Инна КНОПОЧКИНА, Утро.ru
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля "Прекрасное далёко" по пьесе Данилы Привалова. Написанная в 2006 году, она выдержала уже несколько постановок по всей стране: на Сахалине и в Саха-Якутии, на Алтае, в Челябинске, Омске и Санкт-Петербурге. И вот теперь добралась до столицы.
Третий для театра спектакль художественный руководитель Сергей Безруков доверил молодому режиссеру Павлу Артемьеву – недавнему выпускнику ГИТИСА, мастерской Леонида Хейфеца. Его дипломный спектакль по Хармсу "Четвероногая ворона" год назад удивил театральную Москву – ироничностью, легкостью, множеством точных наблюдений, остроумно придуманных эпизодов, поразительно тонкими актерскими работами. Такой же получилась и новая постановка. Хотя сюжетная линия скромна до минимализма.
Пятеро персонажей живут в уютном деревянном домике в заснеженном лесу – рубят дрова, готовят еду, по вечерам поют песни под гитару. А еще у них есть крылья, они умеют летать и поэтому считают себя ангелами. Это представители разных возрастов и эпох, прошедшие через голод, коммунистические стройки, маленькие и большие войны, погибшие когда-то на Земле и попавшие в странный мир, который называют раем. Но этот рай совсем не так прекрасен, как кажется издалека.
Правда, на первый взгляд, он представляет собой ту самую идиллию, о которой мечтаешь при жизни – отсутствие стрессов и волнений, болезней и прочих проблем, безграничное пространство, где каждый может найти место по душе: хочешь – море и пальмы, хочешь – избушка в заснеженном лесу, одиночество или приятная компания. "Хорошо здесь, спокойно" - звучит рефреном на протяжении всего спектакля.
Но оказывается, что спокойствия для счастья мало. Такое существование порождает лишь безысходную тоску, потому что жизни здесь тоже нет: нет сильных эмоций, нет никакого движения вперед, нет смысла существования и нет будущего. Можно при желании заглянуть в чужое настоящее на Земле, где ты уже ничего не можешь изменить – только наблюдать со стороны, и от этого становится еще больнее и хочется повеситься. Вот только и повеситься нельзя, потому что смерти в этом раю тоже нет.
Остаются лишь воспоминания о "свободе". Так герои называют свою прежнюю жизнь там, где идут войны, где плачут, ненавидят, влюбляются и расстаются. И куда они отчаянно и безнадежно мечтают вернуться. Оказывается, что свобода – это надежды и желания, это возможность верить, любить, творить, совершать ошибки, менять себя и мир вокруг, и знать, что впереди тебя ждет что-то более интересное, нежели бесконечные однообразные будни.
Но однажды размеренный быт ангелов нарушает вновь прибывший – молодой парень, убитый на войне. Он с трудом учится летать и никак не желает смириться со своей новой реальностью. И выясняется, что даже в этом тоскливом раю все не так просто и однозначно… Пьеса с открытым финалом, который можно домыслить по своему вкусу.
На протяжении всего спектакля зрители раскачиваются на качелях эмоций. Иногда к горлу подкатывает комок и к глазам подступают слезы, и через несколько минут они, наконец, вырываются на волю – но это уже слезы от смеха. Здесь всего в меру – сатиры и юмора, назиданий и размышлений, грустного и смешного, философского и житейского. Все, как в жизни. И спектакль, собственно, как раз об этом – очередная вариация на тему умения и необходимости жить здесь и сейчас, и ценить эту жизнь. Напоминание, которое никогда не бывает лишним.