Картинах прошедшей жизни» есть несколько версий финала «Свадьбы Кречинского». В первом варианте Кречинский кончал жизнь самоубийством. Но тогдашняя цензура сказала автору, что вешать героя не надо, и он после этого сделал, по моему мнению, слишком сентиментальный финал, который мне не очень нравится. Я в этом смысле к своему герою безжалостен. Хотя сама система заставляет Кречинского идти на преступление. Он должен всем, он не может спокойно выйти на улицу. В постановке Всеволода Мейерхольда Кречинский ходит с поднятым огромным воротником, закрывающим лицо. В подобной ситуации человек находится в полном отчаянии, в агонии. Ничего такого я не увидел у режиссеров, ставивших «Свадьбу Кречинского» ранее. Поэтому мы несколько по-новому трактуем второй акт …
– Понятно, что всему виной – деньги. Даже возьмем ваше ремесло: если раньше мечтой начинающего актера были слава и успех, то сейчас чаще – обогащение, не важно, в какой роли и в каком «мыле» снимаешься…
– У меня позиция очень ясная, я из-за нее потерял четырех московских агентов. Со мной не все хотят работать. Почему? Потому что отказываюсь от многих ролей. Вот вчера отказался от очередного треша, где мой предполагаемый герой, некий бизнесмен, крадет чужого ребенка, чтобы кого-то шантажировать. Я сказал – нет, ребята, слава богу, у меня еще есть выбор. Мне, конечно, предлагают и хорошие роли, снимаюсь часто. Для меня деньги тоже играют большую роль, но все-таки есть какой-то предел.
– Наверное, примером для вас является знаменитый актер Евгений Яковлевич Урбанский? Ведь именно его вы сыграли в сериале «Трюкач», хотя у вашего героя другая фамилия?
– Фамилию изменили по причине, связанной с авторскими правами. Колоссальный, недооцененный в нашей стране актер, с которого действительно можно брать пример! Я много готовился к роли, общался с людьми, которые его знали. Смотрел все интервью Евгения Яковлевича и даже сам написал несколько сцен для фильма. Сценарий был создан по черновикам Эдуарда Володарского, поэтому можно было вставить туда несколько интересных фактов.
Для роли мне пришлось поправиться на десять килограммов – Евгений Яковлевич был мощным и статным мужчиной. Мне много рассказали о нем его однокурсники – Валентин Иосифович Гафт, Игорь Владимирович Кваша, ныне, к сожалению, покойный. Каким он был необыкновенным человеком, с широкой душой, что особенно любил в жизни. Урбанский обожал Маяковского, во многом ему подражал. Из книги Иннокентия Смоктуновского «Быть» я узнал, что Урбанский и Смоктуновский были очень дружны, и Евгений Яковлевич даже хотел назвать сына именем Кеша.
Большой актер трагически погиб 5 ноября 1965 года на съемках фильма «Директор». В 40 километрах от Бухары снималась сцена проезда автоколонны по пескам. Машина героя Урбанского должна была промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложный кадр – прыжок машины с одного из барханов. Первый дубль прошел нормально, но решили сделать еще один, чтобы машина подпрыгивала выше. И вот на втором дубле автомобиль неожиданно перевернулся. Урбанский скончался по пути в больницу… Все это мне и пришлось сыграть в сериале «Трюкач».
Материал на сайте издания