Подмосковный театр, где слепые могут "посмотреть" спектакль: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Подмосковный театр, где слепые могут "посмотреть" спектакль

23 мая 2014
Ольга Швенк, Риа Подмосковье, 23.05.2014

Московский Губернский театр 21 мая представил второй спектакль с тифлокомментарием – специальным пояснением для незрячих и слабовидящих. Это уникальный проект театра Сергея Безрукова, первый среди театров Московской области и России. Впервые возможность "увидеть" спектакль глазами тифлокомментотара у зрителей Губернского театра появилась еще в прошлом году. Корреспонденты портала "В Подмосковье" пообщались с тифлокомментаторами Губернского театра и узнали, где обучают такой профессии, почему это нравится домохозяйкам, и как меняет жизнь инвалидов.

Как готовится "тифлок"

Уникальные методики, которые позволяют незрячим воспринимать кино, спектакль или спортивное соревнование – явление для нашей страны новое. Губернский театр пока единственный в России, который готовит спектакли в таком формате. Первым стал "Пушкин", второй – одна из самых популярных постановок театра "Нашла коса на камень".

Тифлокомментарий, или "тифлок", дает возможность полнее воспринимать постановки людям с ограниченными возможностями зрения. Комментаторы и актеры друг другу не мешают, так как "тифлок" зрители слышат через наушник между паузами в сценах спектакля. Для этого не нужны специальные компьютерные технологии – достаточно лишь кабины, как у спортивного комментатора, и специальной гарнитуры для зрителя, похожей на рацию.

Первый спектакль с тифлокомментарием - "Пушкин" - в Губернском театре выпустили в сентябре 2013 года. На подготовку комментария ушло около месяца, рассказывает профессиональный тифлокомментатор Ольга Воскресенская. Комментарий для "Косы.." готовили около полутора месяцев. Для этого действия спектакля разбивают на части и распределяют между тифлокомментаторами, потом приводят текст к единому стилю, объясняет специалист.

По ее словам, на создание 5-7 минут текста у тифлокомментораторов уходит несколько часов. "Трудность состоит в том, что хочется описать все, что происходит на сцене, вот и мучаешься ради одного слова", - отмечает Воскресенская. Для тифлокомментатора не важны "красивости" языка – важно чтобы инвалиду было понятно, добавляет она.

Где учат комментировать спектакли

Тифлокомментаторы в России – на вес золота. Пока их около 20, причем профессионально занимаются подготовкой пояснительного комментария не больше 15 человек, рассказывает Ольга.

Для того чтобы овладеть профессией, нужно пройти специальное обучение. Год назад в институте Всероссийского общества слепых "Реакомп" этой профессии обучились Ирина Безрукова, актриса Губернского театра Анна Цанг, а также Марина Бауэр и Ольга Воскресенская, - которые сегодня являются тифлокомментаторами театра.

По словам тифлокомментотара Натальи, которая преподает в институте, для того, чтобы обучиться тифлокомментированию, нужно знать особенности восприятия незрячих людей, некоторые основные болезни по зрению, а также обладать грамотной речью, хорошей дикцией и актерским мастерством.

"Нужно увидеть то, на что зрячие не обращают внимания", - объясняет Наталья. Например, в "тифлоке" нельзя сказать, что загорелся абажур, так как слепой может подумать, что начался пожар – нужно перефразировать и сказать, что включился светильник, уточняет собеседница.

Трудности перевода

Тифлокомментарий хотя и готовится заранее, но во время спектакля может звучать по-разному, так как идет не в записи, а читается вживую. "Это как работа снайпера – нужно успеть стрельнуть в паузу. Актер может сделать паузу, где ее раньше не было или, наоборот, сымпровизировать. У нас все строже – никаких отступлений от текста", - объясняет Ольга.

Если актер может расслабиться в перерыве между сценами, то комментатор напряжен до самого антракта, отмечает она. В ситуации заминки или неожиданной паузы – нужно тоже не теряться, а спокойно объяснить происходящее на сцене зрителю, добавляет тифлокомментатор.

Перед премьерой спектакля с тифлокомментарием сами комментаторы его "обкатывают" три раза. Они слушают с закрытыми глазами, чтобы понять, насколько доступно объяснили происходящее на сцене.

Что думают инвалиды по зрению

Всего в театре 30 гарнитур. Взять их могут все желающие. Гарнитура в обращении очень проста – достаточно лишь ее включить, надеть наушник, и выставить громкость. Так как у слабовидящих хорошо развиты тактильные ощущения, сделать это инвалидам не представляет труда. Сам текст совершенно не мешает восприятию спектакля. В основном в комментарии – костюмы, действия, смены декораций и пр.

Председатель общества инвалидов по зрению Юго-Восточного округа Москвы Наталья Еремина впервые смотрела спектакль с комментарием. О таком приспособлении она раньше даже не знала. "Людям с ослабленным зрением очень удобно смотреть спектакль с наушником. Это помогает глубже понять суть спектакля", - поделилась Наталья. По ее словам, у них в обществе есть телевизор, где они смотрят фильмы, но эффект от восприятия совсем другой.

Среди зрителей инвалидов немного. По словам тифлокомментатора Ольги Воскресенской, районные и городские общества слепых почти не знают о таком формате в театре, поэтому социальные центры должны информировать жителей в своих районах. "Мы готовы помогать инвалидам, но чтобы о такой возможности узнали, эту услугу нужно популяризировать", - добавляет Воскресенская.

"Тифлок" для домохозяек

В этом году институт "Реакомп" направил письмо на имя руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова с предложением распространить опыт театра на другие театры столицы, независимо от подчинения. Пока эта услуга в других театрах не предоставляется.

"Голливуд решил оттифлокомментировать весь свой "Золотой Фонд", так как это полезно не только для людей с ограниченными возможностями слуха, но и для обычных домохозяек", - рассказывает Ольга.

По ее словам, на западе фильмы с тифлокомментариями любят домохозяйки, которым некогда отрываться от уборки и готовки на видеоряд. У нас же это существует только в одном театре.

В этом году тифлокомментированием сопровождались некоторые соревнования и церемонии Параолимпийских игр, но на Олимпийские игры тифлокомментаторов не позвали, рассказывает Ольга. Между тем, по ее словам, комментировать можно и танцы на льду, и балет, и цирковые представления. Фильмы с тифлокомментарием ограниченным тиражом выходят на DVD. Изредка можно увидеть новинки кинематографа с "тифлоком" в Доме кино в рамках кинофестиваля "Кино без границ", добавляет Ольга.

По ее словам, в Германии каждый пятый кинотеатр оснащен оборудованием для тифлокомментария, а у нас даже в столичных кинотеатрах такой услуги до сих пор нет, добавляет специалист. По ее мнению, в кинотеатре тифлокомментирование окупилось бы за месяц, ведь там это идет в записи.
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Много шума из ничего
Комедия
2 часа 40 минут с антрактом
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа с антрактом
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Приключения
2 часа, антракт
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 час 30 минут
Подробнее
Последние статьи
Театральная среда Вадима Верника Крупным планом. Гости: Олег Савостюк и Александра Лукьянова – актеры Губернского театра
08 января 2025
Слушайте материал по ссылке...
КАРИНА АНДОЛЕНКО: «МНЕ НУЖНО ХОТЬ НЕМНОГО ВЕРИТЬ, ЧТО Я МЕНЯЮ ЭТОТ МИР»
28 декабря 2024
В фильмографии Карины Андоленко более 60 работ в самых разных жанрах, в театре –...
Драма в стиле импрессионизм: чеховская «Дама с собачкой» выходит в Московском Губернском театре
27 декабря 2024
13 февраля в Московском Губернском театре состоится премьера спектакля А. П. Чехова «Дама...
В ГУБЕРНСКОМ ГОТОВЯТ ПРЕМЬЕРУ «ДАМА С СОБАЧКОЙ»
26 декабря 2024
13-14 февраля на малой сцене Губернского театра состоятся премьерные показы спектакля...
В ТЕАТРЕ СТОЛИЦЫ СОСТОИТСЯ ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ ПО РАССКАЗУ АНТОНА ЧЕХОВА
25 декабря 2024
Постановка режиссера Аллы Решетниковой с новой стороны расскажет вечную историю о двух...
Встречайте Новый год в Губернском театре
23 декабря 2024
Магия музыки и искренность сердец, – что может быть лучше в ожидании новогоднего...
Шведские спички
17 декабря 2024
Да, это вам не наш Родион Раскольников… Но и другой, Игрек, надо сказать, тоже не подарок, у него свои скелеты в шкафу. То есть нам предлагают выбрать лучшее из худшего. Ведь по правилам игры, предложенной Стриндбергом, возможны только два финала: победа сильнейшего либо гибель одного из неприглядных героев. Соединяя эти пьесы, режиссер как бы сталкивает две психологии - мужскую и женскую. Одна дуэль женская, другая мужская. И никто здесь не виноват, и каждый виноват. Это, по сути, вызов дуальности как принципу нашей реальности. Звучит непривычно, выглядит абсурдно. И не каждый зритель будет готов к такой интерпретации.
В Губернском театре показали «Кто сильнее»
17 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась четвёртая премьера сезона – спектакль «Кто...
КТО СИЛЬНЕЕ. Психологический детектив
16 декабря 2024
А.Стриндберг Кто сильнее Психологический детектив 12+ Режиссер –...
В театре Сергея Безрукова показали психологический детектив
16 декабря 2024
Первые зрители увидели спектакль «Кто сильнее» В Московском Губернском театре...
​ПРЕМЬЕРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
16 декабря 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера психологического детектива «Кто...
Играем Стриндберга: в Московском Губернском театре прошла премьера «Кто сильнее»
13 декабря 2024
Сверкающее роскошное фойе большого зала Губернского театра разделено бордовым тяжелым...
В ГУБЕРНСКОМ ВЫЯСНЯТ «КТО СИЛЬНЕЕ?»
03 декабря 2024
13 декабря в фойе большого зала Губернского театра состоится премьера психологического...
«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
19 ноября 2024
К артистам нужно относиться бережно В Московском Губернском театре очередная громкая...
«Евгений и Татьяна — штучные люди»: в Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Мой Онегин»
19 ноября 2024
Новый неожиданный взгляд на знаменитый роман Пушкина в стихах предложила режиссер Елена...
«Без вины виноватые»: Коллективное (со)переживание
18 ноября 2024
В Губернском театре – премьера по Островскому. «Без вины виноватых» постановщица Вероника...
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент
16 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» (12+). «Чудесно. На...
ОСТРОВСКИЙ КАК СИМВОЛ, ВИНА КАК ТРАВМА
15 ноября 2024
История пьесы «Без вины виноватые» на столичной сцене достаточно богата. Припоминаются и...
«Мой Онегин» в Московском Губернском театре: взгляд Елены Черной
14 ноября 2024
Фонд Сергея Безрукова представил премьеру спектакля «Мой Онегин» Постановка "Мой Онегин"...
В СТОЛИЧНОМ ТЕАТРЕ ПРЕДСТАВИЛИ ПРЕМЬЕРУ ПО РОМАНУ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА
14 ноября 2024
Спектакль «Мой Онегин» – театральный эксперимент, соединивший в одной постановке драму и...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре