Неутраченный сад
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Неутраченный сад

06 декабря 2017
Виктория Рогозинская, Информационный интернет-портал "Ревизор.ру"
Фото: Ксения Угольникова

В Московском Губернском театре вырастили “Вишневый сад”. За самую прагматичную чеховскую пьесу взялся худрук театра Сергей Безруков.

Фото: Ксения Угольникова

Классика потому и классика, что обладает способностью быть актуальной во времена, существенно отличающиеся от тех, в которые она была создана. “Вишневый сад” был написан Чеховым в 1903 году. Уютно-беззаботный мир “дворянских гнезд” рассыпался под натиском набиравших силу людей дела, и пьеса была, что называется, на злобу дня.

Минуло всего несколько десятилетий и советский театр признал ее самой “правильной” у Чехова: мужик-труженик, потомок крепостных, гонит поганой метлой бар-белоручек с земли, на которую они не имеют морального права. Очередной всплеск интереса к последнему драматическому творению Антона Павловича возник в 90-е: снова привычный, обжитой мир разваливали по кирпичикам ушлые “деловые мужички”. И вот после двух десятилетий относительного затишья на отечественной сцене появился очень необычный и очень современный “Вишневый сад”. Похоже, что Сергей Безруков одним из первых отважился отразить с помощью этой вечной пьесы очередной слом, тот, что мы сейчас переживаем.

Худрук Московского Губернского театра поставил спектакль не про тоску по невозвратно ушедшей жизни, как это повелось испокон веков, а про человека, своими руками создающего жизнь новую. Не зря же Чехов начинает свою пьесу именно с появления Лопахина. Выходит, важны для него в первую очередь не Раневская со своим многочисленным и бестолковым семейством, умеющим только ахать и охать, а Лопахин, человек, которому этот несчастный старый сад дорог не на словах, а на деле. И потому он для него не товар, не выгодное приобретение, а материализованное право на насыщенную деятельную жизнь, полную осмысленного труда.

&quoquot;

Лопахин в исполнении Антона Хабарова молод и энергичен и, что еще важнее, это, если хотите, предприниматель в исконном значении этого русского слова – человек, который богатство наживает не хитростью и обманом, но напряженной созидательной деятельностью: “Знаете, я встаю в пять утра, работаю с утра до вечера… и я вижу, какие кругом люди”.

Фигура Лопахина стала для режиссера ключом к пьесе, которую сам Чехов упорно именовал комедией. Именно на его фоне остальные персонажи действительно выглядят смешными недотёпами. “Страдалица” Варя (Наталья Шклярук), ничего не желающая, кроме как по святым местам ходить, “старый мальчик” Гаев (Александр Тютин), мечтающий выдать племянницу за богатого и тем поправить семейные дела, мечтательница Аня (Полина Галкина), попавшая в силки высокопарных проповедей Пети Трофимова (Сергей Куницкий), упоенно твердящего, что он “выше любви” и, конечно, сама Раневская (Карина Андоленко), сорящая деньгами, тратящая светлую душу на никчёмных мужчин.

Эта обворожительная в своей безалаберности женщина, сыгранная актрисой ярко и экспрессивно, как раз и имеет тайную власть над Ермолаем Алексеевичем. “Я забыл все и люблю вас, как родную… больше, чем родную” – вот подлинная драма этого сильного, целеустремленного человека. И вот этот разворот от Лопахина-предпринимателя к Лопахину-мужчине, что идет в разрез с давным-давно установленной традицией, делает спектакль не просто сложнее и глубже, но задевает в душе зрителя какие-то особенно тонкие, нежные струны.

Сценография продумана режиссером так, что вишневый сад становится полноправным участником событий. Он цветет и облетает (восхитительная работа художника-бутафора Джимы Барнелли), он показывает нам разные свои уголки (художник по свету Руслан Майоров), дает приют и для легкомысленных флиртов слуг, и для пылких объяснений домочадцев. Сад живет собственной потаенной жизнью, и в этом Безруков возвращается к той исходной чеховской мысли что это не просто деревья, а олицетворение некой непреходящей, высшей ценности бытия, без которой жизнь человеческая теряет смысл. Потому и гибель сада дана не как уничтожение, а как возрождение...

Все уже уехали. Забытый богом и людьми Фирс присаживается у игрушечного домика, в котором “кончилась старая жизнь и новой уже не будет”. Но из сумрака этой оконченной жизни вдруг появляется Лопахин с угловатой садовой тележкой, полной тоненьких саженцев. И обитатели опустевшего поместья дрожащими от волнения руками высаживают на месте старого сада новый. Все по Чехову: “Надо, господа, дело делать!”

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Вид с моста
Драма
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Оттепель в стихах и мелодиях
2 ч 45 мин, один антракт
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 ч 50 мин, без антракта
Подробнее
6+
Аленький цветочек
По мотивам сказки С. Аксакова
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
04 февраля 2023
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона — комедию по...
Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона 16 февраля
03 февраля 2023
РИАМО - 3 фев. Московский Губернский театр 16 февраля представит вторую премьеру сезона —...
Сергей Безруков представит в МГТ вторую премьеру сезона
03 февраля 2023
Театр сыграет комедию «Женитьба. Почти по Гоголю» 16 февраля Московский Губернский театр...
Спектакль Сергея Безрукова «Приключения Фандорина» покажут в Уфе
02 февраля 2023
В основе спектакля – роман Бориса Акунина «Левиафан», третья книга из серии исторических...
Московский Губернский театр сыграет в Зеленограде спектакль «Аленький цветочек»
30 января 2023
19 февраля в КЦ «Зеленоград» пройдет спектакль по мотивам сказки Сергея Аксакова о...
16 февраля Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона
18 января 2023
Режиссер спектакля Сергей Безруков, художник-постановщик - Дмитрий Дробышев. Начало...
Два рукопожатия до Станиславского
17 января 2023
Народный артист России Сергей Безруков — о вечно актуальном создателе МХАТа и реформаторе...
Актёрам Московского Губернского театра вручили премии «Золотой Мухин»
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал своё девятилетие. В рамках празднования лучшим...
В Московском Губернском театре наградили лучших сотрудников
16 января 2023
РИАМО - 16 янв. В Московском Губернском театре отпраздновали день рождения — на днях...
Премии «Золотой Мухин» вручили в Московском Губернском театре
16 января 2023
Московский Губернский театр отпраздновал свое 9-летие. В рамках празднования лучшим...
Московский Губернский театр отметил день рождения
13 января 2023
Театру исполнилось девять лет. На церемонии в пятый раз состоялось вручение премий...
«Профессия редкая и необходимая»: Ирина Безрукова о тифлокомментировании
27 декабря 2022
Московский губернский театр, художественным руководителем которого является Сергей...
Московский Губернский театр удостоился Премии им. Фёдора Волкова
27 декабря 2022
Премия Минкультуры России имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства...
Ирина Безрукова: "Мне часто пишут о том, что я являюсь примером стойкости в жизненных обстоятельствах"
23 декабря 2022
Она излучает гармонию, теплоту и нежность. И это проявляется буквально во всем: как она...
Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»
09 декабря 2022
На днях в Московском Губернском театре прошел моноспектакль «Маленький принц» – в...
Московский Губернский театр представляет вторую премьеру сезона
19 ноября 2022
24, 25 ноября Московский Губернский театр представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Аккаунт Губернского театра «захватило» брачное агентство
18 ноября 2022
Страницу Московского Губернского театра (МГТ) на днях взломали представители брачного...
Женитьба как спецоперация
15 ноября 2022
Московский Губернский театр 24, 25 ноября представит вторую премьеру сезона – комедию по...
Сергей Безруков прочитает 5 декабря сказку «Маленький принц» в Московском Губернском Театре в честь 10-летия фонда «Измени одну жизнь»
10 ноября 2022
5 декабря 2022 года в Московском Губернском Театре пройдет спектакль «Маленький...
МГТ представит комедию «Женитьба. Почти по Гоголю»
03 ноября 2022
Московский Губернский театр (МГТ) 24, 25 ноября представит зрителям вторую премьеру...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре