ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

ПАЦИФИСТСКИЙ ЧАПЕК

13 марта 2020
Алина Коновалова, Елизавета Пухова, Анастасия Горбатенкова, Полина Трескунова, "Театрал", 13.03.2020

Фото: Елизавета Пухова

xl_20200313174142

4 марта в Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сердце матери», поставленного по мотивам пьесы Карела Чапека «Мать». Студентам факультета журналистики МГУ удалось побывать на премьере и обсудить постановку с актёрами, а также написать свои впечатления об увиденном в рамках проекта «Журфак Театрала».

«Мужская пьеса – женский спектакль»

Алина Коновалова

Премьера Губернского театра по пацифистской пьесе Чапека говорит, прежде всего, о ценности человеческой жизни. Это настоящий гимн материнской любви. Главная героиня «Сердца матери» теряет одного за другим почти всех сыновей. Едва покинув этот мир, они являются к ней и принимаются наперебой убеждать, что умерли «прекрасной смертью»: за равенство, свободу, царя, научный и технический прогресс. Они уверяют, что не стоит делать трагедию из их преждевременного ухода, из раза в раз повторяя одно: «Мама, ты ничего не понимаешь!». Однако Мать продолжает стоять на своём: они не должны были погибнуть, какими бы грандиозными ни были их устремления, не должны были ее оставлять.

Ближе к финалу герои все-таки признают, что в их смерти не было ничего «прекрасного»: было и больно, и страшно, и не так величественно, как казалось на первый взгляд. А ведь они могли бы не умирать, а «жить за свои великие идеи». Мать, которая «ничего не понимала», в итоге оказывается права.

Концовку пьесы режиссер «Сердца матери», Анна Горушкина, решительно поменяла. В пьесе Мать, как только начинается Мировая война, сама отправляет единственного сына на фронт. Она понимает, что в сложившейся ситуации просто не остаётся выбора. Рациональное побеждает над чувственным. Женщина признает долг перед Отечеством важнее собственной любви к сыну. «Оригинал – это мужская пьеса», – поясняет режиссер. В ее версии Мать не отпускает своего ребёнка на войну, а когда он все-таки сбегает, чуть не сходит с ума.

xl_20200313173833

Актеры о героях

Анастасия Горбатенкова

Когда читаешь пьесу Карела Чапека, кажется, что герои написаны в соответствии с «амплуа»: Корнель – адепт идеи, Тони – романтик и мечтатель, Мать – любящая и преданная своей семье женщина. Но актеры Губернского театра добавили им индивидуальности и многогранности. Андрей Щеткин, Кирилл Новышев и Елена Доронина поделились с «Театралом» своим представлением об образах, которые им предстояло сыграть.

«Быть сыном своего отца»
«Несмотря на соблазн сделать из Корнеля «отморозка», я попытался его очеловечить, – говорит Андрей Щеткин. – Играть идею, безусловно, тяжело – все время нужно подключать то, что тебя с персонажем объединяет». Корнель борется, прежде всего, за сложившийся в стране порядок, за своеобразный консерватизм, нарушение которого приводит к конфликту с братом-революционером. «Идти до конца он боится, но поскольку хочет быть сыном своего отца, то «душит» в себе любой страх». Андрей Щеткин играет Корнеля не извергом, а человеком, который мечется между желанием быть свободным и получить одобрение давно умершего отца.

«Доказать самому себе»
«Лично я не согласен с тем, что Тони уходит на войну, но оправдываю его желание доказать самому себе, что он способен на поступок», – говорит Кирилл Новышев. Тони с детства принимали за «маменькиного сынка», поэтому он должен был освободиться от давления стереотипа и показать своё «мужское начало». «Когда нам говорят, что мы слабые, мы, конечно, не соглашаемся и пытаемся доказать обратное», – поясняет актер.

xl_20200313173800

«Думать о близких»
«Сердце матери» – о способности матерей чувствовать своего ребёнка на расстоянии. Когда у главной героини умирают сыновья, она первой узнает, вернее, ощущает всем своим существом, что случилось несчастье. Она не в силах отпустить сына – единственного, кто остался в живых – на войну даже под угрозой надвигающейся мировой катастрофы. Однако Тони все-таки уходит, окончательно сломав мать. «Она чуть ли не сходит с ума», – говорит о своей героине Елена Доронина. – Мужчины, думайте о близких, когда идете на свои авантюры» – призывает актриса.

«Но вот прекрасная приходит незнакомка…»

Елизавета Пухова

Смерть в постановке «Сердце матери» – далеко не абстрактное понятие. Здесь она – «прекрасная незнакомка» – становится действующим лицом. Её присутствие постоянно ощущается как в потустороннем, так и в реальном мире. То она появляется на заднем плане, протирая пыль с автоматов, то насвистывает мелодии, в которых отражается общее настроение, то размышляет над шахматной задачей, которая только что была предметом споров братьев. «Эта семья заражена смертью», – говорит режиссёр Анна Горушкина.

xl_20200313173848

Интересно, что свой голос «прекрасной незнакомке» дарит Эдит Пиаф (её песни звучат на протяжении всего спектакля), а внешность ее «срисована» с актрисы Марлен Дитрих. Но если сначала она является в образе кинодивы, подчеркнуто женственной и притягательной, то в конце больше напоминает мужчину.

Эта концепция образа перекликается с мотивами баллады о кузнеце и смерти: девушка, обладавшая редкой красотой, превращается в жуткую старуху с затупившейся косой не потому, что являлась олицетворением зла, а из-за ужасных поступков самих людей. Это они сделали из «прекрасной незнакомки» чудовище. Смерть изначально стоит на уровень выше всех героев, живых и мертвых, следит за ними со стороны как соглядатай, давно изучивший человеческую натуру.

Смерть стоит над повседневной суетой, сопровождает людей на протяжении всей жизни и становится проводником из одного мира в другой. Умерших она заставляет снова переживать момент своей гибели, снова испытывать боль и страх, слышать зловещие напевы из прошлого. Именно она отпирает подвал и помогает Тони сбежать на фронт. Но финальное решение все же остаётся за ним: умереть ради идеи или найти внутри себя то, ради чего стоит жить.

«Мы пытаемся достучаться до мужчин»

Полина Трескунова

«Сердце матери» не ограничивается идеей ценности человеческой жизни. Спектакль ставит вопросы об оправдании средств «благой» целью, о борьбе человечества с «вирусами» ненависти, об отношениях родителей и детей. Наконец, о роли и судьбе журналиста во время «великих перемен» (о ней заставляет задуматься образ свободолюбивого молодого публициста, расстрелянного за свои идеи).

xl_20200313173904

Особый акцент сделан в спектакле на бессмысленной жестокости войны. Красноречиво напоминает о ней тень женщины, укачивающей в коляске блестящую боеголовку, и сеть сцепленных между собой автоматов, которая постоянно перед глазами.

Написанная в 1938 году, пьеса Чапека – по сути антифашистский манифест. Но проблема борьбы за идею и ее катастрофических последствий остаётся актуальной и сегодня. «Если возвести идею в абсолют, она переедет катком простых людей, – говорит актер Андрей Щеткин. – Двое из пяти братьев погибают, оказавшись по разные стороны баррикад. Противостояние «белых» и «черных» разрушает их жизнь».

Каждая из проблем, заявленных в спектакле, неразрывно связана с трагедией матери, потерявшей своего ребёнка. «Мы пытаемся достучаться до мужчин», – говорит Елена Доронина, исполнительница главной роли. – Чтобы решаясь на авантюру, они не были слишком уверены, что с их близкими точно все будет в порядке».

«Сердце матери» – щемящая и трогательная история о любви и потере, которая отзывается в сердце каждого зрителя.

xl_20200313174048

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Алиса в Стране чудес
По мотивам сказки Льюиса Кэрролла
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Мистическая комедия для детей и взрослых
1 ч 20 мин, без антракта
Подробнее
6+
Знакомьтесь: Московский Губернский театр
Экскурсия
1 час без антракта
Подробнее
0+
Звёздочка для ёжика

45 минут
Подробнее
14+
Иваново детство
Драма в одном действии
1 ч 40 мин без антракта
Подробнее
Последние статьи
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство
22 сентября 2022
24 сентября в 16.30 Московский Губернский театр мы приглашаем юных зрителей и их...
-Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию-знакомство-
21 сентября 2022
В эту субботу Московский Губернский театр приглашает юных зрителей и их родителей на...
Московский Губернский театр приглашает зрителей на экскурсию‑знакомство
21 сентября 2022
РИАМО - 21 сен. Московский Губернский театр приглашает юных посетителей и их родителей на...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
На этой неделе Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету, сезон. Старт...
В Московском Губернском театре стартует 10-й сезон
13 сентября 2022
15 сентября Московский Губернский театр открывает новый, 10-й по счету сезон. Старт...
Антон Хабаров: Чтобы строить актёрскую карьеру, я полностью отказался от семьи
24 августа 2022
На пробах режиссер сказал мне: "Все хорошо. Но твой герой умирает от чахотки через два...
В Московском Губернском театре рассказали о планах на 10-й сезон
15 августа 2022
В Московском Губернском театре состоялся традиционный сбор труппы, предваряющий новый,...
«УДАЧА МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬСЯ СПИНОЙ»: СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ — О РАБОТЕ В ТЕАТРЕ И КИНО
14 августа 2022
Актер разоткровенничался на открытии юбилейного сезона в Московском Губернском театре. ...
Сергей Безруков: «Работы будет очень много!»
14 августа 2022
Начало сезона, которое в других театрах обычно проходит официально и по-деловому, Сергей...
Московский губернский театр покажет в новом сезоне четыре премьеры
12 августа 2022
В Московском губернском театре на традиционном сборе труппе подвели итоги минувшего...
Московский губернский театр открыл новый сезон
12 августа 2022
Премьера запланирована на 20 октября Московский губернский театр открыл свой...
Сергей Безруков рассказал о новом сезоне в Губернском театре
12 августа 2022
Московский Губернский театр вступает в свой десятый сезон и готовит для зрителей четыре...
В Московском губернском театре в преддверии нового сезона прошёл сбор труппы
12 августа 2022
В Московском губернском театре в преддверии старта нового X сезона прошёл традиционный...
На сборе труппы в Губернском театре Фирс искал барина
12 августа 2022
Один за одним открыли сезоны два театра, которые отметили свои небольшие юбилеи: Центр...
Московский Губернский и театр «У Никитских ворот» открыли юбилейные сезоны
12 августа 2022
Сборы трупп провели юбиляры предстоящего театрального сезона. Московский Губернский театр...
Московский Губернский театр анонсировал премьеры сезона 2022-2023
12 августа 2022
11 августа 2022 года Московский Губернский театр открыл юбилейный 10-ый театральный...
11 августа, 19:02 Губернский театр готовит новые постановки "Собака на сене" и "Женитьба. Почти по Гоголю"
11 августа 2022
В юбилейный сезон театр запланировал гастрольный тур и покажет свои спектакли в более чем...
Московский Губернский театр поедет на гастроли в 12 регионов
11 августа 2022
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов в новом сезоне МОСКВА, 11...
Московский Губернский театр поедет с гастролями в 12 регионов, в том числе в Рязань
11 августа 2022
РИА Новости. Московский Губернский театр в юбилейном десятом сезоне поедет в гастрольный...
Студенты Сергея Безрукова из Донбасса выйдут на сцену Губернского театра
11 августа 2022
Недавно Сергей Безруков рассказал, что будет преподавать актерское мастерство для...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре