PROСЦЕНИУМ
Дмитрий Дмитриевич Гуров заполняет свои дни обедами в ресторанах и поисками новых любовных приключений, цинично оправдывая свои пристрастия несчастливой семейной жизнью. И всё шло бы и дальше по накатанной колее, не случись однажды встреча с женщиной, которая началась как курортный роман, но обернулась тем, что доселе было неведомо для обоих – любовью.
Идите и удивляйте!
В год юбилея Антона Павловича Чехова Московский Губернский театр вновь обратился к его творчеству: «Дама с собачкой» стала третьей постановкой этого автора в репертуаре. Драма по одному из самых известных рассказов Чехова – история о том, как курортный роман двух с виду благополучных людей нарушил весь ход их жизни.
Режиссёр спектакля Алла Решетникова сделала вызов самой себе, взявшись за эту постановку. Во-первых, понимала, что, когда у тебя в руках не драматургический материал, а литературный, будет много сложностей. Во-вторых, известная экранизация этого рассказа, где главных героев сыграли Алексей Баталов и Ия Саввина, до сих пор считается непревзойдённым киношедевром. Переиграть этих артистов, казалось бы, невозможно. Оказалось – возможно!
«В этой постановке случилась удивительная вещь, – рассказывает Алла Решетникова. – Поначалу боялась, что будет очень сложно. Но как только мы начали работать, всё как-то задышало, оживилось, произошло такое удивительное соединение с материалом, с чеховской воздушной вязью, что всё время было легко. История абсолютно легла на нас, на этих дивных, обожаемых мною актёров Антона Соколова (Дмитрий Гуров) и Наталью Шклярук (Анна Сергеевна). Как только начинали говорить, куда-то всё исчезало, и на сцене оставались только они, эти двое. Никого больше. Наверное, в какой-то степени моё напутствие в начале репетиций предопределило это необыкновенное явление. Я тогда сказала ребятам: «Не знаю, как вы это сделаете, но идите и удивите зрителей!».
Почти шекспировские страсти
И они удивили! Настолько, что вслед за Аллой Решетниковой задаёшься риторическим вопросом – как им это удалось? Как получилось так захватить внимание зрителя, что он не может от начала и до конца спектакля оторвать от них глаз? Что он мучается, хохочет, выплясывает и страдает вместе с героями? Пронзительный, страстный, временами смешной и эксцентричный спектакль рассказывает про настоящую любовь, рассказывает чувственно, искренне, до щемящей тоски.
«Спектакль идёт на малой сцене театра, – отметил худрук Сергей Безруков, – Здесь всё – глаза в глаза, и в таком пространстве сложно поразить какой-то стремительной динамикой. Тем не менее, как мне кажется, у артистов получилось показать масштаб этого чувства, этотшторм, это наваждение. Здесь разворачивается настоящая буря чувств, почти шекспировских страстей».
Трудно быть самим собой
Для актёра Антона Соколова, блестяще сыгравшего Гурова, эта роль стала первой серьёзной встречей с творчеством Чехова. Он признаётся, что она для него – «возможность собрать всё, что я умею, всё, о чём мне хотелось бы рассказать. О том, что человеку легче идти по проторенным дорогам, быть в системе, построенной обществом, легче врать себе, чем быть самим собой и делать то, к чему ты предназначен. И у нас в спектакле человек проходит через круги ада, чтобы прийти к себе настоящему. Мне кажется, это вообще основная идея у Чехова – никогда не поздно начать жизнь с чистого листа». И парус, появляющийся на сцене в конце спектакля, даёт такую надежду на новую жизнь. До тех пор, пока вдруг не замечаешь, что изготовлен парус из того же дерева, что и страшный забор, за которым протекала жизнь Анны Сергеевны, и который застилает горизонт жизни. И сами герои стоят по разные стороны этого забора-паруса и смотрят в разные стороны.
Надо жить. Надо любить!
В этом спектакле всё обыграно до последней точки. Блестящий финал – поклоны, которые тоже своего рода искусство, которое режиссёры используют довольно редко. Алла Решетникова и здесь оказалась на высоте. Как в замедленной съёмке артисты «отбивают» поклоны зрителю, и Гуров с Анной Сергеевной, как две израненные птицы, кладут головы на шею друг другу. На это хочется смотреть бесконечно. И совсем не хочется уходить из зала после того, как смолкают последние аплодисменты. Стоишь на месте и чего-то ждёшь, а в голове молоточком стучит мысль – надо жить, надо любить!
Следующие премьеры пройдут 26 марта, 24 апреля
Материал на сайте издания