На стыке трёх жанров. Древнеримская история без слов
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

На стыке трёх жанров. Древнеримская история без слов

11 апреля 2017
Жанна Ованесова, Горизонты культуры, весна 2017 (№53)
Фото Анны Коонен

unnamed

Актеры в спектаклях известного и востребованного сегодня хореографа-постановщика Сергея Землянского владеют жестом и телом так, что смысл каждой сцены, мотивы и поведение героев становятся легко понятными. В спектакле «Калигула» зритель видит очень непростую историю, в которой раскрываются образы, мысли и чувства главного героя — палача и его жертв. Кровавее и страшнее этого персонажа — Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула — сцена Губернского еще не знала. Премьера спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю стала центральным событием театрального сезона 2016/2017.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЗЛА

Спектакль поставлен так искусно, что визуальный ряд действует почти гипнотически. И невозможно отвести глаза, вслушиваясь в завораживающие звуки музыки, наблюдая за пластическим танцем исполнителей, в котором собрана вся гамма чувств — от любви до ненависти. Но уж очень мрачна история, разворачивающаяся на глазах зрительного зала. Среднестатистический зритель этому непременно воспротивится. Но на фоне лаконичных декораций, увлекаясь красотой внешних образов, он может и не заметить, как сюжет отступит на второй план.

Чем же так привлекателен образ римского императора Калигулы? Для режиссера-постановщика, по признанию Сергея Землянского, это исследование природы зла, у которой оборотная сторона — глубоко запрятанная травма, пережитая в детстве. Направление, в котором работает Землянский, родилось на стыке трех жанров: драматического спектакля, танцевального и пантомимы. Все его постановки отличаются огромной экспрессией, гротескным воплощением образов с использованием музыкального и визуального рисунка.

Малаков К

— Было необходимо учитывать все факторы эстетики в период постановки и репетиций, чтобы удержаться на грани, — говорит Землянский.— Потому что персонаж достаточно неоднозначный. К тому же визуальная составляющая очень богата для восприятия. И эстетически стиль надо было выверить четко и грамотно. Я учитывал еще и исторические факторы биографии Калигулы, его родителей, дяди. Особенно важно было понять, что его сделало таким человеком, что должно было произойти с ним в детстве. Ведь ребенок по природе своей чист и открыт. Какие же факторы должны были повлиять на него, чтобы он стал таким жестоким? В спектакле мы показываем, что его родителей задушили — это фантазия. Есть разные, иногда полярные мнения по поводу его личности и фактов его жизни, обросшие легендами и мифами. И здесь, я  считаю, у меня развязаны руки, можно фантазировать. А для зрителя написано либретто, чтобы можно было освежить историю.

ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО ЖЕСТ

Многие сцены спектакля взяты из пьесы Камю. Так же как и сверхидея Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула, который лишен покоя и сна, обладая свободой без границ. Имея все, он пожелал недостижимое — Луну. Его безмерная фантазия и здесь проявила себя во всей красе.Калигула 2
СЕРГЕЙ ЗЕМЛЯНСКИЙ,
режиссер-постановщик:

"Почему Калигула? Мне показалось, что это интересно. У меня была мечта, интересно было обратиться к истории этой реальной личности. Есть много фактов и тут же — опровержения к ним. От этого рождается фантазия. Так же было, когда я ставил Жанну д’ Арк в театре Пушкина. Важна эстетика того времени, хотя она немного модернизирована, но не осовременена. Фантазийные образы героев, их внешний вид — это все было интересно".


Калигула 3

 
Землянский создает пластические спектакли с драматическими артистами и является основателем нового направления в драматическом театре — пластической драмы. Основа стиля wordless — создание художественного образа с помощью пластики тела, ярких музыкальных акцентов и характерных танцевальных элементов.

Исполнители красавца-злодея в разных составах — Илья Малаков (Губернский театр) и Станислав Бондаренко (Театр им. Моссовета). Артисты рассказали, как непросто им далась эта роль. «Это одна из тех ролей, в которой актерское развитие уходит в бесконечность,?— говорит Илья.— Учитывая темперамент героя, очень трудно и тяжело войти в образ, но если же входишь, то потом трудно остановиться».

А вот что говорит Стас Бондаренко: «Поведение Калигулы для меня не приемлемо, но тем интереснее понять, в чем его внутренний конфликт. Было два месяца репетиций, многому пришлось учиться, особенно танцу. На репетициях режиссер разрешал нам кричать, помогать себе голосом. А уже в конце остался только жест, который во много раз выразительнее, чем в жизни».

Из приглашенных артистов в спектакле участвуют прима Большого театра Марина Александрова и артистка кино Равшана Куркова в роли Цезонии, четвертой жены Калигулы. Другая центральная роль Друзиллы — сестры Калигулы — досталась Марии Богданович, солистке Большого театра, и Екатерине Шпице, известной по ролям в кино. Одна из последних ее ролей в фильме «Экипаж» (2016). Спектакль выполнен в сдержанных декорациях, что, по словам режиссера, было осознанным решением. Сценография и костюмы — Максим Обрезков. Одна из первостепенных ролей принадлежит музыке композитора Павла Акимкина, благодаря которой спектакль читается яснее. Помимо драматических актеров в спектакле задействованы слабослышащие артисты, что вполне логично, ведь девиз у Губернского — «Театр, доступный для всех». Зритель должен по достоинству оценить талантливо вписанную в постановку музыкальную канву и выдержанный в образцовой эстетике пластический спектакль.

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ, художественный руководитель Московского Губернского театра: "Это пластический драматический спектакль, он дарит совсем другие эмоции, чем просто драматический. На него можно ходить много раз и смотреть с разными исполнителями. Потому что визуальный ряд очень богатый. Он вызывает бурю самых различных эмоций — от полного неприятия до восторга. Его интересно не просто смотреть, но угадывать и проверять свои ощущения. Музыка выполняет одну из главных ролей, дарит те самые эмоции, благодаря которым невозможно оторваться от того, что происходит на сцене. И возникает абсолютная магия".

66м
 
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Аленький цветочек
Сказка
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
6+
История про маленького Витю
Танцевальный спектакль
60 минут
Подробнее
12+
Весна
Комедия
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
«Жизнь может быть сказкой - ты только поверь!»: премьера спектакля «Золотой ключик» в Московском Губернском театре
23 сентября 2023
«Я нарисую мир таким, каким люблю!» - эту фразу можно назвать лейтмотивом спектакля...
«Собака на сене»: Когда сердца бьются в ритме танго
21 сентября 2023
В Губернском театре дают настоящие испанские страсти – с поправкой на современность. На...
Рецензия на спектакль «Золотой ключик» Московского Губернского театра
17 сентября 2023
16 сентября 2023 года Московский Губернский театр представил первую в новом сезоне...
В Губернском театре показали премьеру семейного спектакля «Золотой ключик»
16 сентября 2023
Московский Губернский театр 16 сентября представил первую премьеру нового сезона семейный...
Губернский театр представит премьеру сказки "Золотой ключик"
16 сентября 2023
МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Первая премьера сезона - спектакль для юных зрителей...
ПРОЕКТ «ВНИМАНИЕ. ТЕАТР» НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
15 сентября 2023
Стали известны итоги конкурса режиссерских работ, который прошел в Московском Губернском...
В Губернском театре покажут премьеру семейного спектакля "Золотой ключик"
14 сентября 2023
Московский Губернский театр представит первую премьеру нового сезона - 16 сентября...
Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона 16 сентября
12 сентября 2023
Премьера спектакля «Золотой ключик» в Губернском театре состоится 16 сентября. В...
«Испытываешь наслаждение»: Безруков раскрыл главные прелести новой постановки Губернского театра
11 сентября 2023
Комедию «Собака на сене» можно назвать одной из ярчайших в Московском Губернском театре....
Московский Губернский театр представит свою версию «Золотого ключика»
11 сентября 2023
Московский Губернский театр 16 сентября представит первую премьеру сезона. Это спектакль...
В МОСКОВСКОМ ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ НАШЛИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
11 сентября 2023
16 сентября Московский губернский театр представит первую премьеру сезона – спектакль для...
Московский Губернский театр в Кузьминках открыл 11-й сезон
11 сентября 2023
Открытие нового сезона в Московском Губернском театре (МГТ) на Волгоградском просп., 121,...
Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона
11 сентября 2023
16 сентября состоится спектакль для детей «Золотой ключик» по повести Алексея Толстого....
Московский Губернский театр представляет первую премьеру сезона
11 сентября 2023
16 сентября Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона – спектакль для...
Никуда не деться от Любви
10 сентября 2023
8 сентября В Московском Губернском театре состоялся светский показ премьеры спектакля...
«Яркий пример чести и долга»: Безруков поставит в Губернском театре «Капитанскую дочку»
28 августа 2023
Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков собирается...
Что обещают в новом театральном сезоне четыре худрука: Соломин, Безруков, Бородин и Писарев
27 августа 2023
Губернский театр: Сергей Безруков взялся за "Капитанскую дочку" Для Московского...
На сцене — истории: какой курс взяли столичные театры в новом сезоне
27 августа 2023
Два юбилея Безрукова В МГТ у Сергея Безрукова сезон открывали по традиции весело и...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ ОБЪЯВИЛ ПЛАНЫ НА СЕЗОН
27 августа 2023
На сборе труппы МГТ Сергей Безруков подвёл итоги прошлого сезона и поделился планами на...
Сергей Безруков провел сбор труппы Московского Губернского театра
26 августа 2023
Коллективу под руководством Сергея Безрукова исполняется в этом году 10 лет
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре