ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА

15 ноября 2024
НИНА ДЫМЧЕНКО, Театрал
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и образцовые академичные постановки Островского в Малом Театре и в «Сфере» (режиссер Александр Коршунов), и особенно — опыт «осовременивания» «русского Шекспира» в Театре Камбуровой, где режиссер Денис Сорокотягин переносит героев «Без вины виноватые» в лихие девяностые и «телеграммно-психологические» двадцатые. Не только спектакли, но и пронзительная двухсерийная драма, снятая Глебом Панфиловым, в которой Муров (Олег Янковский) и Дудкин (Альбер Филозов) становятся апологетами патриархального и мещанского зла, идущими против простых и понятных законов жизни.

В Московском Губернском Театре пьесу «Без вины виноватые» — четвертый спектакль по Островскому в репертуаре — поставила Вероника Вигг. Режиссер училась в Лондоне, — подчеркнет на пресс-подходе художественный руководитель МГТ Сергей Безруков. На просторах Великобритании — родина Шекспира и его театра, своя театральная школа — и своя стилистика подходов к классическому тексту. Вероника Вигг синтезирует британские опыты и русские подходы — и предлагает зрителям погрузиться в весьма символичный и острый театральный мир, который по своей природе несправедлив, но затейливыми усилиями своих обитателей тяготеет к приукрашенной в красоте справедливости.

Для постановки режиссер выбрала «театральную» пьесу Островского, персонажи которой сами являются актерами — и служат в провинциальном театре. Жанр спектакля обозначили как «мелодрама из актерской жизни».

ФОТО: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА

Пространство спектакля лишено конкретных примет времени — это не современность, но и не эпоха Островского. За сценографию отвечает Николай Слободяник — режиссер Вероника Вигг рассказывает, что при создании декораций вдохновлялись Караваджо. В постановке МГТ на первый план выходит театральная сцена. В начале спектакля уменьшенную копию планшета медленно поднимают вверх, превращая место действия то ли в подвал, то ли в подпольный репзал, то ли в метафорическую «гримерную», в которой Елена Кручинина и остальные герои набирают наблюдений из жизни для создания трагических ролей. Стены этого помещения, погруженного в тень и полутьму, обиты красным бархатом, поглощающим свет.

По периметру — обманные зеркала в металлических рамах и бокалы вина. Да, из бокалов будут пить — пить много и яростно, у всех на виду, потому что актерами быть совсем непросто, а быть актерами из «Без вины виноватые» в обстоятельствах, прописанных Островским — к тому же еще и больно.

Сюжет Островского — неизменен, но его драматическая структура в спектакле подвергается переосмыслению — и об этом нам дают понять с первых сцен.

Постановочную команду интересуют «шекспировские» страсти, на которые текст пьесы богат: это и страдания Елены Ивановны (Ирина Безрукова), которая будто бы сходит с ума от интуитивных предчувствий, и обличительные монологи Незнамова (Дмитрий Воркунов), который рассказывает о своем мироощущении так, что между отчаянными репликами читается гневная потерянность — следствие неполученного ответа на незаданный вопрос «а почему в со мною сложилось так?».

О тех моментах, которые приводят героев к сильнейшим эмоциональным переживаниям, нам на сцене не рассказывают, а концентрируются на их последствиях. Прошлое Любови Отрадиной — ее отношения с Муровым, зловещий образ Таисы Ильинишны Шелавиной, которая «ныне покойна», предательство Архиповны — здесь прячут промеж отрывочных воспоминаний. Саморефлексию героини показывают в формате кастинга, в котором роль молодой Отрадиной «делят» между двумя молодыми «актрисами» (Диана Егорова и Анастасия Борисова). Первая задается все теми же болезненными вопросами «почему?», а вторая — играет в любовь с омоложенным «Муровым» — тоже всего лишь «актером на роль» — и именно с этого «кастинга» начинается спектакль.

ФОТО: ЕЛЕНА МИХАЙЛОВА

Любовь Ивановна Отрадина, потеряв сына и расставшись со своим возлюбленным — Григорием Муровым, — уходит в актрисы и становится Еленой Ивановной Кручининой. Осмысляя с помощью сцены случившиеся предательства и потери, она добивается на подмостках оглушительного успеха — и, наконец, возвращается в родной город, чтобы найти, как ей кажется, выжившего сына.

Ирина Безрукова играет в спектакле роль Елены Кручининой. Режиссер сравнивает прошлое героини с неподъемным «чемоданом горя», который ей приходится ворошить даже помимо своей воли — самокопания просит сцена, а прожитые когда-то эмоции необходимы для создания ролей. Эта Кручинина действительно может исполнять только трагическое — потому что, по словам режиссера, «только трагическое с ней всё время и живёт». Елена Ивановна существует буквально на грани нервного срыва — ее речи колкие и ершистые, словами Островского она не убеждает других героев в своей доброте, а вежливо осаждает их амбиции, будто бы говоря: «на эту территорию не заходите, мне больно», «эту тему при мне не поднимайте, и я сейчас объясню почему».

Позиция сильного — не позиция доброго, а для Кручининой — по крайней мере в начале спектакля — ее сила оказывается важнее доброты. В сценах знакомства с Незнамовым и Шмагой женщина беспристрастно сдерживает направленные на нее словесные удары — она не берется «спасать» бедовых, а лишь предлагает им свою помощь. От провинциального театра Кручинина существует отдельно. Будучи заезжей звездой, она ставит себя не выше остальных — но рядом с ними. Такая форма одиночества в толпе, когда герой вроде бы не один — но довериться полностью некому. Кручинина, даже будучи весьма откровенной на сцене и за ее пределами, сохраняет это чувство.

Целостный образ прошлого разваливается прямо на глазах, превращаясь из воспоминаний — в элементы театральной сцены. Гротескный подлец Муров (Евгений Гомоной), который в своих словах и действиях даже в настоящем совсем не видит человеческих границ, поддельная Архиповна (за нее — Женщина Театра — Юлия Романович), поиски сына, превращаемые в бесконечное мучение... От всего она буквально «уходит» в сторону сцены: туда, где прослушивания, репетиции, роли. Возможно, театр действительно придает ей сил — по крайней мере, в спектакле эта идея преподносится удивительным образом. Несмотря на внешнюю уверенность в себе, которая проявляется во взаимодействии с партнерами по сцене, перед зрителями героиня оказывается беззащитной: то берет в руки микрофон и начинает комментировать свои действия, то раз за разом на глазах зала «заваливает» на репетиции важную сцену — сцену, в которой Островский-драматург «прописывает» ей обретение сына. Тут кажется, что героиня от накала внутренних переживаний вполне может лишиться рассудка: но актриса берет в руки микрофон и обращается к зрителям: «извините, я не знаю, как сыграть сумасшествие».

У нее есть свой «фантомный», выдуманный «театральный» ребенок — маленький мальчик (Лев Череванов), который пройдет через весь спектакль: напоминание о том, что в «игре судьбы», прописанной Островским, был хотя бы один ни в чем неповинный заложник.

Повзрослевший Незнамов (Дмитрий Воркунов) — со своей отчаянной тягой к справедливости — на роль счастливо обретенного ребенка не тянет. Он не маленький, а молодой — отчаянно отстаивает свои принципы, борется за свою правду — но почему-то так немного по-детски просит у мира хотя бы каплю, хотя бы частицу любви. Он и действует, как бунтующий подросток — но вот только те обстоятельства, в которых он находится, не по-детски жестоки — и исполнитель роли Незнамова это учитывает. Маленькое человеческое желание любви скрывается внутри всех рассуждений о несправедливости мира и обиде — прежде всего, на родителей. Правдоруб, мыслящий теми же категориями, но не просящий от мира никакой ласки — Шмага (Алексей Веретин). В спектакле МГТ этот актерский дуэт существует наравне: обитателей провинциального театра они «кошмарят» вдвоем, словно анархисты, которые, кажется, испугаются сами, если с ними произойдет хотя бы что-то хорошее.

Миловзоров (Евгений Сыркин), как актер, существующий в амплуа героя-любовника, в нем остается и за кулисами (то есть, на сцене). Манкая Нина Павловна (Ирина Токмчаева) — коварная, похожая на изворотливую змею или Медузу-Горгону, в первом акте будто бы становится частью хтонической и губительной для этого хрупкого театрального мира силы — но ближе к финалу Коринкина со своими мелкими затеями значительно снижает градус пафоса. Дуэт злодеев-интриганов, настроенных на эмоционально-острое по своей природе, совершает подлости ради развлечения, которое для них приравнивается к творческому вдохновению.

Ритм постановки во многом определяют не только яркие актерские работы, но страстные, густые по настроению музыкальные интермедии — кажется, будто бы все действие им созвучно. Композитор Юлия Колченская предлагает использовать европейскую академическую классику, чтобы усиливать общее напряжение.

Финал спектаклю «прописывают» театральный. Сцена приема и разговор матери с сыном. Для завершающих диалогов мини-копию сцены постепенно опустят вниз, и театральность придуманного режиссером мира словно замкнется в квадрат, предлагая зрителю не критически осмыслить увиденное, а просто поверить в чудо.

Без этой искренней веры финал может показаться сказкой, написанной только для того, чтобы «закольцевать» классическую драму Островского: такое невероятное обретение друг друга действительно кажется несколько условным, если не сказать — фантастическим. Актеры МГТ делают все возможное, чтобы в финале им поверили — но «чемоданы горя» их герои забирают с собой даже в счастливое будущее.
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, антракт
Подробнее
16+
Неугомонный дух
Комедия
2 часа 30 минут с антрактом
Подробнее
12+
Часовые любви
Литературная гостиная
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
12+
Ревизор: комедия в стихах
Хип-хоп спектакль
1 час 20 минут
Подробнее
Последние статьи
Сергей Жуков дебютировал на театральной сцене
21 октября 2025
Певец поразил зрителей новой гранью своего таланта. В Московском...
Театральный дебют солиста «Руки Вверх!»: о чем мюзикл Сергея Жукова «Ты у меня одна»
20 октября 2025
В Московском Губернском театре прошла премьера мюзикла Сергея Жукова. «Ты у меня...
Певец Сергей Жуков впервые вышел на сцену как актер в военном спектакле "Ты у меня одна"
20 октября 2025
Певец Сергей Жуков и его сын исполнили главные роли в мюзикле "Ты у меня одна". ...
Сергей Жуков стал композитором: премьера спектакля «Ты у меня одна»
17 октября 2025
Сергей Жуков представил первую композиторскую работу в Губернском театре. ...
Потому что есть Сережка: Жуков дебютировал в Губернском театре
17 октября 2025
Фронтмен группы «Руки вверх!» Сергей Жуков добрался до театральной сцены. Певец не...
«Вы все — мои дети. Потому что я люблю вас»
24 сентября 2025
18-19 сентября на большой сцене Губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший...
От бытового анекдота до библейской притчи: премьера в Московском Губернском театре
22 сентября 2025
Начало театрального сезона в Москве изобилует множеством ярких премьер, и Московский...
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает, чего отчаянно не хватает современному театру
22 сентября 2025
"Старший сын" Вампилова в Губернском театре напоминает о важности сопереживания ...
«Старший сын» - премьера в Московском Губернском театре
21 сентября 2025
Московский Губернский театр  открыл  новый сезон   постановкой   «Старший сын» по пьесе...
Афера по-советски: в Губернском театре поселился «Старший сын»
20 сентября 2025
Сергей Безруков открыл сезон знаменитой пьесой Александра Вампилова. ...
В московском Губернском театре – премьера "Старшего сына"
18 сентября 2025
Сегодня в театре дают комедию по знаменитой пьесе Александра Вампилова. История...
На сцене Московского губернского театра состоялась премьера спектакля «Старший сын»
18 сентября 2025
О том, как важно слушать и слышать близких. Большая премьера на сцене Московского...
Премьеру спектакля "Старший сын" представили в Московском Губернском театре
18 сентября 2025
Пьеса Александра Вампилова превращается в философскую притчу о человечности и...
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре