«Разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?» - премьера спектакля «Сердце матери» в Московском Губернском театре: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

«Разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?» - премьера спектакля «Сердце матери» в Московском Губернском театре

10 марта 2020
Юлия Бурулёва, "World Podium", 10.03.2020

Фото: Галина Фесенко

yL3PJDUAVb8

Если бы с древних времён судьбы государств и народов вершили женщины, едва ли история человеческой цивилизации знала бы столько кровавых войн и междоусобиц. Женщина по природе мать, хранительница очага и уюта, меньше всего она хочет раздора и войны. Мужчины же, напротив, всегда стремятся к покорению вершин, к открытию горизонтов, к постижению неизведанного и, увы, очень часто рискуют собой опрометчиво и безрассудно, не задумываясь о том, что есть люди, беззаветно любящие его, принимающие таким, какой он есть...

В первые дни весны, которая ознаменует 75-летие со Дня Победы, и накануне международного женского дня, 4 и 5 марта в Московском Губернском театре представили премьеру спектакля «Сердце матери».

Спектакль «Сердце матери» - не про войну и не о войне, он о любви, безусловной и бескорыстной.

13(36)

В основе сюжета – драма Чешского писателя и драматурга Карела Чапека «Мать», написанная в 1938 года, в переломное время, когда Чехия боролась с множеством внутренних проблем, а во всей Европе не по дням, а по часам набирал силу фашизм, который уничтожит миллионы жизней.

В произведении множество смыслов и аллюзий, основным из которых является столкновение мужского и женского начала – созидательного и разрушительного.

Режиссёр Анна Горушкина предложила зрителями взглянуть на мир глазами матерей. Ведь в мире нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Она начинается с первым биением сердца ребенка, но никогда не заканчивается. И даже пережив самую страшную потерю,  сердце матери продолжает любить и вести бесконечный диалог с теми, кого уже нет в живых. Задает вопросы – и не находит ответа. Дозволено ли спасать одну жизнь ценою другой? Почему самые лучшие должны умирать? И разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?

Анна Горушкина о спектакле:



В центре сюжета – история одной семьи. Мать (Елена Доронина), 17 лет назад похоронившая мужа, вырастила и воспитала пятерых сыновей.

Каждый стал достойным человеком, но, увы, четверо сыновей отчасти повторили судьбу отца – опрометчиво рисковали собой, не задумываясь о последствиях.

Отец (Александр Фролов/ Григорий Фирсов) погиб на войне в Африке, так как вышестоящий полковник отдал нелепый, заведомо провальный приказ, а майор (Отец) побоялся показаться трусом перед подчинёнными и пошёл на верную гибель. Почему он не подумал, что дома ждут четыре сына и беременная пятым жена? Почему поставил долг выше семьи, и предпочёл смерть, а не жизнь?..

Все эти годы Мать бережно хранит память об Отце: в кабинете почти нетронутыми лежат его вещи – военная шинель, сапоги, незавершённая шахматная партия, будто Он вот-вот войдёт и всё станет так, как раньше.

Но постепенно Отец  «забирает» на тот свет сыновей, которые выросли настоящими мужчинами, так похожими на него – верными долгу, чести, достоинству, идеалам и ориентирам.

17(27)

Старший сын Ондра (Евгений Гомоной) – талантливый врач, который в поиске вакцины от жёлтой лихорадки в процессе испытаний заражает ей сам себя и мучительно умирает, так и не сделав научное открытие.

Второй сын – отважный лётчик Иржи (Алексей Веретин) мечтает поставить рекорды высоты полёта с грузом, он настолько окрылён и вдохновлён этой опасной затеей, что даже не допускает мысли о возможном провале и трагическом исходе. Эксперимент заканчивается катастрофой – самолёт Иржи терпит крушение, рекорд не зафиксирован, лётчик погиб.

Двойняшки Корнель (Андрей Щёткин) и  Петер (Андрей Исаенков/ Даниил Иванов) оказываются по разные стороны баррикад в самой беспощадной из войн – гражданской, когда брат идёт на брата. В итоге соратники Корнеля расстреливают Петера, а сам Корнель гибнет в городской схватке.

9(97)

19(13)

Мать не может понять и осознать: «Зачем? Для чего? Почему они погибли?»

<lt;strong>К чему были эти опрометчивые риски, безрассудные поступки, которых можно и нужно было бы избежать?

Словно с живыми, с каждым из них она ведёт диалог, а мёртвые разговаривают друг с другом, постепенно и поступательно приходя к осознанию, что жертвы были напрасны, но, увы, обратного пути у них нет. «Вы – частицы моего тела. Что в Вас такого особенного, что я перестала Вас понимать?» - недоумевает Мать.

Потрясающая, многогранная драматическая актриса, Заслуженная артиста Московской области Елена Доронина очень тонко, пронзительно и глубоко воплощает на сцене весь спектр драмы своей героини, проживая боль и скорбь, донося до зрителей весь трагизм истории.

Елена Доронина о спектакле «Сердце матери»:



Актёры, воплощающие на сцене таких разных и одновременно похожих братьев, отца, а в финале спектакле и деда, также проникновенно отразили судьбы своих героев.

Диалог между мирами, женским и мужским, живых и мёртвых, символизирует глубинную пропасть в мировоззрении полов.

Так устроено, что многие из нас уверены в своей исключительности и дружбе с фартом и фортуной: «Уж, с нами- то ничего плохого точно не произойдёт!» - опрометчиво зарекаемся мы, совершая какой-то рискованный шаг или поступок. И не хотим понять, что никто не застрахован ни от чего.

А стоит задуматься: «Как близкие будут жить без Нас?» - любые риски  нивелируются, становясь призрачными, эфемерными и ненужными. Именно тогда приходит осознание: ради кого и чего стоит жить!

«Тони будет другим!» - упрямо убеждает всех вокруг, а, в первую очередь себя, Мать, говоря о младшем сыне –  трепетном романтике, пишущем стихи (Кирилл Новышев / Василий Серёгин). Он остаётся для неё единственным лучом света и хрупкой надеждой, которую она всеми силами желает уберечь. Но на пороге стоит Война и всех мужчин призывают в армию…

21(15)

Рефреном на протяжении всего спектакля на сцене появляется обворожительная, притягательная Незнакомка (Елена Киркова/Елена Хабарова), филигранно исполняющая шлягеры Марлен Дитрих. Её элегантный, изысканный образ манит и притягивает, побуждает  и призывает к свершениям. Эта изысканная леди – образ Смерти, холодной, расчётливой, безжалостной и бескомпромиссной.

Хореограф постановки Анна Гилунова придала движениям героев чёткость линий: то размеренность и плавность, то резкость и обрывистость.

В одной из сцен двойняшки Корнель и Ирже игриво и задорно, по-мальчишески, вступают в поединок, не представляя, что совсем скоро их полярные взгляды на жизнь и свободу обернутся неисправимой трагедией.

25(18)

Художник спектакля «Сердце матери» Ольга Богатищева создала на сцене лаконичное пространство в монохромных тонах, символично коррелирующихся с документальной фото и видео-хроникой военных действий, которые один за одним сменяют друг друга и, кажется, не имеют начала и конца. К слову, с запечатлённых на фото мгновений начинается и заканчивается спектакль - яркие мелькания вспышки ассоциируются с непреодолимым желанием остановить счастливое время и невозможностью повернуть его вспять.

Вся световая партитура и костюмы героев напоминают кадры документальных фильмов, зафиксировавших на плёнке фрагменты судеб и событий. Только Смерть выделяется, очаровывая и увлекая своей элегантностью и экспрессией.

Над сценой монументально возвышается сеть оружия – хаотично расположенные ружья и винтовки словно говорят о том, что войны идут не только за власть над народами, но и внутри каждого человека не скончается противостояние добра и зла, иллюзий и амбиций.

20(46)

27(6)

Если задуматься, между событиями 1938 г. и 2019 г. очень много общего.

И дело даже не в том, что мир не учится на своих ошибках: производство оружия никто не торопится сокращать, постоянно то там, то тут, вспыхивают локальные и глобальные военные конфликты, испепеляющие и уничтожающие тысячи и миллионы жизней, а «прогрессивный» 21 век периодически погружается в эру варварства и насилия.

Проблема в том, что природой устроено так, что мужчины – воины, и женщины – хранительницы мира. Если представить, сколько добрых, гуманных дел и открытий совершили бы те, кто по разным причинам безвременно покинул этот мир? Становится страшно и больно.

В финале спектакля нас ждёт не беспросветная пропасть, а торжество справедливости.

Тони суждено уйти на войну и вернуться к Матери живым и невредимым.Парень остался верным долгу - не струсил, не спасовал, не спрятался, но он и не мечтал о подвигах, не грезил о рекордах. И в этом тоже зашифрована своя аллегория – победа не ради рекорда и славы, а во имя жизни и любви, ради тех, кто ждёт, надеется и верит! Именно ради этого стоит жить, любить, бороться и искать, найти и не сдаваться, в грохоте и ритме века оставаясь Человеком.

10-5(1)

Мы неоднократно подчёркивали, в Губернском театре не ищут лёгких путей – в каждом спектакле МГТ искусно завуалировано огромное количество смыслов, проецирующих на сцене глубинную природу личности, и вопросов, в той или иной степени волнующих каждого человека. В спектакле «Сердце матери» нет каких-либо степеней: он отзовётся в сердце каждого.

«Сердце матери» вызывает в душе зрителей  полярную гамму чувств и эмоций, которую каждый транспонирует на себя.

На премьере не только женщины, но и мужчины не могли сдержать слёз, и это очень хороший знак – индикатор того, что «Сердце матери» затронуло самые глубокие струнки души, заставив задуматься и размышлять о том, что действительно важно и нужно.

5-5(14)

Этот спектакль вполне можно назвать триумфом фундаментальных ценностей личности, которые должны жить в сознании каждого человека. И пусть всем нам будет ради чего и ради кого ЖИТЬ!

«...И лежат сыновние печали

 Белым снегом на висках у них.

 Если б матерей мы выбирали,

Все равно бы выбрали своих…»

Любите и цените своих Мам и дорожите каждой минутой, проведённой рядом с ними!

Ближайшие показы спектакля «Сердце матери» на Малой сцене Московского Губернского театра: 2 апреля и 12 мая.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дон Жуан. Новый миф
Трагикомедия
2 часа
Подробнее
16+
Бесконечный апрель
Драма
1 час 15 минут
Подробнее
12+
Поэтическое кафе «Луч»
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 45 минут с антрактом
Подробнее
6+
Путешествие Мармелана
Музыкальная сказка
1 час 10 минут
Подробнее
16+
Свадьба Кречинского
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре