ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК

13 Марта 2020
Алина Коновалова, Елизавета Пухова, Анастасия Горбатенкова, Полина Трескунова, "Театрал", 13.03.2020

Фото: Елизавета Пухова

xl_20200313174142

4 марта в Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сердце матери», поставленного по мотивам пьесы Карела Чапека «Мать». Студентам факультета журналистики МГУ удалось побывать на премьере и обсудить постановку с актёрами, а также написать свои впечатления об увиденном в рамках проекта «Журфак Театрала».

«Мужская пьеса – женский спектакль»

Алина Коновалова

Премьера Губернского театра по пацифистской пьесе Чапека говорит, прежде всего, о ценности человеческой жизни. Это настоящий гимн материнской любви. Главная героиня «Сердца матери» теряет одного за другим почти всех сыновей. Едва покинув этот мир, они являются к ней и принимаются наперебой убеждать, что умерли «прекрасной смертью»: за равенство, свободу, царя, научный и технический прогресс. Они уверяют, что не стоит делать трагедию из их преждевременного ухода, из раза в раз повторяя одно: «Мама, ты ничего не понимаешь!». Однако Мать продолжает стоять на своём: они не должны были погибнуть, какими бы грандиозными ни были их устремления, не должны были ее оставлять.

Ближе к финалу герои все-таки признают, что в их смерти не было ничего «прекрасного»: было и больно, и страшно, и не так величественно, как казалось на первый взгляд. А ведь они могли бы не умирать, а «жить за свои великие идеи». Мать, которая «ничего не понимала», в итоге оказывается права.

Концовку пьесы режиссер «Сердца матери», Анна Горушкина, решительно поменяла. В пьесе Мать, как только начинается Мировая война, сама отправляет единственного сына на фронт. Она понимает, что в сложившейся ситуации просто не остаётся выбора. Рациональное побеждает над чувственным. Женщина признает долг перед Отечеством важнее собственной любви к сыну. «Оригинал – это мужская пьеса», – поясняет режиссер. В ее версии Мать не отпускает своего ребёнка на войну, а когда он все-таки сбегает, чуть не сходит с ума.

xl_20200313173833

Актеры о героях

Анастасия Горбатенкова

Когда читаешь пьесу Карела Чапека, кажется, что герои написаны в соответствии с «амплуа»: Корнель – адепт идеи, Тони – романтик и мечтатель, Мать – любящая и преданная своей семье женщина. Но актеры Губернского театра добавили им индивидуальности и многогранности. Андрей Щеткин, Кирилл Новышев и Елена Доронина поделились с «Театралом» своим представлением об образах, которые им предстояло сыграть.

«Быть сыном своего отца»
«Несмотря на соблазн сделать из Корнеля «отморозка», я попытался его очеловечить, – говорит Андрей Щеткин. – Играть идею, безусловно, тяжело – все время нужно подключать то, что тебя с персонажем объединяет». Корнель борется, прежде всего, за сложившийся в стране порядок, за своеобразный консерватизм, нарушение которого приводит к конфликту с братом-революционером. «Идти до конца он боится, но поскольку хочет быть сыном своего отца, то «душит» в себе любой страх». Андрей Щеткин играет Корнеля не извергом, а человеком, который мечется между желанием быть свободным и получить одобрение давно умершего отца.

«Доказать самому себе»
«Лично я не согласен с тем, что Тони уходит на войну, но оправдываю его желание доказать самому себе, что он способен на поступок», – говорит Кирилл Новышев. Тони с детства принимали за «маменькиного сынка», поэтому он должен был освободиться от давления стереотипа и показать своё «мужское начало». «Когда нам говорят, что мы слабые, мы, конечно, не соглашаемся и пытаемся доказать обратное», – поясняет актер.

xl_20200313173800

«Думать о близких»
«Сердце матери» – о способности матерей чувствовать своего ребёнка на расстоянии. Когда у главной героини умирают сыновья, она первой узнает, вернее, ощущает всем своим существом, что случилось несчастье. Она не в силах отпустить сына – единственного, кто остался в живых – на войну даже под угрозой надвигающейся мировой катастрофы. Однако Тони все-таки уходит, окончательно сломав мать. «Она чуть ли не сходит с ума», – говорит о своей героине Елена Доронина. – Мужчины, думайте о близких, когда идете на свои авантюры» – призывает актриса.

«Но вот прекрасная приходит незнакомка…»

Елизавета Пухова

Смерть в постановке «Сердце матери» – далеко не абстрактное понятие. Здесь она – «прекрасная незнакомка» – становится действующим лицом. Её присутствие постоянно ощущается как в потустороннем, так и в реальном мире. То она появляется на заднем плане, протирая пыль с автоматов, то насвистывает мелодии, в которых отражается общее настроение, то размышляет над шахматной задачей, которая только что была предметом споров братьев. «Эта семья заражена смертью», – говорит режиссёр Анна Горушкина.

xl_20200313173848

Интересно, что свой голос «прекрасной незнакомке» дарит Эдит Пиаф (её песни звучат на протяжении всего спектакля), а внешность ее «срисована» с актрисы Марлен Дитрих. Но если сначала она является в образе кинодивы, подчеркнуто женственной и притягательной, то в конце больше напоминает мужчину.

Эта концепция образа перекликается с мотивами баллады о кузнеце и смерти: девушка, обладавшая редкой красотой, превращается в жуткую старуху с затупившейся косой не потому, что являлась олицетворением зла, а из-за ужасных поступков самих людей. Это они сделали из «прекрасной незнакомки» чудовище. Смерть изначально стоит на уровень выше всех героев, живых и мертвых, следит за ними со стороны как соглядатай, давно изучивший человеческую натуру.

Смерть стоит над повседневной суетой, сопровождает людей на протяжении всей жизни и становится проводником из одного мира в другой. Умерших она заставляет снова переживать момент своей гибели, снова испытывать боль и страх, слышать зловещие напевы из прошлого. Именно она отпирает подвал и помогает Тони сбежать на фронт. Но финальное решение все же остаётся за ним: умереть ради идеи или найти внутри себя то, ради чего стоит жить.

«Мы пытаемся достучаться до мужчин»

Полина Трескунова

«Сердце матери» не ограничивается идеей ценности человеческой жизни. Спектакль ставит вопросы об оправдании средств «благой» целью, о борьбе человечества с «вирусами» ненависти, об отношениях родителей и детей. Наконец, о роли и судьбе журналиста во время «великих перемен» (о ней заставляет задуматься образ свободолюбивого молодого публициста, расстрелянного за свои идеи).

xl_20200313173904

Особый акцент сделан в спектакле на бессмысленной жестокости войны. Красноречиво напоминает о ней тень женщины, укачивающей в коляске блестящую боеголовку, и сеть сцепленных между собой автоматов, которая постоянно перед глазами.

Написанная в 1938 году, пьеса Чапека – по сути антифашистский манифест. Но проблема борьбы за идею и ее катастрофических последствий остаётся актуальной и сегодня. «Если возвести идею в абсолют, она переедет катком простых людей, – говорит актер Андрей Щеткин. – Двое из пяти братьев погибают, оказавшись по разные стороны баррикад. Противостояние «белых» и «черных» разрушает их жизнь».

Каждая из проблем, заявленных в спектакле, неразрывно связана с трагедией матери, потерявшей своего ребёнка. «Мы пытаемся достучаться до мужчин», – говорит Елена Доронина, исполнительница главной роли. – Чтобы решаясь на авантюру, они не были слишком уверены, что с их близкими точно все будет в порядке».

«Сердце матери» – щемящая и трогательная история о любви и потере, которая отзывается в сердце каждого зрителя.

xl_20200313174048

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа, один антракт
Подробнее
6+
Аленький цветочек
По мотивам сказки С. Аксакова
1 ч 10 мин, без антракта
Подробнее
12+
На всякого мудреца довольно простоты
Комедия
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
12+
Прекрасное Далёко
Фантазия в двух частях
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
«Фабричный» праздник театра
21 Июня 2022
Сергей Безруков подвел итоги масштабного фестиваля, завершившегося в Москве ...
Сергей Безруков сыграл дядю Ваню на сцене челябинского театра
09 Июня 2022
В понедельник, 6 июня, в Челябинском театре оперы и балета состоялся спектакль «Дядя...
Сергей Безруков представил свой спектакль
09 Июня 2022
Чехов зазвучал по-новому. На челябинской сцене Сергей Безруков представил свой спектакль...
«ДЯДЯ ВАНЯ» МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА – В ЕКАТЕРИНБУРГЕ
08 Июня 2022
В постановка исполнитель главной роли Сергей Безруков раскрывается ещё и как режиссёр и...
Сергей Безруков сыграл Дядю Ваню в Челябинске
07 Июня 2022
На сцене челябинского театра оперы и балета 6 июня прошел спектакль «Дядя Ваня»...
Харбин, Стамбул и Париж на сцене Губернского
02 Июня 2022
Русскую поэзию показали с «Чужих берегов» В эти дни в Московском губернском театре...
Сергей Безруков: нет ничего востребованнее в театре, чем жизнь человеческого духа
01 Июня 2022
В начале июня стартует Летний фестиваль губернских театров "Фабрика Станиславского",...
«Гори, сияй, моя звезда!»: Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля «Чужие берега»
31 Мая 2022
Московский Губернский театр продолжает радовать публику многогранными спектаклями в...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
31 Мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
В Губернском театре представили поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
30 Мая 2022
Отбывающие пассажиры и провожающие, которые так и не решились покинуть родину после...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
30 Мая 2022
Московский Губернский театр представил очередную премьеру - художественный руководитель...
«ЧУЖИЕ БЕРЕГА» — ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ МОСКОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА (12+)
29 Мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского театра,...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Московском Губернском театре
29 Мая 2022
Новая постановка обращает зрителя к истории ХХ века и богатейшему наследию русской...
"Чужие берега, полные слез": в Московском Губернском театре прошла премьера поэтического спектакля
29 Мая 2022
Московский Губернский театр представил премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"....
Московский губернский театр поставил поэтический спектакль "Чужие берега"
29 Мая 2022
В 1933-ем году произошло событие исключительное, Нобелевскую премию по литературе...
Премьера поэтического спектакля «Чужие берега»
28 Мая 2022
Спектакль «Чужие берега» продолжает поэтический цикл Московского Губернского...
Премьера спектакля «Чужие берега» состоялась в Губернском театре
28 Мая 2022
В Московском Губернском театре состоялась премьера поэтического спектакля «Чужие берега»,...
Губернский театр представит премьеру поэтического спектакля "Чужие берега"
28 Мая 2022
МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. В Московском Губернском театре в субботу состоится премьера...
Безруков рассказал подробности режиссерской постановки спектакля «Чужие берега»
27 Мая 2022
РИАМО - 27 мая. Второго июня open-air версия спектакля «Чужие берега. Противостояние»...
В Губернском театре состоялась премьера спектакля «Чужие берега»
27 Мая 2022
РИАМО - 27 мая. Премьера поэтического спектакля «Чужие берега» прошла в Московском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре