Невероятный «Сон разума» и тонко завуалированная реальная жизнь (+ ФОТО): Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Невероятный «Сон разума» и тонко завуалированная реальная жизнь (+ ФОТО)

11 октября 2015
Юлия Бурулёва, CityCelebrity.ru, 5.10.2015.

Глубокий спектакль Сергея Безрукова «Сон разума»

Николай Васильевич Гоголь и Сергей Витальевич Безруков... Имена этих феноменальных личностей прочно вошли в историю своим многоликим творчеством, уникальными талантами и только им присущей индивидуальностью. Гоголя одни читали в юном возрасте в рамках школьной программы – поверхностно, не пытаясь вникнуть в глубинные идеи и бесконечные аллегории и метафоры, другие – в течение разных лет жизни перечитывают этого автора снова и снова – с глубоким осознанием, тонким размышлением и философским подходом.



Для многих тысяч людей Николай Васильевич – любимый писатель, произведения которого сопровождают по жизни и в которых находят ответы на многие нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы. Сергеем Безруковым восхищаются как театралы, так и любители кинематографа, его талант и неординарность признают как профессионалы, так и простые зрители. Этот Артист за годы своей карьеры благодаря многочисленным сыгранным ролям и разнообразным персонажам, воплощенным на театральной сцене, исполненным музыкальным композициям, поэтическим произведениям – стал близким и родным человеком миллионам людей, эталоном неиссякаемой энергии и творческих идей, духовности, искренности и вдохновения! Сергей Витальевич постоянно находится в движении, творческом полете! Каждую его работу публика всегда с нетерпением ждет в предвкушении новых эмоций и открытий...

В начале театрального сезона года литературы народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков преподнес зрителям замечательный инновационный подарок: спектакль-фантасмагорию «Сон разума» по повести Н.В .Гоголя «Записки сумасшедшего», где не только исполнил главную роль, но и выступил как режиссер-постановщик. 26, 27 сентября на большой сцене Московского Губернского театра состоялась первая премьера сезона.



Главный герой постановки – титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин дожил до 42 лет, но так и остался маленьким, незаметным служащим, до которого никому нет дела. Мучительное недовольство собой и своим местом в жизни все дальше уводит его из серой реальности в мир фантазий, лишая разума. Создатели спектакля предлагают увидеть мир глазами героя повести Гоголя.

Сергей Безруков о спектакле: «Для меня важно, что это именно фантасмагорический сон, а не бытовой театр: мне не интересно показывать во всех подробностях, как чиновник Поприщин постепенно сходит с ума. Мой Поприщин «спит» и видит сны. В этом состоянии сна разума и происходят все те невероятные вещи, которые описал Гоголь в своих «Записках..», и даже еще более невероятные – над этим работает целая команда специалистов по трюкам. Ведь во сне для нас все возможно! Спектакль для размышления и переосмысления». История сумасшествия чиновника Поприщина для Сергея Безрукова – это повод поразмышлять о свободе и несвободе человека. Разум делает человека несвободным, – ведь именно он источник всех страхов, недовольства, бесплодных стремлений, которые загоняют человека в ловушку.



Герои фантазий Попрощина – вроде мифически иллюзорны и вымышлены, но в то же время так земны и достоверны. Безрукову удалось зашифровать там настолько много, что каждый зритель почерпнет свое и воспримет происходящее на сцене индивидуально сквозь призму личного восприятия и ощущений. Где фантазия, а где реальность, и что скрыто за кажущимися на первый взгляд больными галлюцинациями чиновника? Уж не суровая ли действительность, тонко и изящна завуалированная умелым мастером с помощью метафор и олицетворений, сравнений, гротеска и конечно же, невероятных актерских-режиссерских находок, технических и световых эффектов?

Красной ниткой по всему спектаклю идет диссонанс внутреннего мира героя, благородного происхождения и воспитания, с его жалким нищенским существованием – неслучайно Поприщин часто повторяет: «Я – Дворянин!». Здесь априори читается ущемленное человеческое Достоинство личности, которая вынуждена терпеть унижения, но еще надеется, что все изменится, что сможет выбраться из этого замкнутого круга.



В одном из известных романов, не имеющих отношения к Гоголю, герои-дворяне произносят фразу: «Честь – это твое достоинство, как ты его понимаешь! И если ты видишь неуважение достоинства твоей личности, то это надобно пресечь...» Очевидно, что именно унижение чести и достоинства Поприщина, невозможность достичь своих целей в реальности и сводит его с ума, погружает в мир грез и фантазий, видений и галлюцинаций. Ведь если человек живет в гармонии с самим собой и окружающими и твердо стоит на ногах, то и разум его воспринимает действительность адекватно, не уходя в мир иллюзий. А если личности некомфортно и неуютно в окружающей реальности, то предпринимаются всевозможные попытки найти другой мир или создать его в своих фантазиях. Поэтому Поприщин и становится всемогущим непобедимым испанским королем в своем больном воображении... Это всего лишь попытка выйти из замкнутого круга. В спектакле очень тонко прослеживается хрупкая граница между сознательным и бессознательным, здравомыслящим и безумным... И как же порой сложно отличить одно от другого!

Возможно, интересом к тайным глубинам сознания и мироустройства и объясняется огромная популярность произведений Гоголя, для поклонников которого спектакль «Сон разума» – настоящий кладезь гоголевских персонажей, представленных в постановке в тех или иных обличьях. Здесь читается и «Вий», и «Нос», и «Шинель», и «Невский проспект», и «Ночь перед Рождеством», и много других произведений легендарного классика русской литературы. Именно перу Гоголя принадлежит ставшая крылатой цитата: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Для многих людей это аксиома, которая не требует доказательств и подтверждений, так как выражает их сущность.



Ритм «Сна разума» быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обостренном внимании, дабы даже на долю секунды не потерять хрупкую нить отличия реальности и бреда. Безруков признался, что спектакль очень энергозатратный. Энергия, которая идет со сцены, обладает магнетическим, буквально завораживающим действием. Главный персонаж постоянно меняет места дислокации, образы и лица, зрители наблюдают непрерывные трансформации Поприщина, которого сопровождают семь странных существ. Последние сами в свою очередь мгновенно меняют облики – то собаки, то слоны, то быки на корриде... Уж не семь ли смертных грехов символизируют эти бесы?

У Рэя Брэдбери есть мудрая цитата: «Если бы мы слушались нашего разума, у нас бы никогда не было любовных отношений. У нас бы никогда не было дружбы. Мы бы никогда не пошли на это, потому что были бы циничны: «Что-то не то происходит», или «Она меня бросит», или «У меня уже раз обжегся, а потому…». Глупость это. Так можно упустить всю жизнь. Каждый раз нужно прыгать со скалы и отращивать крылья по пути вниз». Сны Поприщева – его прыжок к свободе и неизвестности! Да, это обернулось трагедией, но ведь он попробовал хотя бы в мыслях что-то изменить...



Все происходящее на сцене выглядит очень зрелищно и ярко! Чтобы воплотить сюрреалистические фантазии Поприщина, к работе над спектаклем привлекли профессионалов: мастер визуальных эффектов, член президиума Российской ассоциации иллюзионистов, лауреат международных конкурсов Вадим Савенков работает над трюками, а специалисты из Цирка на Цветном бульваре обучают актеров основам воздушной эквилибристики. Сценография и костюмы, придуманные Николаем Горобцом, тоже становятся полноправными участниками невероятных событий и метаморфоз.

Следует выразить восхищение хореографу-постановщику спектакля Антону Крамару, виртуозная хореография и грациозная пластика персонажей поражает и удивляет своим профессионализмом и отточенностью линий. Конечно, отдельного внимания заслуживает музыкальное сопровождение постановки-композитора Александра Биллиона, который специально для «Сна разума» написал оригинальные музыкальные композиции в разных стилях, усиливающие яркость эффекта происходящего на сцене. Все музыкальное сопровождение «живое» – специально записанное для спектакля Губернаторским оркестром. Также в спектакле звучит фрагмент из вечерни Сергея Рахманинова «Всенощное бдение».



Синтез театра и циркового искусства, музыки и художественно-постановочных идей – все это представляет собой неразрывный организм, который прочно приковывает внимание публики, заставляет полностью погрузиться в события и забыть о происходящем извне. Зрители, находясь в зале, ощущают себя вовлеченными в сценическое пространство, эмоционально погружаются в сюжет и становятся участниками действия.

Непосредственный контакт со зрителем, каждый из которых по-разному реагирует на происходящее, еще больше добавляет уникальности постановке – тем самым создается неповторимая магическая энергетика, взаимообмен артистов и публики. Постоянно в спектакле появляется золотая рыбка, притом она плавает не только над сценой, но и в зрительном зале. Что же она символизирует? Окончательное безвозвратное помешательство или надежду на исцеление? Апогей безумия или светлый луч веры и надежды? На этот вопрос каждый зритель ответит сам, как и на все остальные проблемы не только человека, но и общества в целом, которые с разной степенью глубины и многоликих аллегорий прослеживаются на протяжении всего «Сна разума».



Столичная публика приняла новую постановку более чем благосклонно, под громкий оглушительный звук аплодисментов и криков браво! Безруков снова поразил и удивил публику, безграничный полет его фантазии и мастерства никого не оставил равнодушным! Очевидно, что после такого спектакля многие захотят перечитать произведения Гоголя, снова прийти на невероятную постановку, погрузиться в таинственную магию и волшебство и раскрыть все новые и новые детали и нюансы, которые так тонко и филигранно вплетены в весь «Сон разума». Каждый сам решит: а спит ли наш разум когда-нибудь или напротив, именно во сне, где возможно Все, где нет обязательств, норм, правил и стереотипов, он в полной мере вырывается на свободу, проявляет свою суть и парит над миром?

Фото Виктории Поплавской

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Семейная картина
Комедия
1 час 20 минут
Подробнее
16+
Веселый солдат
Драма
2 часа
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
16+
Сердце матери
Драма
1 час 50 минут
Подробнее
Последние статьи
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
«Мой самый главный учитель в профессии – отец» — актер Сергей Безруков
14 ноября 2024
11 ноября в Доме-музее К.С. Станиславского в рамках фестиваля «Биеннале театрального...
На сцене Губернского театра покажут премьеру спектакля "Мой Онегин"
13 ноября 2024
Постановку представит Фонд Сергея Безрукова МОСКВА, 13 ноября. /ТАСС/. Фонд Сергея...
Премьера спектакля "Мой Онегин" в постановке Фонда Сергея Безрукова: классика Пушкина в новом звучании
12 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представляет премьеру спектакля "Мой Онегин" 13 ноября в 19:00 на...
Сергей Безруков: «Артисты — такие же люди. И относиться к ним нужно бережно»
12 ноября 2024
Московский Губернский театр представил премьеру «Без вины виноватые». 10 ноября на...
ШЕКСПИРОВСКИЕ СТРАСТИ: В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ МОСКВЫ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО
12 ноября 2024
Александра Островского по праву считают «русским Шекспиром». Десятки его пьес до сих пор...
В Москве — премьера спектакля «Без вины виноватые»
11 ноября 2024
На сцене Московского Губернского театра премьера — спектакль «Без вины виноватые»....
"Без вины виноватые" – в Губернском театре
11 ноября 2024
Это уже третья премьера сезона и четвертая пьеса Островского в репертуаре. Спектакль...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Без вины виноватые"
10 ноября 2024
В роли Елены Кручининой на сцену выйдет Ирина Безрукова МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/....
Ирина Безрукова сыграет Кручинину в премьере Губернского театра
04 ноября 2024
В Московском Губернском театре 10 ноября выходит премьера - спектакль "Без вины...
Олег Савостюк: «Безруков дал мне ценный совет»
28 октября 2024
«Сергей Витальевич посоветовал во время сцены перед казнью, когда мой герой стоит на...
Роли, которые мы выбираем: Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины виноватые»
28 октября 2024
10 ноября Московский Губернский театр приглашает на премьеру «Без вины...
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре