Валентин Звегинцев, «Вечерняя Москва», 27.09.2015.
26 сентября режиссер Сергей Безруков заставил актера Сергея Безрукова сойти с ума прямо на сцене Московского губернского театра во время премьеры спектакля «Сон разума»
Фото Александра Казакова
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Записки сумасшедшего», безусловно, трудна для постановки на сцене. Бред ненормального чиновника средней руки показать во плоти не каждый сможет. А главное – как? Режиссер Сергей Безруков выбрал очень интересный ход. Видения Поприщена – это галлюциногенный сон. Это фейерверк эмоций. Это – шоу. Это красочные и страшные видения человека, доведенного до полного отчаяния безденежьем и осознанием собственной ничтожности.
Фото Александра Казакова
Режиссер Безруков абсолютно не жалеет актера Безрукова. С первой же минуты действия ясно, чиновник Поприщин влачит жалкое существование: старенький и грязненький сюртучок, обвислые коленочки, постоянное, на весь зал, бурчание в животе: кушать хочется. Но Поприщин еще помнит, что он – дворянин. Это предмет его гордости. Хоть плохонький, но – дворянин. Авось разбогаетеет, авось выбьется в люди. А то что голос сверху кричит, мол, Поприщин в свои 42 года полный ноль – так не прав голос, ошибается. Потому и становится Поприщин королем испанским, не склоняющим головы ни перед царем российским, ни перед инквизитором великим… Только это – снова галлюцинации, обман, шоу, жуть. Увы, давно сошел с ума чиновничек и дороги назад нет. Нет счастливого конца. Ничего нет: только мучения нищего шизофреника с манией величия.
Фото Александра Казакова
Безруков смог превратить не самую веселую повесть Гоголя в шикарное действо. Недаром ему помогали профессионалы и иллюзионисты из цирка на Цветном бульваре.
Фото Александра Казакова
Главный герой пропадает в одном месте сцены и тут же появляется в другом, прямо перед зрителем превращается из человека в сатану и обратно. А вокруг – демоны! Они то собаки, то пауки, то слоны, то быки на корриде. И нет предела полету фантазии – это же сон ненормального, тут рамок нет. Происходящее на сцене - завораживает, создается ощущение, что ты не в театре, а в цирке. И постоянный рефрен – золотая рыбка, парящая в воздухе. Причем плавает она не только на сцене, а по всему зрительному залу. Очередной бред или надежда на выздоровление? Скорее последнее, поскольку рыбкой на последних секундах управляет уже Сергей Безруков, а не Поприщин.
Фото Александра Казакова
Золотая рыбка – как символ выздоровления общества в целом и человека в частности. Поможет? Кто его знает. Главное – верить в чудо. И не сдаваться ни при каких условиях. Тогда никакое сумасшествие не страшно.
Материал на сайте издания