Над пропастью во лжи
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Над пропастью во лжи

19 ноября 2016
Ирина Лопухина, «Театральный мир» № 11, 2016.

Московский Губернский театр
Артур Миллер «Вид с моста»

Режиссер-постановщик – Анна Горушкина
Режиссер по пластике – Сергей Землянский
Сценография и костюмы – Алексей Лобанов
Композитор – Павел Акимкин
Художник по свету – Лора Максимова
 
Так уж случилось, что в дни премьерных показов спектакля «Вид с моста» по пьесе Артура Миллера в Московском Губернском театре слово «мост» резко увеличило частотность своего употребления. Нет, это не связано с выходом в свет новой редакции очередного учебника иностранного языка с таким названием, с успешным наведением «мостов дружбы» между воюющими странами или окончательным «сожжением мостов» между ними. Мосты по-прежнему выполняли свою основную функцию по всему миру – соединять не только территории, но и людей разных возрастов и национальностей, молодоженов, крепящих символический замочек верности на них в день свадьбы… Но два моста – Крымский в Москве и Манхэттенский в Нью-Йорке – в октябре оказались самыми обсуждаемыми. В день рождения президента России баннеры с его портретом и подписью «Миротворец» каким-то чудом оказались на этих конструкциях – вот уж в прямом смысле «Вид с моста»…

01
Сцена из спектакля по пьесе Артура Миллера «Вид с моста»
Эдди – Дмитрий Карташов
Биатрис – Елена Киркова
Кэтрин – Ирина Токмакова

 
Ассоциации, может, и наивные, но для меня это был определенный знак актуальности пьесы, автор которой, по его собственным словам, пытался помочь людям «освободиться от страха, голода, безработицы, болезней, трудиться всего несколько часов в день, а жить – до восьмидесяти, девяноста, а может быть, и ста лет». То, что еще совсем недавно мы называли «американским образом жизни», стремительно ворвалось и в российскую действительность: нелегальный ввоз дешевой рабочей силы из стран с массовой безработицей, превращение этих людей на чужбине буквально в рабов, зависящих от предприимчивых дельцов. Мигранты, беженцы, гастарбайтеры – сегодня едва ли не самые острые проблемы уже не только в США, на родине А. Миллера – по всему миру.

02
Сцена из спектакля по пьесе Артура Миллера «Вид с моста»
Эдди – Дмитрий Карташов
Биатрис – Елена Киркова

 
Но, если бы пьеса «Вид с моста» поднимала только вопросы, связанные с жизнью иммигрантов (в данном случае итальянцев в Америке), российскому зрителю сегодня было бы явно мало. Об этом мы слышим ежедневно в новостях и при всем сочувствии и стремлении понять такой жизненный выбор, все-таки больше доверяем пословицам: «Где родился – там и пригодился», «В гостях хорошо, а дома – лучше». Нам бы что поглубже, чтоб до самой сути! И в спектакле действительно откроются неожиданные «потайные дверцы», к которым зрителя деликатно подведет режиссер-постановщик Анна Горушкина, которая видит своих героев не только попавшими в непростые обстоятельства и вынужденными жить по определенным правилам, а прежде всего – людьми, которые стремятся решить свои проблемы, помочь близким, любят, страдают – словом, живут!

03
Сцена из спектакля по пьесе Артура Миллера «Вид с моста»
Марко – Алексей Веретин
Родольфо – Антон Соколов

 
В пьесе нет явных злодеев, но и безгрешных нет, каждый крутится, как может. Рискнув приехать в чужую страну за лучшей жизнью, каждый и надеялся, и сомневался, но выбор сделал. Америка обманула ожидания многих. Бруклинский мост – символ перехода в обеспеченную жизнь – предстает на сцене достаточно схематично: он – и место работы (порт), и место жительства, и место досуга. А по сути – тюрьма с решетками, куда загреметь без документов – ой, как просто. Кто-то поддерживает связь с родиной, кто-то отказывается от нее, но вновь прибывшим «своим» все-таки помогает, не разрушая надежды, в которые сам давно не верит. Трудно признаться себе, что ожидания не оправдались, но непризнание правды есть лишь часть лжи, в которой живут герои пьесы. Ложь, как спрут, вползает в жизнь Эдди Карбоне и его семьи. Приехавшие братья его жены Биатрис тоже странным образом вызывают сомнения: а братья ли (и, если да, то оба ли)? Тем не менее, все делают вид, что верят в родственные узы, что гостям рады. Натянутость отношений Эдди и Биатрис, тщательно скрываемая обоими, тоже ощутима буквально во всем: он – уже не любит ее, как прежде, она по-женски интуитивно понимает, кто на самом деле занял место в его сердце. Дмитрий Карташов (Эдди) и Елена Киркова (Биатрис) очень тонко выстраивают свою историю, в которой есть все: доверие, понимание, сочувствие, благодарность, но их любовь давно растворилась в непосильной борьбе за выживание. И, если Эдди не в силах признаться самому себе, что давно любит Кэтрин не отцовской любовью, то для Биатрис это – не тайна. Тем не менее она готова любить их обоих, жалея мужа и устраивая судьбу Кэт в плане карьеры и в замужестве с Родольфо (Антон Соколов). Хотя и здесь чувствуется некое лукавство. Биатрис, как и Эдди, не может не сомневаться в безопасности приглашения молодой (еще школьницы) на работу в солидную компанию, в искренности чувств Родольфо и в том, что наивная и романтичная Кэтрин вообще готова к самостоятельной жизни.

04
Сцена из спектакля по пьесе Артура Миллера «Вид с моста»
Эдди – Дмитрий Карташов
Биатрис – Елена Киркова

 
А что же возлюбленный Кэтрин? Такой ли уж лжец Родольфо, который мечтает жениться только ради легализации своего положения? В исполнении Антона Соколова мне он таким не показался. Скорее – легким, неунывающим парнем, готовым и лишения терпеть, и вкалывать, и от хорошего не отказываться. Никакого глубокого чувства к Кэтрин он не испытывает, но с легкостью готов стать ее мужем – как будто сходить в кино или на танцы. Какой-то бесшабашной молодостью веет от этого парня, но и безответственностью одновременно. Кэтрин, уже не ребенок, не может этого не заметить, но гонит от себя любые сомнения – и в этом тоже ощущается холодок самообмана. Впрочем, юношеские страсти зрителю гораздо понятнее, чем страсти, в плену которых оказывается человек в зрелом возрасте – тут уж каждый реагирует по-своему. Сильнейшая сцена, в которой Эдди страстно целует Родольфо, пытаясь выставить его перед Кэт в неприглядной роли, у некоторых в зале вызывает смех (если за тем в театр и пришли), хотя у большинства – немой испуг и предчувствие чего-то еще более страшного, даже мерзского. И оно-таки произойдет. Ревность доведет порядочного и в общем-то доброго Эдди сначала до откровенной лжи, потом и до предательства, за которое придется расплатиться жизнью, так неумело и нелепо устраиваемой самими же обитателями Бруклинского моста, который не стал для них лунной дорожкой к счастью в окружающей беспросветности, а просто скинул в бездну. Безысходность и отчаяние выразятся с особой остротой во всех пластических сценах, поставленных Сергеем Землянским, и в самое сердце врежется хрупкая фигурка Кэтрин (Ирина Токмакова) в немом ужасе, словно с картины «Крик» Эдварда Мунка.

05
Сцена из спектакля по пьесе Артура Миллера «Вид с моста»
Биатрис – Елена Киркова

 
Несмотря на множество символов, присущих новой постановке, не покидает чувство реальности увиденного в театре, усиленное несомненно живым рассказчиком – адвокатом Алфиери (Сергей Куницкий), общающимся с залом напрямую, словно обсуждая то, что происходит за стенами театра, не в Бруклине, а у нас, в России…

Мосты, как и саму жизнь, строят люди. Взбираются на них, движутся по ним через различные препятствия, с них же срываются или сталкивают друг друга… Какими бы ни были обстоятельства нашего бытия, дорогу выбирает каждый сам. Как не ошибиться? Не сбиться? Не обмануться? Как жить?!.

И только стойкий запах рассыпанных по сцене кофейных зерен в финале спектакля не оставляет сомнений в том, что все когда-нибудь перемелется…

Фото: Анна Коонен
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Скамейка
Эксцентрическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
6+
Волшебная барабанная палочка
Детский музыкальный спектакль
1 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Музыкально-пластический спектакль
2 часа, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр сыграет в Зеленограде спектакль «Аленький цветочек»
30 января 2023
19 февраля в КЦ «Зеленоград» пройдет спектакль по мотивам сказки Сергея Аксакова о...
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона
18 января 2023
Режиссер спектакля Сергей Безруков, художник-постановщик - Дмитрий Дробышев. Начало...
Два рукопожатия до Станиславского
17 января 2023
Народный артист России Сергей Безруков — о вечно актуальном создателе МХАТа и реформаторе...
Актёрам Московского Губернского театра вручили премии «Золотой Мухин»
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал своё девятилетие. В рамках празднования лучшим...
В Московском Губернском театре наградили лучших сотрудников
16 января 2023
РИАМО - 16 янв. В Московском Губернском театре отпраздновали день рождения — на днях...
Премии «Золотой Мухин» вручили в Московском Губернском театре
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал свое 9-летие. В рамках празднования лучшим...
Московский Губернский театр отметил день рождения
13 января 2023
Театру исполнилось девять лет. На церемонии в пятый раз состоялось вручение премий...
«Профессия редкая и необходимая»: Ирина Безрукова о тифлокомментировании
27 декабря 2022
Московский губернский театр, художественным руководителем которого является Сергей...
Московский Губернский театр удостоился Премии им. Фёдора Волкова
27 декабря 2022
Премия Минкультуры России имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства...
Ирина Безрукова: "Мне часто пишут о том, что я являюсь примером стойкости в жизненных обстоятельствах"
23 декабря 2022
Она излучает гармонию, теплоту и нежность. И это проявляется буквально во всем: как она...
Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»
09 декабря 2022
На днях в Московском Губернском театре прошел моноспектакль «Маленький принц» – в...
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
19 ноября 2022
24, 25 ноября Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Аккаунт Губернского театра «захватило» брачное агентство
18 ноября 2022
Страницу Московского Губернского театра (МГТ) на днях взломали представители брачного...
Женитьба как спецоперация
15 ноября 2022
Московский Губернский театр 24, 25 ноября представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Сергей Безруков прочитает 5 декабря сказку «Маленький принц» в Московском Губернском Театре в честь 10-летия фонда «Измени одну жизнь»
10 ноября 2022
5 декабря 2022 года в Московском Губернском Театре пройдет спектакль «Маленький...
МГТ представит комедию «Женитьба. Почти по Гоголю»
03 ноября 2022
Московский Губернский театр (МГТ) 24, 25 ноября представит зрителям вторую премьеру...
Сергей Безруков представит в Омске премьеру спектакля «Дядя Ваня»
31 октября 2022
Спектакль режиссера Сергея Безрукова, поставленный по одной из самых известных пьес...
Московский Губернский театр отметил столетие российского джаза
26 октября 2022
В Московском Губернском театре 20 октября представили первую премьеру 10-го, юбилейного...
Премьера «Джаз-комедии» в Московском Губернском театре
26 октября 2022
Свой десятый сезон Московский Губернский театр открыл премьерой музыкального спектакля...
Премьера спектакля «Джаз-комедия» в Московском Губернском театре: «Музыка не нужна людям для выживания, но жить без неё уже невозможно!»
25 октября 2022
«Музыка не нужна людям для выживания, но жить без неё уже невозможно!» - эту фразу можно...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре