Ирина Лопухина, «Театральный мир», № 5, 2016.
Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той зимой, и с той землей,
уже меня не разлучить.
До тех снегов, где вам уже
моих следов не различить.
(Юрий Левитанский)
Кто-то, увидев в афише Губернского театра название нового спектакля «Веселый солдат», решит, что на сцене будет действительно много веселого и развлекательного, но имя Виктора Астафьева, автора одноименной повести, этот задор охладит. Не было у писателя, прошедшего Великую Отечественную войну простым рядовым, веселых повестей, а военная тема стала главной в его творчестве, и отделить в астафьевской прозе документальное и автобиографическое от художественного далеко не просто.
Май в нашей стране – месяц особый. Начинаясь всенародным праздником весны и труда (именно в этот день – 1 мая 1924 года – родился Виктор Петрович Астафьев), он словно подготавливает самый великий государственный праздник – День Победы, 9 мая. Спустя семь десятилетий этот день никого не оставляет равнодушным, и мы вновь и вновь возвращаемся к событиям, свидетелями которых большинство из нас уже не были, но последствия которых мы переживаем до сих пор, пытаясь до конца осмыслить то, что произошло с нашей страной, нашим народом, нашими семьями, тщетно стараясь ответить на извечный русский вопрос: «Кто виноват?» Давно вынес приговор фашистским преступникам Нюрнбергский процесс, увековечены в памятных мемориалах погибшие, воспеты в стихах и песнях герои – все, казалось бы, справедливо расставлено по местам. Только нет уверенности в том, что мы знаем все об этой страшной войне и о том, какой ценой была одержана Победа. Даже статистика, особенно в отношении событий за пределами театра военных действий, с точки зрения В.П.Астафьева, неполная. Нынешнее поколение судит о войне по документам, цифрам, по рассказам очевидцев; писатель-фронтовик – по своему личному опыту, который станет на всю жизнь душевной болью и незаживающей раной. И очень часто его суждения далеки от официального пафоса, который присутствует в большинстве фильмов или учебников по истории. Хлесткое обличение руководства государства и высших военных чинов, повинных в судьбе своего народа, станет для многих зрителей неожиданным, но Астафьев имел на это право, имел основание и имел смелость сказать то, что мало кто говорил. С такой же уверенностью звучат слова Виктора Петровича со сцены от Бориса Галкина, который исполнил в спектакле роль самого писателя Астафьева. Он – главный герой, вспоминающий свою войну и жизнь послевоенную, искалеченную и полную трагических событий, жестоких испытаний, отчаяния и страданий, невероятного мужества, несправедливости, разочарования – всего, что можно и нельзя даже представить, не пережив это лично.
Судьба главного героя в его воспоминаниях предстает в исполнении молодого актера Ильи Малакова. Он в отличие от Бориса Галкина не был лично знаком с самим Виктором Петровичем, но роль Вити – бесспорная удача. Ни тени сомнения не возникает в том, что он – оттуда, из военного поколения, простой деревенский парень, волею судьбы оказавшийся в жерновах истории и вынесший с честью главный жизненный экзамен – остаться Человеком, не потерять достоинства, не переступить через принципы, выжить назло всем бедам и горестям. Люди, с которыми довелось ему встретиться на войне, в санитарном поезде, да и члены его семьи – все очень разные, с непростыми судьбами. Всех по-своему изломала проклятая война, каждый теряет в ней если не саму жизнь, то жизнь близких, родных, здоровье и молодость, а порой и совесть. Шокирующие сцены нравственного падения человека на войне и уже в мирное время, откровенно говоря, смотреть непросто, мы больше привыкли к рассказам о подвигах, которыми хочется восхищаться. В спектакле же будет гораздо больше историй о другом, что убивало не только на поле брани. Кадры военной кинохроники, парада Победы на Красной площади и звучащие цитаты из писем и статей Виктора Петровича чаще воспринимаются как диссонанс, отчего становится не просто страшно, а чудовищно жутко, но возразить нечего…
Актеры, занятые в спектакле, настолько органичны, что воспринимаются воскресшими из эпохи сороковых, и в том немалая заслуга художника по костюмам Карины Автандиловой и умело подобранного реквизита, где буквально каждая вещь – говорящая. А слова и интонации самих героев пьесы ни на минуту не скатываются до современного языка – все оттуда, все от наших бабушек и дедушек и, конечно же, от самого автора – Виктора Петровича Астафьева. И потому во всем, показанном на сцене, чувствуется великая правда, горькая, беспощадная, ничем не приукрашенная, когда слова неуместны, а хочется молча поклониться тем людям, чьи судьбы так глубоко вошли в сердца актеров и передались зрителям. Мы все – из военного времени, в наших генах память о Великой Отечественной жива и отдается непроходящей болью. Не потому ли, что до сих пор не похоронен последний солдат той войны и не все живущие ныне ветераны получили обещанное государством достойное жилье? Не потому ли, что у преступлений нет срока давности, а перед своим народом – тем более? Не все документы о событиях этой величайшей трагедии до сих пор обнародованы, а иные деятели уже спешат переписать историю или вымарать из нее факты, свидетелей которых с каждым годом остается все меньше, уничтожают памятники и сравнивают с землей могилы тех, кому вечная память уготована свыше.
«Веселый солдат» – рассказ о судьбе одного человека, хотя контекст исторических событий в спектакле намного шире. У каждого участника военных лет своя история. Очень значимым является в спектакле телефонный диалог главного героя (уже в зрелом возрасте) со своим другом – народным артистом СССР Георгием Жженовым, судьба которого была не менее трагичной, чем солдат-фронтовиков. Долгие годы, в том числе и военные, он провел в сталинских лагерях по несправедливому обвинению, а участников Великой Отечественной сыграл лишь на экране. Его жизнь – тоже одна из страниц нашей страны. А Победа – она одна на всех!
Всем пережившим страшные военные и послевоенные годы, всем, кто ковал Великую Победу в тылу и на фронте, низкий поклон. И простите нас!..
Читайте военную прозу! Читайте Астафьева и услышьте его слова со сцены Губернского театра – это важно, это необходимо! Идите и смотрите!
Материал на сайте издания