На стыке трёх жанров. Древнеримская история без слов
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

На стыке трёх жанров. Древнеримская история без слов

11 Апреля 2017
Жанна Ованесова, Горизонты культуры, весна 2017 (№53)
Фото Анны Коонен

unnamed

Актеры в спектаклях известного и востребованного сегодня хореографа-постановщика Сергея Землянского владеют жестом и телом так, что смысл каждой сцены, мотивы и поведение героев становятся легко понятными. В спектакле «Калигула» зритель видит очень непростую историю, в которой раскрываются образы, мысли и чувства главного героя — палача и его жертв. Кровавее и страшнее этого персонажа — Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула — сцена Губернского еще не знала. Премьера спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю стала центральным событием театрального сезона 2016/2017.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЗЛА

Спектакль поставлен так искусно, что визуальный ряд действует почти гипнотически. И невозможно отвести глаза, вслушиваясь в завораживающие звуки музыки, наблюдая за пластическим танцем исполнителей, в котором собрана вся гамма чувств — от любви до ненависти. Но уж очень мрачна история, разворачивающаяся на глазах зрительного зала. Среднестатистический зритель этому непременно воспротивится. Но на фоне лаконичных декораций, увлекаясь красотой внешних образов, он может и не заметить, как сюжет отступит на второй план.

Чем же так привлекателен образ римского императора Калигулы? Для режиссера-постановщика, по признанию Сергея Землянского, это исследование природы зла, у которой оборотная сторона — глубоко запрятанная травма, пережитая в детстве. Направление, в котором работает Землянский, родилось на стыке трех жанров: драматического спектакля, танцевального и пантомимы. Все его постановки отличаются огромной экспрессией, гротескным воплощением образов с использованием музыкального и визуального рисунка.

Малаков К

— Было необходимо учитывать все факторы эстетики в период постановки и репетиций, чтобы удержаться на грани, — говорит Землянский.— Потому что персонаж достаточно неоднозначный. К тому же визуальная составляющая очень богата для восприятия. И эстетически стиль надо было выверить четко и грамотно. Я учитывал еще и исторические факторы биографии Калигулы, его родителей, дяди. Особенно важно было понять, что его сделало таким человеком, что должно было произойти с ним в детстве. Ведь ребенок по природе своей чист и открыт. Какие же факторы должны были повлиять на него, чтобы он стал таким жестоким? В спектакле мы показываем, что его родителей задушили — это фантазия. Есть разные, иногда полярные мнения по поводу его личности и фактов его жизни, обросшие легендами и мифами. И здесь, я  считаю, у меня развязаны руки, можно фантазировать. А для зрителя написано либретто, чтобы можно было освежить историю.

ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ЖЕСТ

Многие сцены спектакля взяты из пьесы Камю. Так же как и сверхидея Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула, который лишен покоя и сна, обладая свободой без границ. Имея все, он пожелал недостижимое — Луну. Его безмерная фантазия и здесь проявила себя во всей красе.Калигула 2
СЕРГЕЙ ЗЕМЛЯНСКИЙ,
режиссер-постановщик:

"Почему Калигула? Мне показалось, что это интересно. У меня была мечта, интересно было обратиться к истории этой реальной личности. Есть много фактов и тут же — опровержения к ним. От этого рождается фантазия. Так же было, когда я ставил Жанну д’ Арк в театре Пушкина. Важна эстетика того времени, хотя она немного модернизирована, но не осовременена. Фантазийные образы героев, их внешний вид — это все было интересно".


Калигула 3

 
Землянский создает пластические спектакли с драматическими артистами и является основателем нового направления в драматическом театре — пластической драмы. Основа стиля wordless — создание художественного образа с помощью пластики тела, ярких музыкальных акцентов и характерных танцевальных элементов.

Исполнители красавца-злодея в разных составах — Илья Малаков (Губернский театр) и Станислав Бондаренко (Театр им. Моссовета). Артисты рассказали, как непросто им далась эта роль. «Это одна из тех ролей, в которой актерское развитие уходит в бесконечность,?— говорит Илья.— Учитывая темперамент героя, очень трудно и тяжело войти в образ, но если же входишь, то потом трудно остановиться».

А вот что говорит Стас Бондаренко: «Поведение Калигулы для меня не приемлемо, но тем интереснее понять, в чем его внутренний конфликт. Было два месяца репетиций, многому пришлось учиться, особенно танцу. На репетициях режиссер разрешал нам кричать, помогать себе голосом. А уже в конце остался только жест, который во много раз выразительнее, чем в жизни».

Из приглашенных артистов в спектакле участвуют прима Большого театра Марина Александрова и артистка кино Равшана Куркова в роли Цезонии, четвертой жены Калигулы. Другая центральная роль Друзиллы — сестры Калигулы — досталась Марии Богданович, солистке Большого театра, и Екатерине Шпице, известной по ролям в кино. Одна из последних ее ролей в фильме «Экипаж» (2016). Спектакль выполнен в сдержанных декорациях, что, по словам режиссера, было осознанным решением. Сценография и костюмы — Максим Обрезков. Одна из первостепенных ролей принадлежит музыке композитора Павла Акимкина, благодаря которой спектакль читается яснее. Помимо драматических актеров в спектакле задействованы слабослышащие артисты, что вполне логично, ведь девиз у Губернского — «Театр, доступный для всех». Зритель должен по достоинству оценить талантливо вписанную в постановку музыкальную канву и выдержанный в образцовой эстетике пластический спектакль.

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ, художественный руководитель Московского Губернского театра: "Это пластический драматический спектакль, он дарит совсем другие эмоции, чем просто драматический. На него можно ходить много раз и смотреть с разными исполнителями. Потому что визуальный ряд очень богатый. Он вызывает бурю самых различных эмоций — от полного неприятия до восторга. Его интересно не просто смотреть, но угадывать и проверять свои ощущения. Музыка выполняет одну из главных ролей, дарит те самые эмоции, благодаря которым невозможно оторваться от того, что происходит на сцене. И возникает абсолютная магия".

66м
 
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Чужие берега
Поэтический спектакль
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Сон разума
Фантасмагория по мотивам произведений Н.В. Гоголя
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
12+
Прекрасное Далёко
Фантазия в двух частях
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
ПРЕМЬЕРУ О РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ ПОКАЖУТ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ
25 Мая 2022
28 и 29 мая В Московском Губернском театре состоится премьера поэтического спектакля...
Уехавшие из России: в Губернском театре поставили спектакль о творческой эмиграции
25 Мая 2022
Истории и судьбы вековой давности мистическим образом откликаются на современные...
28 и 29 мая Московский Губернский театр представит премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"
25 Мая 2022
Художественный руководитель постановки – Сергей Безруков, режиссер - Ольга Матвеева,...
Ирина Безрукова поделилась подробностями о своей необычной работе
24 Мая 2022
Известная актриса Ирина Безрукова не только играет в кино и ведёт различные мероприятия....
Премьера спектакля «Чужие берега» пройдет в Московском Губернском театре 28 и 29 мая
24 Мая 2022
РИАМО - 24 мая. На сцене Московского Губернского театра 28 и 29 мая состоится премьера...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Чужие берега»
24 Мая 2022
28 и 29 мая Московский Губернский представит премьеру поэтического спектакля «Чужие...
Ирина Безрукова выступила тифлокомментатором на спектакле в Туле
20 Мая 2022
19 мая на сцене Тульского академического театра драмы в рамках гастролей Московского...
«Бесконечный апрель» в Туле
20 Мая 2022
В Тульской области проходят гастроли Московского Губернского театра. С 18 по 21 мая...
В Тульской области проходят гастроли Московского Губернского театра
19 Мая 2022
18 мая в малом зале Тульского академического театра драмы состоялась пресс-конференция,...
Вести. Тула. Ирина Безрукова вернулась на тульскую сцену
19 Мая 2022
В Туле гостит Московский губернский театр. Столичная труппа прибыла в наш город в...
В Тульскую область с гастролями прибыл Московский Губернский театр
19 Мая 2022
18 мая в малом зале Тульского академического театра драмы прошла пресс-конференция,...
Директор Московского Губернского театра: В Туле прекрасные зрители!
19 Мая 2022
Московский Губернский театр дает гастрольные спектакли в Тульской области. МГТ в Туле не...
Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре
19 Апреля 2022
Столько сказано о загадочной русской душе, о непостижимости её глубин, о метаниях и...
Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
15 Апреля 2022
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом...
В Московском Губернском театре готовят поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
10 Апреля 2022
Как можно оказаться во Франции или в Китае и одновременно в России? Московский...
Московский Губернский театр приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
«Большие гастроли» снова на сцене Нижегородского театра «Комедия». В этот раз в...
Театр Сергея Безрукова приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
Знаменитый театр Сергея Безрукова приехал в Нижегородский театр «Комедiя» ...
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9 апреля
07 Апреля 2022
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9...
Два подмосковных театра представят свои спектакли в рамках программы «ЭХО БДФ» в Архангельске
06 Апреля 2022
С 12 по 17 апреля года Большой Детский фестиваль представит лауреатов конкурса 2021...
Московский Губернский театр выступит в Нижнем Новгороде
04 Апреля 2022
С 7 по 9 апреля МГТ приедет в столицу Нижегородской области с «Большими гастролями»,...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре