ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК
Министерство Культуры Московской Области
Касса: +7 (495) 378-65-75
ПН-ВС, без перерыва: 12:00-19:00
Пресса
Московского
губернского
театра

ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК

13 Марта 2020
Алина Коновалова, Елизавета Пухова, Анастасия Горбатенкова, Полина Трескунова, "Театрал", 13.03.2020

Фото: Елизавета Пухова

xl_20200313174142

4 марта в Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сердце матери», поставленного по мотивам пьесы Карела Чапека «Мать». Студентам факультета журналистики МГУ удалось побывать на премьере и обсудить постановку с актёрами, а также написать свои впечатления об увиденном в рамках проекта «Журфак Театрала».

«Мужская пьеса – женский спектакль»

Алина Коновалова

Премьера Губернского театра по пацифистской пьесе Чапека говорит, прежде всего, о ценности человеческой жизни. Это настоящий гимн материнской любви. Главная героиня «Сердца матери» теряет одного за другим почти всех сыновей. Едва покинув этот мир, они являются к ней и принимаются наперебой убеждать, что умерли «прекрасной смертью»: за равенство, свободу, царя, научный и технический прогресс. Они уверяют, что не стоит делать трагедию из их преждевременного ухода, из раза в раз повторяя одно: «Мама, ты ничего не понимаешь!». Однако Мать продолжает стоять на своём: они не должны были погибнуть, какими бы грандиозными ни были их устремления, не должны были ее оставлять.

Ближе к финалу герои все-таки признают, что в их смерти не было ничего «прекрасного»: было и больно, и страшно, и не так величественно, как казалось на первый взгляд. А ведь они могли бы не умирать, а «жить за свои великие идеи». Мать, которая «ничего не понимала», в итоге оказывается права.

Концовку пьесы режиссер «Сердца матери», Анна Горушкина, решительно поменяла. В пьесе Мать, как только начинается Мировая война, сама отправляет единственного сына на фронт. Она понимает, что в сложившейся ситуации просто не остаётся выбора. Рациональное побеждает над чувственным. Женщина признает долг перед Отечеством важнее собственной любви к сыну. «Оригинал – это мужская пьеса», – поясняет режиссер. В ее версии Мать не отпускает своего ребёнка на войну, а когда он все-таки сбегает, чуть не сходит с ума.

xl_20200313173833

Актеры о героях

Анастасия Горбатенкова

Когда читаешь пьесу Карела Чапека, кажется, что герои написаны в соответствии с «амплуа»: Корнель – адепт идеи, Тони – романтик и мечтатель, Мать – любящая и преданная своей семье женщина. Но актеры Губернского театра добавили им индивидуальности и многогранности. Андрей Щеткин, Кирилл Новышев и Елена Доронина поделились с «Театралом» своим представлением об образах, которые им предстояло сыграть.

«Быть сыном своего отца»
«Несмотря на соблазн сделать из Корнеля «отморозка», я попытался его очеловечить, – говорит Андрей Щеткин. – Играть идею, безусловно, тяжело – все время нужно подключать то, что тебя с персонажем объединяет». Корнель борется, прежде всего, за сложившийся в стране порядок, за своеобразный консерватизм, нарушение которого приводит к конфликту с братом-революционером. «Идти до конца он боится, но поскольку хочет быть сыном своего отца, то «душит» в себе любой страх». Андрей Щеткин играет Корнеля не извергом, а человеком, который мечется между желанием быть свободным и получить одобрение давно умершего отца.

«Доказать самому себе»
«Лично я не согласен с тем, что Тони уходит на войну, но оправдываю его желание доказать самому себе, что он способен на поступок», – говорит Кирилл Новышев. Тони с детства принимали за «маменькиного сынка», поэтому он должен был освободиться от давления стереотипа и показать своё «мужское начало». «Когда нам говорят, что мы слабые, мы, конечно, не соглашаемся и пытаемся доказать обратное», – поясняет актер.

xl_20200313173800

«Думать о близких»
«Сердце матери» – о способности матерей чувствовать своего ребёнка на расстоянии. Когда у главной героини умирают сыновья, она первой узнает, вернее, ощущает всем своим существом, что случилось несчастье. Она не в силах отпустить сына – единственного, кто остался в живых – на войну даже под угрозой надвигающейся мировой катастрофы. Однако Тони все-таки уходит, окончательно сломав мать. «Она чуть ли не сходит с ума», – говорит о своей героине Елена Доронина. – Мужчины, думайте о близких, когда идете на свои авантюры» – призывает актриса.

«Но вот прекрасная приходит незнакомка…»

Елизавета Пухова

Смерть в постановке «Сердце матери» – далеко не абстрактное понятие. Здесь она – «прекрасная незнакомка» – становится действующим лицом. Её присутствие постоянно ощущается как в потустороннем, так и в реальном мире. То она появляется на заднем плане, протирая пыль с автоматов, то насвистывает мелодии, в которых отражается общее настроение, то размышляет над шахматной задачей, которая только что была предметом споров братьев. «Эта семья заражена смертью», – говорит режиссёр Анна Горушкина.

xl_20200313173848

Интересно, что свой голос «прекрасной незнакомке» дарит Эдит Пиаф (её песни звучат на протяжении всего спектакля), а внешность ее «срисована» с актрисы Марлен Дитрих. Но если сначала она является в образе кинодивы, подчеркнуто женственной и притягательной, то в конце больше напоминает мужчину.

Эта концепция образа перекликается с мотивами баллады о кузнеце и смерти: девушка, обладавшая редкой красотой, превращается в жуткую старуху с затупившейся косой не потому, что являлась олицетворением зла, а из-за ужасных поступков самих людей. Это они сделали из «прекрасной незнакомки» чудовище. Смерть изначально стоит на уровень выше всех героев, живых и мертвых, следит за ними со стороны как соглядатай, давно изучивший человеческую натуру.

Смерть стоит над повседневной суетой, сопровождает людей на протяжении всей жизни и становится проводником из одного мира в другой. Умерших она заставляет снова переживать момент своей гибели, снова испытывать боль и страх, слышать зловещие напевы из прошлого. Именно она отпирает подвал и помогает Тони сбежать на фронт. Но финальное решение все же остаётся за ним: умереть ради идеи или найти внутри себя то, ради чего стоит жить.

«Мы пытаемся достучаться до мужчин»

Полина Трескунова

«Сердце матери» не ограничивается идеей ценности человеческой жизни. Спектакль ставит вопросы об оправдании средств «благой» целью, о борьбе человечества с «вирусами» ненависти, об отношениях родителей и детей. Наконец, о роли и судьбе журналиста во время «великих перемен» (о ней заставляет задуматься образ свободолюбивого молодого публициста, расстрелянного за свои идеи).

xl_20200313173904

Особый акцент сделан в спектакле на бессмысленной жестокости войны. Красноречиво напоминает о ней тень женщины, укачивающей в коляске блестящую боеголовку, и сеть сцепленных между собой автоматов, которая постоянно перед глазами.

Написанная в 1938 году, пьеса Чапека – по сути антифашистский манифест. Но проблема борьбы за идею и ее катастрофических последствий остаётся актуальной и сегодня. «Если возвести идею в абсолют, она переедет катком простых людей, – говорит актер Андрей Щеткин. – Двое из пяти братьев погибают, оказавшись по разные стороны баррикад. Противостояние «белых» и «черных» разрушает их жизнь».

Каждая из проблем, заявленных в спектакле, неразрывно связана с трагедией матери, потерявшей своего ребёнка. «Мы пытаемся достучаться до мужчин», – говорит Елена Доронина, исполнительница главной роли. – Чтобы решаясь на авантюру, они не были слишком уверены, что с их близкими точно все будет в порядке».

«Сердце матери» – щемящая и трогательная история о любви и потере, которая отзывается в сердце каждого зрителя.

xl_20200313174048

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
12+
Хроники Нарнии. Племянник чародея
Сага. Книга первая
2 часа с антрактом
Подробнее
12+
Хроники Нарнии. Конь и его мальчик
Сага. Книга третья
2 часа с антрактом
Подробнее
16+
Энергичные люди
Караоке-спектакль по повести В. Шукшина
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Сирано де Бержерак
Героическая комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
«Я полностью отдаю себя каждой роли»: Анна Снаткина — о секрете успешной карьеры
28 Июня 2021
Актриса Московского Губернского театра рассказала РИАМО о грядущей премьере и о том, как...
Сергей БЕЗРУКОВ: с детьми могу сыграть «строгого» папу, хотя это сложно дается
27 Июня 2021
24 июня в прокат выходит приключенческая комедия «Бендер: Начало», которая станет...
«Получился спектакль-праздник»: Безруков рассказал о новой постановке «Казанова. Ars Vivendi»
25 Июня 2021
Знаменитый актер раскрыл легендарного любовника по-новому. В Московском...
Антон Хабаров – Мистер «Могло бы быть и лучше»
25 Июня 2021
«Снято! Антон, круто!» – раздаётся голос режиссёра на площадке, после съёмки одной из...
Сергей Безруков: «Мы за театр, где режиссер растворяется в актере»
25 Мая 2021
Худрук Московского Губернского театра рассказал о фестивале «Фабрика Станиславского» и...
Вместо психотерапевта – театр!
25 Мая 2021
Возглавив в 2014 г. Московский Губернский театр, Сергей БЕЗРУКОВ понимал, какой театр...
АНТОН ХАБАРОВ: «НЕ ЛЮБЛЮ ДИПЛОМАТИЮ В НАШЕЙ ПРОФЕССИИ»
22 Мая 2021
Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков говорит, что идеальной...
В МГТ поделились планами на Большой детский фестиваль
11 Мая 2021
Фото: Денис Трудников Только в ноябре были подведены итоги III Международного...
БОЛЬШОЙ ДЕТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НОВОЕ ЖЮРИ
01 Мая 2021
АНАСТАСИЯ ЕВТЕФЕЕВА IV Международный Большой Детский фестиваль пройдет с 1 сентября...
Безруков объявил о завершении отбора жюри для Международного большого детского фестиваля
30 Апреля 2021
Дарья Бунякова, Максим Беспалов Международный Большой детский фестиваль закрыл...
ВЕРЫ ВСЁ МЕНЬШЕ, А ГРЕХИ ВСЁ СТРАШНЕЕ
29 Апреля 2021
«ДЯДЯ ВАНЯ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В рамках проекта «Журфак Театрала» – текст студентов...
Фестиваль «Фабрика Станиславского» представит театры из семи регионов
28 Апреля 2021
III Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» пройдет в Москве и...
Заоблачно-головокружительный «Малыш и Карлсон» в Московском Губернском театре: «Фантазия, мечта и свет души!»
27 Апреля 2021
Московский Губернский театр – единственный взрослый театр, который уделяет такое...
Он вернулся! В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Малыш и Карлсон»
26 Апреля 2021
Пестрый, музыкальный и очень живой спектакль «Малыш и Карлсон» вышел «из-под...
Карлсон и Электродрама на сцене Губернского театра
20 Апреля 2021
Московский Губернский театр с приходом весны радует хорошими новостями. На Большой...
«Дядя Ваня» в постановке Сергея Безрукова: пять пудов безответной любви
17 Апреля 2021
На сцене Московского губернского театра — премьера чеховского «Дяди Вани» В «Дяде...
ПОЭТИЧЕСКОЕ КАФЕ «ЛУЧ»: МИРУ – МИР!
15 Апреля 2021
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ В...
Никита Пресняков получил главную роль в Московском Губернском театре
12 Апреля 2021
Москва, 12 апреля. Актер и музыкант Никита Пресняков был выбран на роль в спектакле...
Внук Пугачевой сыграет учителя астрономии
12 Апреля 2021
Никита Пресняков поймал "Звезду" В Никите Преснякове проснулись театральные гены:...
Никита Пресняков сыграет главную роль в спектакле театра Сергея Безрукова
12 Апреля 2021
29-летний внук примадонны Никита Пресняков получил главную роль в спектакле по пьесе...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре