Не до веселья...: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Не до веселья...

18 мая 2016
Ирина Лопухина, «Театральный мир», № 5, 2016.

Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей,
уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.
(Юрий Левитанский)

Кто-то, увидев в афише Губернского театра название нового спектакля «Веселый солдат», решит, что на сцене будет действительно много веселого и развлекательного, но имя Виктора Астафьева, автора одноименной повести, этот задор охладит. Не было у писателя, прошедшего Великую Отечественную войну простым рядовым, веселых повестей, а военная тема стала главной в его творчестве, и отделить в астафьевской прозе документальное и автобиографическое от художественного далеко не просто.

img_8590

Май в нашей стране – месяц особый. Начинаясь всенародным праздником весны и труда (именно в этот день – 1 мая 1924 года – родился Виктор Петрович Астафьев), он словно подготавливает самый великий государственный праздник – День Победы, 9 мая. Спустя семь десятилетий этот день никого не оставляет равнодушным, и мы вновь и вновь возвращаемся к событиям, свидетелями которых большинство из нас уже не были, но последствия которых мы переживаем до сих пор, пытаясь до конца осмыслить то, что произошло с нашей страной, нашим народом, нашими семьями, тщетно стараясь ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват?» Давно вынес приговор фашистским преступникам Нюрнбергский процесс, увековечены в памятных мемориалах погибшие, воспеты в стихах и песнях герои – все, казалось бы, справедливо расставлено по местам. Только нет уверенности в том, что мы знаем все об этой страшной войне и о том, какой ценой была одержана Победа. Даже статистика, особенно в отношении событий за пределами театра военных действий, с точки зрения В.П.Астафьева, неполная. Нынешнее поколение судит о войне по документам, цифрам, по рассказам очевидцев; писатель-фронтовик – по своему личному опыту, который станет на всю жизнь душевной болью и незаживающей раной. И очень часто его суждения далеки от официального пафоса, который присутствует в большинстве фильмов или учебников по истории. Хлесткое обличение руководства государства и высших военных чинов, повинных в судьбе своего народа, станет для многих зрителей неожиданным, но Астафьев имел на это право, имел основание и имел смелость сказать то, что мало кто говорил. С такой же уверенностью звучат слова Виктора Петровича со сцены от Бориса Галкина, который исполнил в спектакле роль самого писателя Астафьева. Он – главный герой, вспоминающий свою войну и жизнь послевоенную, искалеченную и полную трагических событий, жестоких испытаний, отчаяния и страданий, невероятного мужества, несправедливости, разочарования – всего, что можно и нельзя даже представить, не пережив это лично.

IMG_7107-1

Судьба главного героя в его воспоминаниях предстает в исполнении молодого актера Ильи Малакова. Он в отличие от Бориса Галкина не был лично знаком с самим Виктором Петровичем, но роль Вити – бесспорная удача. Ни тени сомнения не возникает в том, что он – оттуда, из военного поколения, простой деревенский парень, волею судьбы оказавшийся в жерновах истории и вынесший с честью главный жизненный экзамен – остаться Человеком, не потерять достоинства, не переступить через принципы, выжить назло всем бедам и горестям. Люди, с которыми довелось ему встретиться на войне, в санитарном поезде, да и члены его семьи – все очень разные, с непростыми судьбами. Всех по-своему изломала проклятая война, каждый теряет в ней если не саму жизнь, то жизнь близких, родных, здоровье и молодость, а порой и совесть. Шокирующие сцены нравственного падения человека на войне и уже в мирное время, откровенно говоря, смотреть непросто, мы больше привыкли к рассказам о подвигах, которыми хочется восхищаться. В спектакле же будет гораздо больше историй о другом, что убивало не только на поле брани. Кадры военной кинохроники, парада Победы на Красной площади и звучащие цитаты из писем и статей Виктора Петровича чаще воспринимаются как диссонанс, отчего становится не просто страшно, а чудовищно жутко, но возразить нечего…

img_9099

Актеры, занятые в спектакле, настолько органичны, что воспринимаются воскресшими из эпохи сороковых, и в том немалая заслуга художника по костюмам Карины Автандиловой и умело подобранного реквизита, где буквально каждая вещь – говорящая. А слова и интонации самих героев пьесы ни на минуту не скатываются до современного языка – все оттуда, все от наших бабушек и дедушек и, конечно же, от самого автора – Виктора Петровича Астафьева. И потому во всем, показанном на сцене, чувствуется великая правда, горькая, беспощадная, ничем не приукрашенная, когда слова неуместны, а хочется молча поклониться тем людям, чьи судьбы так глубоко вошли в сердца актеров и передались зрителям. Мы все – из военного времени, в наших генах память о Великой Отечественной жива и отдается непроходящей болью. Не потому ли, что до сих пор не похоронен последний солдат той войны и не все живущие ныне ветераны получили обещанное государством достойное жилье? Не потому ли, что у преступлений нет срока давности, а перед своим народом – тем более? Не все документы о событиях этой величайшей трагедии до сих пор обнародованы, а иные деятели уже спешат переписать историю или вымарать из нее факты, свидетелей которых с каждым годом остается все меньше, уничтожают памятники и сравнивают с землей могилы тех, кому вечная память уготована свыше.

img_9169

«Веселый солдат» – рассказ о судьбе одного человека, хотя контекст исторических событий в спектакле намного шире. У каждого участника военных лет своя история. Очень значимым является в спектакле телефонный диалог главного героя (уже в зрелом возрасте) со своим другом – народным артистом СССР Георгием Жженовым, судьба которого была не менее трагичной, чем солдат-фронтовиков. Долгие годы, в том числе и военные, он провел в сталинских лагерях по несправедливому обвинению, а участников Великой Отечественной сыграл лишь на экране. Его жизнь – тоже одна из страниц нашей страны. А Победа – она одна на всех!

Всем пережившим страшные военные и послевоенные годы, всем, кто ковал Великую Победу в тылу и на фронте, низкий поклон. И простите нас!..

Читайте военную прозу! Читайте Астафьева и услышьте его слова со сцены Губернского театра – это важно, это необходимо! Идите и смотрите!

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Часовые любви
Литературная гостиная
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Живи и помни
Драма
2 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
16+
Дама с собачкой
Драма
1 час 45 минут
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре