Небо в алмазах: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Небо в алмазах

11 марта 2025
Наталья Боброва, Ревизор
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по пьесе Жана-Батиста Мольера.

Впервые МГТ предоставляет свою сцену знаменитому французскому комедиографу XVII века. Причем на популярную и поныне тему обаятельного обольстителя. Ведь эгоистичные дон-жуаны, веками воспетые в народных легендах, рыцарских балладах, музыке, живут и здравствуют по сей день в нашем обществе, только носят другие костюмы. Но не всегда им все сходит с рук. В версии Губернского театра изначально безнравственный искатель приключений платит высокую цену за свое потребительское отношение к противоположному полу.
Постановщик спектакля, молодой режиссер Максим Меламедов, по-своему осмысливает классику, оставляя жесткий "скелет" сюжета, отсекая лишние детали, линии и персонажи. Вечный конфликт добра и зла здесь решается столкновением лоб в лоб двух основных героев — статного красавца Дона Жуана (пластичный Антон Хабаров) и его преданного слуги, недотепы-очкарика Сганареля (женственный Михаил Шилов). Режиссер попытался увидеть нечто большее в циничном и неоднозначном герое, чье имя во всем мире давно стало нарицательным:

- Наш Дон Жуан – не просто обольститель женщин, циник и обаятельный ловец умов, – говорит Меламедов. – Он, в первую очередь, человек сломленный, человек, который ни во что не верит: ни в людей, ни в любовь, ни в Бога, ни в черта. Но рядом с ним – преданный Сганарель, голос совести, спасающий, но не спасший. Мне кажется, что это главная тема, о которой сегодня хочется поговорить и поспорить без морализаторства – о прелести зла, о слабости добродетели, о нас, чья вера в Бога, в искусство, в человека, в любовь все время подвергается сомнениям и утратам.

Эти сложные для сцены философские понятия постановщик ухитрился вместить в два часа активного действия (без антракта) в достаточно мрачной атмосфере (сценография Филиппа Шейна) и минорной, практически траурной музыке (композитор Андрей Александров). Тема смерти становится к финалу основной и неожиданно принимает чарующие и страшные одновременно балетные формы (балерина Анастасия Теплинская).

Но вкраплены тут и смешные моменты, и провокационные – все-таки жанр комедии обязывает. И это не только появление героя в семейных трусах. Уморителен, например, пластичный эпизод, когда герои надевают звериные маски-уши-рога и на сцену выходит Муж-олень (прекрасная работа Олега Курлова). С этого момента тема рогов становится как бы основным символом всей истории. Плюс деревянные бухгалтерские счеты, с которыми не расстается герой, регулярным щелчком записывающий туда очередную победу.

- Мы живем в сложное время, когда многие потеряли веру в себя, в высокое небо над головой, – считает режиссер. – Время всеобщего апокалипсиса… Мы опускаем руки и оправдываем зло. Почему – не знаю. Каждый ответит по-своему. Именно о поиске "неба" наш спектакль, в котором мы столкнули энергию добра и зла. Это столкновение мне хотелось сделать мощным. А зритель уже сам сделает вывод, с кем ему быть.

Антон Хабаров, исполнитель роли Дона Жуана, знаком нам по роли Казановы в одноименном ТВ-сериале. В театре он переиграл также немало персонажей. Но о Доне Жуане давно мечтал и считает, что получить такую роль, – это подарок для артиста. Работа длилась почти год.

- С Максимом Меламедовым мы начали готовиться к работе за год до начала репетиций, – говорит Хабаров. – Максим талантливый режиссер, и работать в его рисунке – большое счастье. Здесь есть и мольеровский фарс, и настоящая трагедия – в финале страдающий человек. В своем тщеславии герой доходит до вседозволенности – ему кажется, что нет наказания ни за что. Но это его большая ошибка. А его слуга и друг Сганарель, наоборот, уверен, что существуют Небеса, есть душа, честь, совесть, что можно просто бескорыстно помогать людям. Наш спектакль – это притча про двух друзей, но в принципе это один человек.

...Циничный герой Хабарова неприятен, хотя и красив. Даже его жест, когда он постоянно откидывает волосы со лба, кажется нарочитым. Этот кавалер в белоснежной рубашке вызывает у зрителя отторжение просто на энергетическом уровне. И нам из XXI века кажется странным, что женщины так были послушны его воле. Поэтому его монолог о лицемерии общества воспринимается как оправдание своего потребительского способа существования. Но "обнять небо" ему все-таки придется...

В финале герой приглашает на танец даму в маске на пуантах — Девушку-Смерть. Ведь персонаж Хабарова в своем тщеславном угаре решает, что все ему подвластно. Артист признается, что его не страшил этот дуэт, хотя на страшную маску смотреть было все-таки неприятно...

Кстати, роль брошенной жены Эльвиры в спектакле играет жена Антона, Елена Хабарова. Она невероятно яркая комедийная актриса – у ее персонажа минимум слов, в отличие от текста Мольера, но максимум действия – совершенно уморительна сцена, когда она гоняется за неверным мужем с огромным топором в руках.

Спрашиваю Елену, как уживаются под одной крышей две творческие личности.

- Мы репетируем и дома, даже если разные спектакли, – смеется Хабарова. – А как иначе? Это наша профессия. Ведь актеры эмоциональные люди... А Дон Жуан дает возможность каждой женщине почувствовать себя особенной, любимой. Моя Эльвира, конечно, немного с ума сошла, но и она как женщина благодарна герою, считая, что лучше испытать настоящие страсти, боль и радость, проживать настоящую жизнь. Пережив это все, женщины благодарны даже негодяю.... Кстати, в классической версии герой просто использует женщин, но в нашем случае дон Жуан помогает им ощутить красоту жизни...

Худрук МГТ Сергей Безруков напоминает, что Губернский театр зарождался как сцена, в основе которой лежит отечественная и мировая классика:

- В нашей афише есть Пушкин, Чехов, Островский, Шекспир, Лопе де Вега, Стивенсон, а теперь появится и Мольер, – говорит Безруков. – Высокая комедия – это всегда вызов, проверка на уровень мастерства, потому что она требует от режиссера и актера легкости, точности, виртуозности в сочетании с серьезностью темы пьесы.

- Я очень люблю такую режиссуру, когда комедия превращается в исповедальное творчество, когда это разговор о душе. И в этом спектакле мы не только радуем зрителя, смешим, хулиганим, но и заставляем задуматься о вечных вопросах.

В финале спектакля мы видим персонажей, шпаклюющих стены обветшавшего то ли дома, то ли храма. За этим видится особый смысл, некий духовный символ, как объяснил режиссер:

- Да, мы ремонтируем наше "небо", – говорит Меламедов. – Я уверен, что мы все, как в "Дяде Ване", увидим "небо в алмазах". Хотелось бы эту печальную историю закончить тем, что сегодня пора нам всем пора символически взять в руки молоток и шпатель. Во время хаоса надо работать, надо заниматься своим делом...

Вот такой простой моральный смысл этого не самого простого спектакля... Может, и немного прямолинейно-дидактический... С этим можно и согласиться, и поспорить...

- Идеально, если спектакль потом продолжится обсуждением дома на кухне, – считает Меламедов. – Значит, мы попали…
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Территория музыки
Концертная программа
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
6+
Золотой ключик
Сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 часа 50 минут, антракт
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Приключения
2 часа, антракт
Подробнее
Последние статьи
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Антон Хабаров играет Дон Жуана и Казанову и знает, что такое любовь с первого взгляда
07 марта 2025
8 марта в Губернском театре состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"....
В Губернском театре готовят премьеру "Дон Жуан"
07 марта 2025
Спектакль Максима Меламедова поставлен по классической пьесе Мольера,...
Антон Хабаров — о фильме «Казанова». Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.03.2025
04 марта 2025
На Первом канале начался показ авантюрного ретро-детектива «Казанова. В бегах». В студии...
ЛАРИСА ВИЛЬЯСТЕ: «ЭТО ОДНА ИЗ САМЫХ ЧЕСТНЫХ НАГРАД»
02 марта 2025
Директор Московского Губернского театра Лариса Вильясте стала лауреатом премии «Звезда...
Актер Антон Хабаров: Моя бабушка работала на заводе
27 февраля 2025
Премьерные показы спектакля «Дон Жуан. Новый миф» пройдут 8 и 9 марта в Губернском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре