УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ЖУРФАК ТЕАТРАЛА» – О СПЕКТАКЛЕ В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ
В Московском Губернском театре под руководством Сергея Безрукова в очередной раз прогремел спектакль «Поэтическое кафе "Луч"»: со стиляжными костюмами, небольшим оркестром, громкими микрофонами и поэзией периода «оттепели».
Большую часть первого акта действие происходит на сцене – в поэтическом кафе «Луч». Это место, где собирается богема страны: журналисты, публицисты. И куда же там без подружек, любящих дружно повеселиться, и парней, желающих весело провести ночь с любой из них.
В спор с «Лучом» вступает ларек под символичным названием «Поплавок». Его обыватели – люди с простым взглядом на жизнь, которые болтаются как поплавки, не зная, будет удачный улов в их жизни или нет. И недаром они говорят скомканными фразами, лозунгами, но никак не высоким стихотворным слогом, которым отличаются посетители предыдущего места культурного досуга.
Для самих актеров поэзия «оттепели» играет особую роль. С одной стороны, стихотворения шестидесятников адаптированы под характер героев спектакля, но с другой – их нерушимый, вечный смысл остается звучать. По словам артистов, важной составляющей было прожить каждую строчку, найти отклик в своей личной жизни: «Здесь все равно идет специфическое прочтение стихов. Оно напрямую зависит от обстоятельств, в которые наши герои погружены. В стихах уже заложены автором мелодика и определенный смысл. Но стихотворение, которое погрузили в обстоятельство, становится крупнее и отчасти понятнее. В театре все идет через призму».
И вышло так, что слова, которые произносят герои, удивительно близки их исполнителям. Героиня Анны Цанг читает стихи Беллы Ахмадулиной, манера и почерк которой близки самой актрисе. Евгений Сыркин с восхищением отзывается о стихах Леонида Аронзона, отмечая, что крайне важно знать и биографию поэта, чтобы понять и прочувствовать его слова. Юлия Романович, сыгравшая заведующую залом, о поэзии «оттепели» рассуждает как о совершенно исключительном и неземном отражении той эпохи. Эти стихотворения особенные, их невозможно сравнивать с Серебряным веком или современностью.
Сценическое оформление спектакля «Поэтическое кафе «Луч» выполнено художником Андреем Климовым. Общее пространство поделено на две части. Сначала действие спектакля разворачивается в маленьком уютном кафе на берегу моря. На первый взгляд, все выглядит довольно просто: три аккуратно обособленных столика, небольшая сцена для живых выступлений и барная. Перспектива является важным выразительным средством, оказывающим воздействие на зрителя. На сужении сценического пространства делается особый акцент. Оно ограничено двумя полупрозрачными ширмами, которые являются продолжением кулис. Они словно ещё раз показывают обособленность от конкретных событий маленького, но такого многогранного, богатого на эмоциональные оттенки жизней мира кафе.
Эту задумку также можно понять с помощью углубления пространства. На заднем плане мягкое оранжевое солнце повисло над водой. Форма круга как символ цикличности, которую переживают герои спектакля. Самое интересное, что не до конца понятно, рассвет это или закат. Так и в жизни героев – любое значимое действие идёт по невидимой тропе, последствия непредсказуемы, будущее вдохновляет, но в нем неизвестность. За счет теней деревьев создается эффект объема, который помогает зрителю полностью погрузиться в атмосферу спектакля.
Цвет также является одним из главных инструментов эмоционального воздействия. В спектакле преобладают глубокий темно-синий, близкий к ультрамарину, оранжевый с красноватым оттенком и черный. Такая насыщенная цветовая гамма создает атмосферу таинственного, но приятного сна, в котором вспыхивают эмоциональные отрывки из прошлого и гармонично переплетаются между собой в настоящем.
Костюмы героев также отсылают зрителя к тому периоду времени, когда одежда становится одним из способов самовыражения. Брюки-дудочки, твидовые пиджаки, кожанки, начесанные коки а-ля Элвис Пресли. Иногда их называют просто «стилягами». У девушек яркие акценты в макияже, платья с пышными юбками в стиле «нью лук», контрастная бижутерия. И все это обязательно в сочетании с танцами под зажигательный рок-н-ролл.
Некоторые действия спектакля разворачиваются в менее искушенном месте – пивной «Поплавок», которое находится под основной сценой. Пространство здесь больше напоминает камерное – маленький уголок, желтовато подсвеченный и увешанный советскими плакатами. В этом месте преобладает оранжевый, сохраняя общую цветовую палитру спектакля и передавая ощущение надежды и родной простоты. Световое переключение между двумя основными пространствами задает своеобразный ритм, в котором существовала тогда послевоенная страна.
Главные герои здесь – простые люди, жители барака, которые далеки от новомодных западных течений и советской роскоши. Выглядят соответствующе: старая потрепанная тельняшка, кепка, поношенное пальто – все это поначалу создает диссонанс с героями «высшего» общества. Спустя какое-то время узнаешь их характер лучше, понимаешь, что внешний вид не имеет вообще никакого значения.
Имеет значение лишь то, что два общества в финале постановки встречаются, принимают друг друга. Почти каждый герой обретает свой кусочек счастья: кто-то находит любовь всей жизни, кто-то ждет ребенка, кто-то радуется возвращению близкого человека. Хэппи-энд или “Миру - мир!”, как торжественно сказал забавный герой Сергея Медведева.
Рамки двух миров сужены, ограничены своими «стенами», но все, что остается зрителю, – это смотреть вглубь, на томное оранжевое солнце, которые одинаково освещает будущее всех героев спектакля.
ЕВГЕНИЯ БОГОМОЛОВА, ЮЛИЯ ГЛАДКИХ, ЕЛИЗАВЕТА ЖЕЛУДЕВА