Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»
Министерство Культуры Московской Области
пушкинская карта

Касса: +7(939) 846-50-03+7(495) 378-65-75

ПН-ВС 11:00-20:00 без перерыва и выходных НЕ РАБОТАЕТ с 1 по 31 июля

Пресса
Московского
губернского
театра

Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»

27 марта 2023
WorldPodium
Любовь и долг, чувства и убеждения, ценности и цели, надежды и грёзы... На протяжении всей своей жизни человек выбирает то, что ему важно, пытается грамотно расставлять жизненные приоритеты, которые порой оказываются ложными и иллюзорными.

Московский Губернский театр 23 и 24 марта представил премьеру спектакля «Сорок первый» по одноимённой повести Бориса Лавренева.

Первая ассоциация, которую вызывает название произведения, - год начала Великой Отечественной войны. Однако это лишь аллюзия: повесть «Сорок первый» написана в 1924 году и рассказывает историю, события которой происходят в апогее гражданской войны.

«Сорок первый» - это не год, а количество убитых белогвардейцев, которых считает идейная снайпер Красной армии, 19-летняя девушка из рыбацкого посёлка, Мария Филатовна Басова - Марютка.

Глубокая, эпохальная, философская, притчевая, почти библейская повесть, затрагивающая за живое, воплощена в Губернском театре с пронзительной достоверностью, щемящей болью, искренним состраданием и любовью к людям, которые живут на сломе эпох, в столкновении культур.

Режиссёр спектакля - Иван Пачин, один из самых талантливых режиссёров для детской и юношеской аудитории. Спектакли Пачина всегда являются знаковым событием на театральной сцене, в его постановках органично и гармонично синхронизируются трогательная искренность, образность и метафоричность. «Сорок первый» - дебют режиссёра в спектаклях возрастной категории 16+.

Марютка - Ирина Токмакова, Говоруха-Отрок - Антон Соколов-8.JPG

Художественный руководитель МГТ Сергей Безруков отметил, что сотрудничество с режиссером стало долгожданным и важным опытом для труппы театра:

«Иван Пачин - один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно. Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста: и взрослых, и подростков, и детей. Спектакли Пачина четыре раза становились победителями Большого Детского фестиваля. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным стала очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева "Сорок первый" - это потрясающий литературный материал, который звучит сегодня очень актуально».

Рассказывая о знакомстве с Губернским театром, режиссер отметил:

«Меня познакомили с Сергеем Витальевичем Безруковым примерно полтора года назад в Севастополе, в Театре Морского флота имени Бориса Лавренева – это было, как мне кажется, символично. Мне предложили поставить этот материал, и это первый мой спектакль с маркировкой 16+. В основном я занимаюсь театром для детей и очень люблю его. Но когда ко мне поступило это предложение, я согласился попробовать: мне было интересно, как этот материал откликнется сегодня. Московский Губернский театр – новый для меня, и когда ты приходишь в незнакомый коллектив, то идешь с открытым сердцем, ты должен в него влюбиться. И тебе становится очень дорого то, что ты делаешь с этими людьми. Многие актеры пришли на первую читку уже влюбленными в материал, - у Бориса Лавренева удивительный язык, это выдающийся текст. И с самого начала мы ставили перед собой задачу оставить куски авторского текста, чтобы он прозвучал в спектакле».

Говоруха-Отрок - Антон Соколов, Евсюков - Сергей Медведев.JPG

Повесть Бориса Лавренева «Сорок первый», написанная почти сто лет назад, является сейчас невероятно актуальной: история циклична, на протяжении всей своей жизни люди пытаются балансировать между тем или иными ценностями и вынуждены выбирать «своих и чужих». А, между тем, первостепенными были, есть и будут не убеждения, социальные категории и политические взгляды, а чувства, которые люди способны испытывать друг к другу.

В центре истории - два непримиримых классовых врага: девочка-снайпер Марютка, свято верящая в ценности пролетариата и готовая отдать за них жизнь, и поручик белой армии Вадим Говоруха-Отрок, благородный интеллигент, верный идеалам предков, кодексу офицерской чести и достоинства.

Что может быть общего у безграмотной рыбачки, пишущей примитивные стихи о Ленине и революции и ведущей счёт убитым врагам, и у эрудированного филолога, объездившего весь мир и прочитавшего огромное количество книг?

Волею судьбы герои терпят кораблекрушение, оказываются на необитаемом острове, словно Адам и Ева, и понимают, что все различия, которые их разделяют, гораздо слабее чувств, которые каждый из них способен испытать.

Главного героя воплощает ведущий актёр Московского Губернского Театра Антон Соколов.

Для Антона «Сорок первый» - третья театральная премьера в этом сезоне, в творческом арсенале талантливого артиста огромное количество многогранных разноплановых ролей, в образе каждого своего персонажа Антон Соколов невероятно убедителен и органичен - его героям всегда веришь. Актёр воплощает благородного белого офицера с бездонными синими глазами во всей палитре эмоций - благородный рефлексирующий гуманист Говоруха-Отрок не может не вызывать уважения, сочувствия, сострадания. И хотя произведение написано в 1924 году и, наверное, должно было бы обличать классовых врагов, как нам показалось, симпатии Бориса Лавренева тоже на стороне поручика и в его лице - всех тех, кто навсегда растворился в беспощадном колесе истории.

«Первичные понятия, внушённые идеи - вздор: условные значения на топографической карте. Я дожил до 27 лет, путешествовал по разным странам в поисках идеала, а под сердцем сосала смертная тоска от неудовлетворенности. Сказал бы мне кто тогда, что самые наполненные дни я проведу на этом острове посреди океана…» Этот трогательный, трепетный монолог, который произносит Говоруха-Отрок, является важной характеристикой персонажа.

Таким, как Говоруха-Отрок, пожалуй, посвящено легендарное стихотворение Марины Цветаевой «Генералам двенадцатого года»:

«…И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, —
Очаровательные франты
Минувших лет!..»

Антон Соколов рассказал, что до работы над «Сорок первым» не был знаком с повестью Лавренева и что произведение на него оказало очень сильное влияние, также артист признался, что особенное удовольствие подарила ему работа с командой спектакля: «На протяжении 2,5 месяцев репетиций мы постоянно находились и до сих по находимся в поисках, разговорах: наш маленький островок, на которым мы оказались, нас очень сблизил. Я, честно говоря, был просто ошарашен, потому что год назад я прочитал Платонова, "Чевенгур", и когда вдруг Лавренев открылся, я подумал: ничего себе! Есть такая плеяда писателей, которые, словно русские народные узоры на стекле - реальная сказка или сказочная реальность. Это написано красивым языком, глубокими словами, которые говорят люди, и эти слова у них живые, а не какие-то там картонные. И это оказалось просто удивительно, что есть такой человек и такая книга".

В роли отчаянной Марютки в разных составах предстают сразу три актрисы - Ирина Токмакова, Дарья Рябцева и Юлия Пилипович.

Безусловно, каждая актриса дарит своей героине особую индивидуальность. В первую очередь, Марютка всё же не снайпер, а девушка, и ничто человеческое ей не чуждо. Характерная героиня, которая на короткое время превращается в лирическую барышню, вызывает очень противоречивые эмоции: её пытаешься понять и оправдать, но, если честно, не получается…

Ирина Токмакова призналась, что с акробатикой (в спектакле много пластических моментов) сложностей у неё нет, а вот психологически работа над ролью Марютки далась ей непросто. Но она справилась со сложностями, смогла понять и принять свою героиню и наделить её уникальными чертами. Например, колоритным диалектом или будоражащим взглядом. Актриса изучала поведение детей-сирот, которые по своей природе очень редко привязываются к людям и с трудом расстаются с теми, кто стал им дорог.

В роли автора - Алексей Веретин.

Превращаясь то в киргиза, то в рассказчика, олицетворяющего образ самой судьбы, этот герой, словно проводник, ведёт зрителей по затейливым лабиринтам событий, которые за короткий промежуток времени произошли в жизнях героев.

Узнаваемых и очень важных для сюжетной линии персонажей создают и боевые товарищи Марютки, «малиновый» комиссар Евсюков (Сергей Медведев), бравые красноармейцы Вяхирь (Сергей Ренсевич) и Семянный (Евгений Сыркин/ Эдуард Айткулов).

Алексей Веретин: «Евсюков для Марютки понятен и классово близок, а поручик близок, но классово непонятен».

Философ-гуманист Вадим Говоруха-Отрок и отчаянный воин Марютка - люди разных миров. Могло ли быть у героев совместное будущее?

Антон Соколов: «Хочется верить, что у людей всегда есть выбор и шанс любые споры и ссоры решить мирно, что у них есть возможность договориться и остаться вместе. Но так красиво обычно бывает в книжках. В реальности, к сожалению, мы видим, как происходит: что говорить о каких-то мировых проблемах, если дома мы каждый день можем ссориться с близкими людьми? Слава Богу, не убиваем друг друга. Мне кажется, что нет - у героев не было бы будущего».

Иван Пачин: «Мы как художники всегда стараемся быть на стороне всех людей. Станиславский учил «искать в злом доброго, а в добром злого», в нас всегда очень много всего скрыто, намешано. За каждым из персонажей в этой истории стоит очень четкая система координат. Мы любим и Говоруху-Отрока за то, что он отказывается участвовать в бойне, - и мы верим Марютке, которая хочет продолжать служить тем идеалам, в которые она верит. Каждый из них отстаивает свою правду, но если между этими людьми есть любовь, значит, на каком-то уровне они могут услышать и понять друг друга. Это очевидно, и мы сегодня тоже сталкиваемся с этим в жизни. Вопрос, что мы с этим будем делать, и как будем выражать свою позицию?

Мне кажется, сегодня очень важно уметь высказываться на злободневные темы, но делать это нежно, с любовью. Этой нежности очень много в тексте Лавренева, главное для нас - суметь ее сохранить. Мы не выступаем с лозунгами, мы говорим о мире чувственном. И не боимся сами себе задавать вопрос: а почему Марютка так поступила в финале? И эти ответы на одном спектакле могут прийти, а на другом – нет. Мог ли быть у этой истории другой финал, могла бы Марютка отпустить поручика? В русской литературе – пожалуй, нет. Мы так устроены, нам нужен этот удар, чтобы мы очнулись, сидя в зрительном зале. Это наша национальная идея, наша особенность, - ощутить страдание и боль другого человека и разделить ее. Для нас это важно, поэтому мы ищем эту боль на сцене, поэтому и театр у нас так популярен».

Спектакль получился кинематографически-зрелищным.

Иван Пачин рассказал, что выстраивал спектакль в нескольких смысловых пластах, чтобы он был интересен и понятен как взрослому зрителю, так и детям, которые смогут увидеть в этой притче что-то свое – это режиссер тоже привнес в свою работу из детского театра, которому он посвящает большую часть деятельности.

Художник-постановщик Ольга Галицкая и автор инсценировки Фёдор Парасюк в тандеме с художниками по свету и мультимедиа, Павлом Бабиным и Анной Леоновым, с помощью простых предметов достоверно воссоздали на сцене целые стихии. Локации меняются стремительно: труба трансформируется в пулемёт, деревянные верблюды преодолевают барханы пустыни, скамейки молниеносно превращаются в шлюпку, а полотно синего бархата - в чарующее море...

Действие «Сорок первого» постоянно балансирует в разных пространствах и плоскостях, а главной частью декораций является огромная рама, в которой происходят кульминационные сцены и диалоги. Словно на экране телевизора, кинотеатра или на картине, зрители наблюдают за героями и проживают вместе с ними разный спектр чувств, полярных, парадоксальных, противоречивых.

Как уже упомянули, «Сорок первый» - очень пластичный спектакль, героям приходится выполнять буквально акробатические трюки. Хореограф спектакля Елена Борисова в пластике персонажей подчеркнула их душевные качества - прямая гордая осанка поручика контрастирует с угловатыми движениями Марютки, которая, познав настоящую любовь, пусть ненадолго, но всё же превращается из девочки-пацанки в женственную и нежную барышню.

Программка спектакля тоже аллегорична и метафорична. В ней нашли отражение и пленительные синие, как море, глаза главного героя, и снайперская мишень, которая для Марютки и Поручика становится роковой, и контрастный водораздел между сушей и морем, чёткой границей разделяющий Белых и Красных друг с другом….

После одних спектаклей хочется безмятежно радоваться, другие навевают грусть и меланхолию, а третьи - не отпускают на протяжении долгого времени, заставляя снова и снова переосмысливать увиденное, задавать себе вопросы и искать ответы.

Постановка Ивана Пачина именно такая: «Сорок первый» навевает чарующий шлейф размышлений, загадок и переживаний, которые хочется расшифровывать и постигать, открывая что-то неизведанное не только в героях, но и в самих себе, задавая себе вопрос: «Как бы я поступил, окажись на месте персонажей?...»

Спектакль "Сорок первый" рассказывает о любви, которая вопреки всем обстоятельствам родилась между абсолютно разными людьми, разделенными непреодолимой ментальной, социальной, культурной пропастью. Но ведь если эта любовь оказалась возможной, значит и эта пропасть не так глубока, как кажется, и между людьми на чувственном уровне гораздо больше общего, чем на интеллектуальном и разумном?

Постановку однозначно стоит рекомендовать к просмотру людям разных возрастов и убеждений: «Сорок первый» делает нас внимательнее, терпимее к окружающим, добрее и помогает «расслышать друг друга сквозь ветер, на все времена...»

В ближайшие месяцы «Сорок первый» можно увидеть 6 апреля, 3 мая и 16 июня.

В глубокий философский сюжет потрясающей притчи погружалась:

Корреспондент - Бурулева Юлия

Фотографии - пресс-служба МГТ
Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Капитанская дочка
Драма
3 часа с антрактом
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
6+
Алиса в Стране чудес
Сказка
2 часа, один антракт
Подробнее
6+
Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон
Приключения
1 час 20 мин
Подробнее
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
Последние статьи
«Я у своих артистов хлеб не отнимаю»
20 июня 2024
Сергей Безруков — о натуралисте Станиславском и федеральном размахе Губернского театра ...
Театр Сергея Безрукова стал федеральным наравне с МХАТом или Малым Театром
14 июня 2024
13 июня Московский Губернский театр получил более высокий статус Распоряжение о переходе...
Безруков: федеральный статус позволит Губернскому театру реализовать новые проекты
14 июня 2024
Художественный руководитель театра отметил, что за 10 лет в МГТ сформировался...
Возглавляемый Безруковым театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министерство культуры России сообщило, что Московский Губернский драмтеатр (МГТ) стал...
Московский губернский театр получил статус федерального
13 июня 2024
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова отметила, что у МГТ в планах...
Пусть не говорят, пусть читают. Сергей Безруков — о «Капитанской дочке» и загадках в судьбе Пушкина. Выпуск от 03.06.2024
03 июня 2024
В гостях у Дмитрия Бака – народный артист России Сергей Безруков. В год юбилея Александра...
«Ближе к солнцу!» - ведущие актёры Московского Губернского театра, Вера Шпак и Антон Соколов, погрузились в атмосферу спектакля «Безымянная звезда» в Московском планетарии
01 июня 2024
Московский Губернский театр вместе с исполнителями главных ролей в спектакле «Безымянная...
В России отмечают 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
05 мая 2024
Все его книги – непростая история собственной жизни. Детство без родителей,...
Актриса Карина Андоленко: «Придя в Губернский, я нашла свой театр»
18 апреля 2024
Карина Андоленко знакома телезрителям по сериалам «Королева красоты», «Доктор Анна»,...
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре