Неутраченный сад: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Неутраченный сад

06 декабря 2017
Виктория Рогозинская, Информационный интернет-портал "Ревизор.ру"
Фото: Ксения Угольникова

В Московском Губернском театре вырастили “Вишневый сад”. За самую прагматичную чеховскую пьесу взялся худрук театра Сергей Безруков.

Фото: Ксения Угольникова

Классика потому и классика, что обладает способностью быть актуальной во времена, существенно отличающиеся от тех, в которые она была создана. “Вишневый сад” был написан Чеховым в 1903 году. Уютно-беззаботный мир “дворянских гнезд” рассыпался под натиском набиравших силу людей дела, и пьеса была, что называется, на злобу дня.

Минуло всего несколько десятилетий и советский театр признал ее самой “правильной” у Чехова: мужик-труженик, потомок крепостных, гонит поганой метлой бар-белоручек с земли, на которую они не имеют морального права. Очередной всплеск интереса к последнему драматическому творению Антона Павловича возник в 90-е: снова привычный, обжитой мир разваливали по кирпичикам ушлые “деловые мужички”. И вот после двух десятилетий относительного затишья на отечественной сцене появился очень необычный и очень современный “Вишневый сад”. Похоже, что Сергей Безруков одним из первых отважился отразить с помощью этой вечной пьесы очередной слом, тот, что мы сейчас переживаем.

Худрук Московского Губернского театра поставил спектакль не про тоску по невозвратно ушедшей жизни, как это повелось испокон веков, а про человека, своими руками создающего жизнь новую. Не зря же Чехов начинает свою пьесу именно с появления Лопахина. Выходит, важны для него в первую очередь не Раневская со своим многочисленным и бестолковым семейством, умеющим только ахать и охать, а Лопахин, человек, которому этот несчастный старый сад дорог не на словах, а на деле. И потому он для него не товар, не выгодное приобретение, а материализованное право на насыщенную деятельную жизнь, полную осмысленного труда.

&quoquot;

Лопахин в исполнении Антона Хабарова молод и энергичен и, что еще важнее, это, если хотите, предприниматель в исконном значении этого русского слова – человек, который богатство наживает не хитростью и обманом, но напряженной созидательной деятельностью: “Знаете, я встаю в пять утра, работаю с утра до вечера… и я вижу, какие кругом люди”.

Фигура Лопахина стала для режиссера ключом к пьесе, которую сам Чехов упорно именовал комедией. Именно на его фоне остальные персонажи действительно выглядят смешными недотёпами. “Страдалица” Варя (Наталья Шклярук), ничего не желающая, кроме как по святым местам ходить, “старый мальчик” Гаев (Александр Тютин), мечтающий выдать племянницу за богатого и тем поправить семейные дела, мечтательница Аня (Полина Галкина), попавшая в силки высокопарных проповедей Пети Трофимова (Сергей Куницкий), упоенно твердящего, что он “выше любви” и, конечно, сама Раневская (Карина Андоленко), сорящая деньгами, тратящая светлую душу на никчёмных мужчин.

Эта обворожительная в своей безалаберности женщина, сыгранная актрисой ярко и экспрессивно, как раз и имеет тайную власть над Ермолаем Алексеевичем. “Я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную” – вот подлинная драма этого сильного, целеустремленного человека. И вот этот разворот от Лопахина-предпринимателя к Лопахину-мужчине, что идет в разрез с давным-давно установленной традицией, делает спектакль не просто сложнее и глубже, но задевает в душе зрителя какие-то особенно тонкие, нежные струны.

Сценография продумана режиссером так, что вишневый сад становится полноправным участником событий. Он цветет и облетает (восхитительная работа художника-бутафора Джимы Барнелли), он показывает нам разные свои уголки (художник по свету Руслан Майоров), дает приют и для легкомысленных флиртов слуг, и для пылких объяснений домочадцев. Сад живет собственной потаенной жизнью, и в этом Безруков возвращается к той исходной чеховской мысли что это не просто деревья, а олицетворение некой непреходящей, высшей ценности бытия, без которой жизнь человеческая теряет смысл. Потому и гибель сада дана не как уничтожение, а как возрождение...

Все уже уехали. Забытый богом и людьми Фирс присаживается у игрушечного домика, в котором “кончилась старая жизнь и новой уже не будет”. Но из сумрака этой оконченной жизни вдруг появляется Лопахин с угловатой садовой тележкой, полной тоненьких саженцев. И обитатели опустевшего поместья дрожащими от волнения руками высаживают на месте старого сада новый. Все по Чехову: “Надо, господа, дело делать!”

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
Последние статьи
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре