Пошла плясать губерния
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Пошла плясать губерния

07 декабря 2015
Виктория Попова, «Советская Белоруссия», 5.12.2015.

Чем больше думаю о Сергее Безрукове, тем больше понимаю, что этот человек гениален. Я молчала, когда в его новом спектакле по Гоголю «Сон разума» на сцену выехал противный вепрь-нос; вжалась в кресло, когда титулярный советник Поприщин в исполнении Безрукова примерил на себя садомазо-ошейник и взлетел под люстру. Но когда кукла Софи открыла крышку цилиндра на голове Поприщина и стала выедать его мозг – я заорала: «Верю!» Всему есть предел. Невозможно не поверить Безрукову-режиссеру, который поставил по мотивам «Записок сумасшедшего» Гоголя такой сложносочиненный спектакль, где каждую секунду происходит что-то страшное и омерзительное: противно чавкают какие-то уродцы из преисподней, гигантский паук оставляет за собой сопливую паутину, собачонка Мэджи имеет вид заправского гея из ночного клуба и разговаривает манерным женским голосом, от которого становится не по себе не токмо Поприщину, но и всем обитателям зала в Московском Губернском театре, где в эти дни «Сон разума» и играют.



Меня занесло на эти галеры не случайно: 19 февраля спектакль привезут в Минск, во Дворец Республики, и я много отдала бы, чтобы посмотреть, какими красками этот театральный вертеп у нас заиграет. Дело в том, что в последний раз шоу такого уровня, какой выдает Безруков во «Сне разума», я видела на концерте группы «Рамштайн» в «Минск-Арене». Там тоже все взрывалось, горело, дымило и пенилось – и дух захватывало от трюков и превращений. Наверняка Московский Губернский театр привезет несколько тонн «начинки» спектакля в фурах с оборудованием, иначе никак. Не знаю у нас такой театральной сцены, где бы все так умело монтировалось, функционировало и клокотало, как это происходит в спектакле – точно, четко, изобретательно, сжигая все на своем пути.

В интерпретации Безрукова титулярный советник Поприщин долго не раскачивается, он сходит с ума быстро и на отличненько: увлекаемый в свой сон волшебной золотой рыбкой, которая вильнет хвостом в начале и в конце спектакля, но каждый раз этот эффектный трюк в кромешной темноте зала вызовет у публики вздох восхищения.

Придумок у режиссера Безрукова невероятное количество. На манер Копперфильда титулярный советник исчезает в одном углу сцены, чтобы в следующую секунду, презрев законы времени и пространства, появиться в другом. И глаза! Братцы мои, какие у Поприщина безумные глаза. Нет ни тени сомнения, что Безруков-актер – это событие. Его поклонники, к числу которых я себя никогда не относила, воспринимают знаменитость однозначно. Мне потребовался всего лишь один спектакль «Сон разума», чтобы навсегда поверить и раствориться в его таланте. После спектакля Сергей Витальевич был мокрым от усталости, но готовым к разговору с читателями «СБ».

– Ваш титулярный советник Поприщин – фигура, безусловно, трагическая. Один из немногих гоголевских персонажей, которого сегодня искренне жаль. Вы почувствовали в нем созвучность нашему времени?

– Главное в этом спектакле – ощущение бедности, мой герой так и говорит: «Достатка нет, вот беда». И в департамент он на службу не пошел бы, если бы не надежда встретиться с казначеем, чтобы выпросить у него хоть сколько из жалованья вперед. Конечно, сегодня, когда мы все так резко обеднели, эта поприщинская бедность находит в наших сердцах понимание.

– У спектакля есть зрительский ценз 16+. Вы нарочно захотели поговорить на этот раз только со взрослыми?

– В этом спектакле присутствуют сцены отнюдь не детские. Уверен, что вы полночи не уснете после его просмотра. Гоголь – мистик, есть зрелищные сцены, когда лукавый борется за душу человеческую, и они действительно предназначены только для взрослых.

– Ничего меня особо не испугало – прекрасный безумный мир на сцене, но сцена, где Софи ест спагетти точно из вашей головы, – это да, это сильно, в каком-то из «Молчаний ягнят» Хопкинс так же смачно пожирает мозг своей жертвы.

– С этой сценой связана удивительная история. Довольно долго я не знал, как ее решить. И вдруг из ниоткуда пришла мистическая подсказка: а что, если она откроет цилиндр на голове Поприщина и станет есть оттуда спагетти? А позже я выяснил любопытный факт: Гоголь, после путешествий по Европе действительно пристрастился к макаронам и очень их любил. Так я понял в какой-то момент, что спектакль уже не сам придумываю, а за меня его придумывают.



– И сколько у вас времени ушло на такую изощренную постановку?

– Один месяц.

– Неожиданно. Мне казалось, такой сочный, яркий и густой спектакль вынашивают годами.

– Я привлек к постановке лучшие силы России – сценография, костюмы, оборудование, звук, весь спектакль оснащают высококлассные специалисты.

– Означает ли это, что время антрепризок на двух табуретках уходит. Сегодня, чтобы приехать из Москвы в Минск с гастролями, театр должен постараться?

– Если вы назовете мои спектакли, которые я в Минск привозил – «Пушкин», «Хулиган. Исповедь», «Сирано де Бержерак» – антрепризами, я обижусь. Размах, с которым я к вам приезжал, всегда был огромным. Да, «Сон разума» – намного сложнее постановка, но для меня всегда было важным относиться к зрителю с уважением. Сейчас в Европе в моде театр условный, понятный только узким специалистам, искусствоведам, которые симпатизируют новым европейским ценностям. А зритель в таких спектаклях ничего не понимает, более того, после антракта уходит. На мой взгляд, нельзя так пренебрежительно относиться к публике – с ней стоит говорить на понятном языке. Да, «Сон разума» – зрелищная постановка, у нас не заскучаешь, и в то же время это разговор по душам, который дает пищу для размышлений.

– Вот думаю, чем «маленький человек» Гоголя похож на сегодняшнего клерка?

– У обоих отсутствует чувство собственного достоинства. И тогда и теперь личности не приветствуются, нужна серая масса подпевал. А ведь достоинство – мерило всего, это как раз то чувство, которое не позволит вам вести себя скверно в той или иной ситуации.

– И как же вы в таких условиях формулируете для себя любовь к Родине?

– А очень просто. Для меня любовь к Родине – это то, что ты сам можешь сделать для нее полезного, сам лично. Не надо никого агитировать, не надо ничего обсуждать, тем более лезть в политику. Вот у меня, к примеру, есть театр, который находит отклик в сердцах зрителей. Они уходят с наших спектаклей в слезах или с улыбкой, они хотят сделать что-то полезное, хорошее. Дети после наших постановок начинают читать книги. Я могу читать поэтов, спасибо маме с папой – есть у меня такой дар. И мне верят. Если я читаю Есенина – люди начинают читать Есенина, если Пушкина – Пушкина. Нужно, чтобы каждый из нас задался вопросом: «Что конкретно я могу сделать полезного для страны?» И делать по мере сил. Вырастить ребенка – это тоже полезный вклад, если заниматься его воспитанием.



– Вот вы говорите: «У меня есть театр». Не всем так повезло. Многие режиссеры жалуются, что социальный лифт не работает и старые худруки не пускают их в театры на ведущие роли.

– Послушайте, я 20 лет пахал. Прошел огромный путь, прежде чем занять эту должность. Меня ведь назначили худруком не после окончания института. Долгое время служил в «Табакерке» у Табакова, у меня был свой антрепризный театр. Я наработал колоссальный опыт и сегодня чувствую в себе уверенность, что смогу его передать. Могу научить артистов ЖИТЬ на сцене – а это и есть тот самый русский театр, который всегда ценился, старая актерская школа от МХАТа до «Современника», которой все восхищались в советское время. И то, что я смогу передать эту школу следующим поколениям, – это тоже будет то полезное, что я смогу сделать для своей страны. Не хотелось бы, чтобы актерский театр умер, полностью уступив место условным перформансам.

– Давайте о приятном, 19 февраля вы приедете с гастролями в Минск. Какие ассоциации вызывает у вас наш город?

– Чувствую себя в безопасности. Могу полночи гулять по городу, никто не подойдет со спины и не попросит закурить со всеми из этого вытекающими неприятностями. В Москве, к сожалению, такой уверенности у меня нет. Я привозил в Беларусь все свои спектакли, кроме постановок Московского Губернского театра. Но мы эту оплошность исправим. Начнем со спектакля «Сон разума» и далее – по списку. Репертуар нашего театра, если кого интересует, и есть моя человеческая позиция по всем текущим вопросам.

Зрителям на заметку

Если вы все-таки решитесь сходить на премьеру «Сон разума», не лишним будет освежить в памяти гоголевский текст «Записки сумасшедшего». Скачать его в интернете можно за минуту, прочитать – за 15, но польза при просмотре спектакля от этого будет несомненная. Гоголь, как мы знаем, богоподобный художник-псих, на встречу с ним лучше приходить подготовленным.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Высоцкий. Рождение легенды
Музыкальный спектакль
4 часа, один антракт
Подробнее
16+
Женитьба. Почти по Гоголю
Комедия
2 ч 30 мин, 1 антракт
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Приключения
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 мин
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
«Собака на сене»: Когда сердца бьются в ритме танго
21 сентября 2023
В Губернском театре дают настоящие испанские страсти – с поправкой на современность. На...
Рецензия на спектакль «Золотой ключик» Московского Губернского театра
17 сентября 2023
16 сентября 2023 года Московский Губернский театр представил первую в новом сезоне...
В Губернском театре показали премьеру семейного спектакля «Золотой ключик»
16 сентября 2023
Московский Губернский театр 16 сентября представил первую премьеру нового сезона семейный...
Губернский театр представит премьеру сказки "Золотой ключик"
16 сентября 2023
МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Первая премьера сезона - спектакль для юных зрителей...
ПРОЕКТ «ВНИМАНИЕ. ТЕАТР» НАЗВАЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
15 сентября 2023
Стали известны итоги конкурса режиссерских работ, который прошел в Московском Губернском...
В Губернском театре покажут премьеру семейного спектакля "Золотой ключик"
14 сентября 2023
Московский Губернский театр представит первую премьеру нового сезона - 16 сентября...
Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона 16 сентября
12 сентября 2023
Премьера спектакля «Золотой ключик» в Губернском театре состоится 16 сентября. В...
«Испытываешь наслаждение»: Безруков раскрыл главные прелести новой постановки Губернского театра
11 сентября 2023
Комедию «Собака на сене» можно назвать одной из ярчайших в Московском Губернском театре....
Московский Губернский театр представит свою версию «Золотого ключика»
11 сентября 2023
Московский Губернский театр 16 сентября представит первую премьеру сезона. Это спектакль...
В МОСКОВСКОМ ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ НАШЛИ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
11 сентября 2023
16 сентября Московский губернский театр представит первую премьеру сезона – спектакль для...
Московский Губернский театр в Кузьминках открыл 11-й сезон
11 сентября 2023
Открытие нового сезона в Московском Губернском театре (МГТ) на Волгоградском просп., 121,...
Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона
11 сентября 2023
16 сентября состоится спектакль для детей «Золотой ключик» по повести Алексея Толстого....
Московский Губернский театр представляет первую премьеру сезона
11 сентября 2023
16 сентября Московский Губернский театр представит первую премьеру сезона – спектакль для...
Никуда не деться от Любви
10 сентября 2023
8 сентября В Московском Губернском театре состоялся светский показ премьеры спектакля...
«Яркий пример чести и долга»: Безруков поставит в Губернском театре «Капитанскую дочку»
28 августа 2023
Художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков собирается...
Что обещают в новом театральном сезоне четыре худрука: Соломин, Безруков, Бородин и Писарев
27 августа 2023
Губернский театр: Сергей Безруков взялся за "Капитанскую дочку" Для Московского...
На сцене — истории: какой курс взяли столичные театры в новом сезоне
27 августа 2023
Два юбилея Безрукова В МГТ у Сергея Безрукова сезон открывали по традиции весело и...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ ОБЪЯВИЛ ПЛАНЫ НА СЕЗОН
27 августа 2023
На сборе труппы МГТ Сергей Безруков подвёл итоги прошлого сезона и поделился планами на...
Сергей Безруков провел сбор труппы Московского Губернского театра
26 августа 2023
Коллективу под руководством Сергея Безрукова исполняется в этом году 10 лет
В Московском Губернском театре прошел традиционный сбор труппы перед стартом 11 сезона
26 августа 2023
Сбор начался с зажигательного музыкального номера. На сцену вышел оркестр, барабанщики и...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре