«Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать!» - Московский Губернский театр представил вторую премьеру сезона, посвящённую «возрасту осени», который может и должен быть ничуть не менее ярким, чем неиссякаемая энергия и задор юности.
16 февраля на Малой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Женитьба. Почти по Гоголю» по пьесе талантливого драматурга Андрея Ларионова в постановке Сергея Безрукова.
С Андреем Ларионовым Сергей Безруков уже сотрудничал в блистательном спектакле «Казанова. Ars Vivendi» (репортаж о постановке по ссылке - «Пожар страстей в искусстве жизни!»: Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Казанова. Ars Vivendi»
https://worldpodium.ru/news/pozhar-strastey-v-iskusstve-zhizni-fond-sergeya-bezrukova-predstavil-pre.... На этот раз художественный руководитель МГТ поставил перед драматургом задачу - написать современную пьесу по мотивам гоголевской «Женитьбы», в которой сразу несколько ролей будут играть актрисы элегантного возраста. Идея этой постановки возникла давно: в труппе театра много замечательных актрис старшего поколения, достойных больших интересных ролей, но, к сожалению, в драматургии, как правило, им предназначены роли третьего плана.
Сергей Безруков: «После долгих поисков подходящего материала я решил заказать автору веселую пьесу, которая была написана специально под наших актрис. В нашем спектакле фактически у каждой – центральная роль, и я как художественный руководитель очень этому рад. «Женитьба. Почти по Гоголю» - яркая романтическая комедия, где я даю возможность артистам старшего поколения проявить себя снова и снова. Это самое главное, для чего я это затеял. Счастлив, что получилось подарить артистам бенефисный спектакль».
«Женитьба. Почти по Гоголю» получилась невероятно душевной, искренней, трогательной и трепетной.
Словно чарующий вальс багряного листопада, динамичное действие насыщено интересными сюжетными линиями, обаятельными колоритными персонажами и бесконечным множеством ярких деталей и нюансов, снова и снова подтверждающих, что в искусстве не бывает мелочей!
Пьеса написана по мотивам «Женитьбы» Гоголя, и сюжет схож с классическим текстом, но вместо авантюриста Кочкарева, пытающегося женить Подколесина, в современной версии внук пытается женить своего дедушку Ивана Кузьмича Колесина. Вместо разборчивой невесты - разборчивый жених, как говорится, приятный во всех отношениях, но страшно нерешительный.
Сергей Безруков: «Отцы и дети расположены друг к другу ближе, чем деды и внуки: это совсем разные поколения и ещё больший контраст. Если наш дедушка - отражение Советского прошлого, то внук- порождение капитализма, у него есть свои желания, стремления, вкусы».
На главную роль Сергей Витальевич пригласил острохарактерного, точного, правдивого актёра Леонида Громова, известного по фильмам "Груз 200", "В движении", "Бедная Саша", "Громозека", а также по многочисленным телесериалам.
Леонид Громов предстаёт в образе жениха - заслуженного машиниста на пенсии Ивана Кузьмича Колесина. Железнодорожная профессия обыграна не только в фамилии главного героя, но и в сценографии спектакля.
«Поезд судьбы» персонажей ещё не ушёл с перрона, но он вот-вот отправится: так важно, чтобы в путешествии в неведомые дали «прекрасного далёка» героям не было одиноко и тоскливо, чтобы было, с кем разделить дорогу.
Сергей Безруков выступил в спектакле и как художник-постановщик.
Неслучайно в начале этой статьи проведена параллель с «осенью жизни»: с момента входа в зал публика оказывается в атмосфере «бабьего лета» - россыпь багряных золотых листьев, которыми усыпана сцена и часть зрительного зала, воркование осенней синички, тонкие аллюзии к быстротечности и стремительности жизни.
Сергей Безруков отметил: «Когда я ставлю спектакли, создаю целый мир. Для меня важен голос уходящего поезда, аромат золотой осени, мне всегда важна правда на сцене. Я ловлю зрителя на ощущении: у каждого из нас в осеннем лесу возникает желание пошуршать листьями…»
Листья на сцене выполняют важные функции - ими не только с упоением шуршат, но и с наслаждением бросаются, словно конфетти. Благодаря сложным техническим конструкциям на сцене предстают чарующие московские бульвары, проливные ливневые дожди…
Локации действия меняются также стремительно, как погода: стоматологический кабинет, брачное агентство, где так и норовят «развести на деньги», квартиры главных героев, где каждая деталь в интерьере несёт особый смысл: советская мебель, атмосферные ковры, абажуры…
Не разрушая интриги, скажем, что у наиболее близкой Колесину по духу невесты обстановка в квартире почти идентична интерьеру квартиры жениха, и это очень символично. Сергей Витальевич подчеркнул, что не так-то просто было найти два одинаковых ковра, кресла того времени, но реквизиторам это удалось!
Внук главного героя, которого по-хлестаковски задорно, дерзко и ярко воплощает Кирилл Новышев, по профессии стоматолог - в одной из мизансцен мы застаём героя за работой на действующем стоматологическом кресле. Чтобы актёры были органичны в профессии зубного врача, Сергей Безруков даже приглашал специалиста-консультанта.
«Бойцы невидимого фронта закулисья», монтировщики и реквизиторы, изящно интегрированы в драматургию сценического действия - они выходят на сцену и являются неотъемлемой частью чарующей, пленительной и одухотворённой атмосферы спектакля.
Даже адрес, где живёт Колесин, неслучаен - Никитский бульвар навсегда связан с именем Николая Васильевича Гоголя. Великий классик зримо и незримо присутствует на сцене на протяжении всего насыщенного и динамичного действия. Не сомневаемся, что Николай Васильевич по достоинству оценил бы блистательную постановку!
Сергей Безруков: «Как осенью бывает бабье лето, так у нас на сцене бабье лето в буквальном смысле этого слова. И все происходящее в очередной раз подтверждает, что любви все возрасты покорны. Листопад, краски осенней природы, - столь же яркие, как, те эмоции, которые испытывают героини пьесы, замечательные женщины, которым очень понравился наш главный герой, Колесин. Они очень разные и очень привлекательные, но и немного эксцентричные, а потому нашему жениху так сложно выбрать невесту».
Ах, «если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась» – вывел рецепт идеального жениха Николай Васильевич Гоголь в своей «Женитьбе».
В «Женитьбе» Андрея Ларионова перед героем стоит не менее сложная задача - на его сердце претендуют три очаровательные подруги, каждая из которых, безусловно, заслуживает и внимания, и любви, и теплоты.
Претендентки на роль спутницы жизни завидного жениха Колесина:
Элегантная, благородная, статная врач-терапевт Элеонора Бальтазаровна Жевакина в исполнении Елены Цагиной. Обворожительная леди изысканно цитирует великие поэтические строки, виртуозно делает уколы, а также многие другие лечебные процедуры, её коронная методика - электрофорез.
Повар от бога Инна Павловна Яичница (актриса Ольга Смирнова), досконально владеющая кулинарным мастерством и свято верящая, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. В «приданое» к Яичнице идёт кот Омлет и дачный участок с внушительными заготовками в погребе.
Скромная, домашняя, деликатная любительница тишины, музыкальных программ и собирания пазлов, Анна Тихоновна Купердягина (Елена Михеева). Анна Тихоновна не пытается удивлять своими выдающимися профессиональными навыками - её прелести в уюте и тепле, в кротости нрава и гармонии быта.
Возможно ли в этом калейдоскопе достоинств выбрать одну единственную? Да ещё ведь нужно не обидеть двух других? И желательно не огорчить внука и беременную сноху (её играет Дарья Рябцева).
Да… Непростой выбор предстоит сделать мудрому, чуткому и скромному дедушке
Свой человек не только тот, с кем есть о чём поговорить, а тот, с кем хорошо вместе молчать: «Просто посидеть в тишине»...
Леонид Громов в роли Колесина очень трогателен, обаятелен и очарователен. В отличие от Гоголевского Подколесина, сбегающего от женитьбы в окно, автор и режиссер придумали для его современного двойника Колесина совсем другой финал. Он – о том, что счастья, любви и человеческого тепла достоин каждый, независимо от возраста, таланта, профессии. Для тех, кто это понимает, жизнь никогда не заканчивается: она продолжается в детях, внуках, правнуках.
И тогда «возраст осени» становится по-настоящему насыщенным и разнообразным, начинает благоухать калейдоскопом ярких красок, звуков, мелодий и, конечно, безграничной гаммой чувств и эмоций!
«Динь-динь-динь…колокольчик звенит…»
«Женитьба. Почти по Гоголю» - очень музыкальный и танцевальный спектакль! В этой искромётной постановке особенно уместна культовая фраза из легендарного фильма Леонида Гайдая: «Танцуют все!» Виртуозный хореограф Анна Гилунова в «Женитьбе», кажется, превзошла сама себя: динамичные и экстравагантные (а порой и эротичные) танцевальные перформансы владелицы брачного агентства Фёклы игриво и изящно сочетаются с вальсом Николая Васильевича Гоголя с изысканной дамой на Никитском бульваре, и с ностальгическими танцами героев старшего поколения.
Проницательная и меркантильная бизнес-леди Фёкла не только эффектно танцует, но и играет на аккордеоне! В экспрессивном соблазнительном образе предстаёт молодая актриса Анастасия Дворянская, которая с этого сезона вошла в труппу МГТ. В спектакле звучит музыка Яна Тирсена.
С душевным баяном, пожалуй, можно сравнить весь спектакль, который вдохновенно и вдохновляющее, словно гармонь, «сворачивает и разворачивает» душу, начинающую воспроизводить трогательные мелодии, которые резонируют в самое сердце!
Сергей Безруков: «В этом спектакле есть главный смысл: не утратьте то самое искреннее, светлое, пронзительнее и настоящее, что было в наших дедушках и бабушках! Это очень важно понимать молодому поколению. Наш спектакль о том, что дороже всего – душевная теплота, искренность, любовь. Не только между мужчиной и женщиной, а в глобальном смысле этого слова: любовь человека к человеку».
«Женитьбу. Почти по Гоголю» смело можно назвать квинтэссенцией любви!
Леонид Громов: «Для меня главное, чтобы создавалась игровая ситуация, которая что-то сообщает зрителю. Не только какие-то глубокие, важные смыслы, но и когда зрителя заставляют вместе с нами в этом процессе находиться, переживать. А Сергей Витальевич умеет это безупречно. Основная идея спектакля – это идея любви Сергея Безрукова к театру!»
Каждый раз, когда приходим в Московский Губернский театр, искренне восхищаемся и вдохновляемся фантазией, искренностью, глубиной, жизнеутверждающей энергией, которая присуща каждому спектаклю этого замечательного театра.
Добрая лирическая комедия «Женитьба. Почти по Гоголю» продолжает все прекрасные традиции, которые сложились в МГТ: в этом храме искусства максимально бережно и трепетно относятся к Человеку - все постановки этого театра поставлены и воплощены с огромной любовью, уважением и вниманием к людям, в самом широком понимании этого слова - и к зрителям, и к артистам, и к участникам команды.
Зажигательный спектакль в талантливом воплощении многогранных артистов подарит публике незабываемый вечер положительных эмоций, доброго смеха и искренней эмпатии к героям, которым мы сочувствуем и сопереживаем, над которыми по-доброму смеёмся, и, как в зеркале, видим в них отражение самих себя и нашего окружения.
акие постановки нивелируют, на первый взгляд, непреодолимые ментальные границы между поколениями и делают нас добрее, мудрее, терпимее и внимательнее к своим близким.
На спектакли 5 марта и 21 апреля мест уже нет, на 26 апреля, 17 мая и 9 июня ещё можно приобрести билеты.
Станция отправления поезда «Женитьба. Почти по Гоголю» - малая сцена Московского Губернского театра! Гарантируем, что это увлекательное путешествие по непредсказуемым маршрутам человеческих эмоций и чувств запомнится Вам навсегда!
"Бабьим летом" "возраста осени" вдохновлялась:
Корреспондент - Бурулева Юлия
Фотографы - Галина Фесенко и Герман Жигунов/пресс-служба МГТ