Пошла плясать губерния
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Пошла плясать губерния

07 декабря 2015
Виктория Попова, «Советская Белоруссия», 5.12.2015.

Чем больше думаю о Сергее Безрукове, тем больше понимаю, что этот человек гениален. Я молчала, когда в его новом спектакле по Гоголю «Сон разума» на сцену выехал противный вепрь-нос; вжалась в кресло, когда титулярный советник Поприщин в исполнении Безрукова примерил на себя садомазо-ошейник и взлетел под люстру. Но когда кукла Софи открыла крышку цилиндра на голове Поприщина и стала выедать его мозг – я заорала: «Верю!» Всему есть предел. Невозможно не поверить Безрукову-режиссеру, который поставил по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя такой сложносочиненный спектакль, где каждую секунду происходит что-то страшное и омерзительное: противно чавкают какие-то уродцы из преисподней, гигантский паук оставляет за собой сопливую паутину, собачонка Мэджи имеет вид заправского гея из ночного клуба и разговаривает манерным женским голосом, от которого становится не по себе не токмо Поприщину, но и всем обитателям зала в Московском Губернском театре, где в эти дни «Сон разума» и играют.



Меня занесло на эти галеры не случайно: 19 февраля спектакль привезут в Минск, во Дворец Республики, и я много отдала бы, чтобы посмотреть, какими красками этот театральный вертеп у нас заиграет. Дело в том, что в последний раз шоу такого уровня, какой выдает Безруков во «Сне разума», я видела на концерте группы «Рамштайн» в «Минск-Арене». Там тоже все взрывалось, горело, дымило и пенилось – и дух захватывало от трюков и превращений. Наверняка Московский Губернский театр привезет несколько тонн «начинки» спектакля в фурах с оборудованием, иначе никак. Не знаю у нас такой театральной сцены, где бы все так умело монтировалось, функционировало и клокотало, как это происходит в спектакле – точно, четко, изобретательно, сжигая все на своем пути.

В интерпретации Безрукова титулярный советник Поприщин долго не раскачивается, он сходит с ума быстро и на отличненько: увлекаемый в свой сон волшебной золотой рыбкой, которая вильнет хвостом в начале и в конце спектакля, но каждый раз этот эффектный трюк в кромешной темноте зала вызовет у публики вздох восхищения.

Придумок у режиссера Безрукова невероятное количество. На манер Копперфильда титулярный советник исчезает в одном углу сцены, чтобы в следующую секунду, презрев законы времени и пространства, появиться в другом. И глаза! Братцы мои, какие у Поприщина безумные глаза. Нет ни тени сомнения, что Безруков-актер – это событие. Его поклонники, к числу которых я себя никогда не относила, воспринимают знаменитость однозначно. Мне потребовался всего лишь один спектакль «Сон разума», чтобы навсегда поверить и раствориться в его таланте. После спектакля Сергей Витальевич был мокрым от усталости, но готовым к разговору с читателями «СБ».

– Ваш титулярный советник Поприщин – фигура, безусловно, трагическая. Один из немногих гоголевских персонажей, которого сегодня искренне жаль. Вы почувствовали в нем созвучность нашему времени?

– Главное в этом спектакле – ощущение бедности, мой герой так и говорит: «Достатка нет, вот беда». И в департамент он на службу не пошел бы, если бы не надежда встретиться с казначеем, чтобы выпросить у него хоть сколько из жалованья вперед. Конечно, сегодня, когда мы все так резко обеднели, эта поприщинская бедность находит в наших сердцах понимание.

– У спектакля есть зрительский ценз 16+. Вы нарочно захотели поговорить на этот раз только со взрослыми?

– В этом спектакле присутствуют сцены отнюдь не детские. Уверен, что вы полночи не уснете после его просмотра. Гоголь – мистик, есть зрелищные сцены, когда лукавый борется за душу человеческую, и они действительно предназначены только для взрослых.

– Ничего меня особо не испугало – прекрасный безумный мир на сцене, но сцена, где Софи ест спагетти точно из вашей головы, – это да, это сильно, в каком-то из «Молчаний ягнят» Хопкинс так же смачно пожирает мозг своей жертвы.

– С этой сценой связана удивительная история. Довольно долго я не знал, как ее решить. И вдруг из ниоткуда пришла мистическая подсказка: а что, если она откроет цилиндр на голове Поприщина и станет есть оттуда спагетти? А позже я выяснил любопытный факт: Гоголь, после путешествий по Европе действительно пристрастился к макаронам и очень их любил. Так я понял в какой-то момент, что спектакль уже не сам придумываю, а за меня его придумывают.



– И сколько у вас времени ушло на такую изощренную постановку?

– Один месяц.

– Неожиданно. Мне казалось, такой сочный, яркий и густой спектакль вынашивают годами.

– Я привлек к постановке лучшие силы России – сценография, костюмы, оборудование, звук, весь спектакль оснащают высококлассные специалисты.

– Означает ли это, что время антрепризок на двух табуретках уходит. Сегодня, чтобы приехать из Москвы в Минск с гастролями, театр должен постараться?

– Если вы назовете мои спектакли, которые я в Минск привозил – «Пушкин», «Хулиган. Исповедь», «Сирано де Бержерак» – антрепризами, я обижусь. Размах, с которым я к вам приезжал, всегда был огромным. Да, «Сон разума» – намного сложнее постановка, но для меня всегда было важным относиться к зрителю с уважением. Сейчас в Европе в моде театр условный, понятный только узким специалистам, искусствоведам, которые симпатизируют новым европейским ценностям. А зритель в таких спектаклях ничего не понимает, более того, после антракта уходит. На мой взгляд, нельзя так пренебрежительно относиться к публике – с ней стоит говорить на понятном языке. Да, «Сон разума» – зрелищная постановка, у нас не заскучаешь, и в то же время это разговор по душам, который дает пищу для размышлений.

– Вот думаю, чем «маленький человек» Гоголя похож на сегодняшнего клерка?

– У обоих отсутствует чувство собственного достоинства. И тогда и теперь личности не приветствуются, нужна серая масса подпевал. А ведь достоинство – мерило всего, это как раз то чувство, которое не позволит вам вести себя скверно в той или иной ситуации.

– И как же вы в таких условиях формулируете для себя любовь к Родине?

– А очень просто. Для меня любовь к Родине – это то, что ты сам можешь сделать для нее полезного, сам лично. Не надо никого агитировать, не надо ничего обсуждать, тем более лезть в политику. Вот у меня, к примеру, есть театр, который находит отклик в сердцах зрителей. Они уходят с наших спектаклей в слезах или с улыбкой, они хотят сделать что-то полезное, хорошее. Дети после наших постановок начинают читать книги. Я могу читать поэтов, спасибо маме с папой – есть у меня такой дар. И мне верят. Если я читаю Есенина – люди начинают читать Есенина, если Пушкина – Пушкина. Нужно, чтобы каждый из нас задался вопросом: «Что конкретно я могу сделать полезного для страны?» И делать по мере сил. Вырастить ребенка – это тоже полезный вклад, если заниматься его воспитанием.



– Вот вы говорите: «У меня есть театр». Не всем так повезло. Многие режиссеры жалуются, что социальный лифт не работает и старые худруки не пускают их в театры на ведущие роли.

– Послушайте, я 20 лет пахал. Прошел огромный путь, прежде чем занять эту должность. Меня ведь назначили худруком не после окончания института. Долгое время служил в «Табакерке» у Табакова, у меня был свой антрепризный театр. Я наработал колоссальный опыт и сегодня чувствую в себе уверенность, что смогу его передать. Могу научить артистов ЖИТЬ на сцене – а это и есть тот самый русский театр, который всегда ценился, старая актерская школа от МХАТа до «Современника», которой все восхищались в советское время. И то, что я смогу передать эту школу следующим поколениям, – это тоже будет то полезное, что я смогу сделать для своей страны. Не хотелось бы, чтобы актерский театр умер, полностью уступив место условным перформансам.

– Давайте о приятном, 19 февраля вы приедете с гастролями в Минск. Какие ассоциации вызывает у вас наш город?

– Чувствую себя в безопасности. Могу полночи гулять по городу, никто не подойдет со спины и не попросит закурить со всеми из этого вытекающими неприятностями. В Москве, к сожалению, такой уверенности у меня нет. Я привозил в Беларусь все свои спектакли, кроме постановок Московского Губернского театра. Но мы эту оплошность исправим. Начнем со спектакля «Сон разума» и далее – по списку. Репертуар нашего театра, если кого интересует, и есть моя человеческая позиция по всем текущим вопросам.

Зрителям на заметку

Если вы все-таки решитесь сходить на премьеру «Сон разума», не лишним будет освежить в памяти гоголевский текст «Записки сумасшедшего». Скачать его в интернете можно за минуту, прочитать – за 15, но польза при просмотре спектакля от этого будет несомненная. Гоголь, как мы знаем, богоподобный художник-псих, на встречу с ним лучше приходить подготовленным.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Голубое и зеленое
Лирическая комедия-хор
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Открытый театр
Встречи и мастер-классы
1 час
Подробнее
16+
Пушкин
Романтическая драма в двух действиях
4 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
МУДРЕЦ|Ы
Комедия
3 ч 10 мин с антрактом
Подробнее
12+
Юбилейный вечер Виктора Шутова
Творческий вечер
1 ч 30 мин
Подробнее
Последние статьи
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре