Ксения Коробейникова, «Московский комсомолец», 21.11.2016.
Режиссеров познакомила революция
Сергей Безруков, Николай Коляда и Григорий Заславский к столетию Октябрьской революции решили поженить науку с театром, задумав проект «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Накануне. 1916 – 2016». Развернулся он в Губернском театре, куда привлек драматургов, ученых, историков, политологов, экономистов... Они переосмысляют события того времени и находят его отражение в современных пьесах.
Фото Евгения Семенова
– «Накануне», потому что мы хотим выяснить предпосылки революции, – объясняет Сергей Безруков. – Делаем это с помощью лабораторий, показа эскизов спектаклей, читке пьес, круглого стола, а не скучного урока истории. Одними артистами не обходимся, ведь мы люди эмоциональные, а тут необходим трезвый ум представителей науки. Вместе разбираем переломный исторический этап и ищем новые взгляды на него современных авторов.
Фото Евгения Семенова
Таких, устроивших членов экспертного совета, здесь – 13 (4 драматурга и 9 режиссеров): Москва, Питер, Краснодар, Украина, Армения и куда ж без Екатеринбурга. Отсюда Владимир Зуев, ученик Николая Коляды привез самую сильную работу проекта – пьесу «Восемь». По словам Безрукова, это новое слово на историческую тему, а конкретно о расстреле царской семьи. Во всю ведутся разговоры о постановке пьесы: режиссером выступит Анна Горушкина.
– В советское время отовсюду звучало: «Ленин всегда живой, Ленин всегда со мной, Ленин в тебе и во мне», – пропевает Николай Коляда. – Тогда это казалось пафосным и красивым, а сейчас думаешь, зараза, Ленин все равно сидит в каждом из нас, хоть ты сдохни, не выковырять его. Театр до сих пор не осмыслил его личность и события революции, которая, кстати, закрутила в водоворот всех моих родственников. Поэтому я здесь. Вот познакомился с Безруковым: он оказазывается вменяемым, не высокомерным человеком (все смеются, Безруков громче всех – «МК»). Сработаемся, тем более что молодых дарований достаточно.
От них не требуют только новых пьес: на ровне с современной драматургией приветствуется классическая. Так на проект отобрали эскизы спектаклей «Дни Турбиных» и «Батум» по пьесам Булгакова, «Несвоевременные мысли» по текстам Горького, «Багровый цвет снегопада» по киносценарию Мотыля, «Циники» по пьесе Мариенгофа, «Пламень» по роману Карпова...
– В наше время не хватает драматурга Михаила Шатрова, каждая пьеса которого становилась событием и своевременно, без выдумки переосмысляла историю, – утверждает Григорий Заславский. – С другой стороны, отдаляющееся событие провоцирует рождение новой субъективности, потому что объективности от театра мы ждем в последнюю очередь.
Фото Евгения Семенова
При этих словах оживился замминситра культуры Александр Журавский, объявивший, что на проект выделено 10 млн. рублей: «Тема затрагивается важная, неординарная, нелинейная. К 1917 году разное отношение, но должен быть ровный художественный взгляд на осмысление этой темы. Нам бы хотелось, чтобы проект развивался и дальше».
Что вполне возможно при расположенности к нему министерства культуры, которое не поскупилось на бюджет. Он тратится не только на организационные моменты, но и на вознаграждение победителей. Их работы экспертный совет порекомендует для постановки ведущим театрам.
Материал на сайте издания