Разве стыдно – быть обычным человеком?: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Разве стыдно – быть обычным человеком?

28 ноября 2014
«Труд» Москва, 28.11.2014



Андрею Ильину завтра предстоит прожить на сцене Губернского театра... 98 лет

В новом спектакле Московского Губернского театра Андрей Ильин играет человека, который, прожив 98 лет, ничего выдающегося так и не совершил. Что делать лузерам в эпоху, когда призыв «Будь первым!» звучит из каждого утюга? Об этом мы беседуем с актером накануне премьеры «Бесконечного апреля».

— Андрей Епифанович, чем привлек вас такой негероический персонаж?

— Пьесу мне предложил Сергей Безруков, с которым меня связывают долгие дружеские отношения. Автор, Ярослава Пулинович, мне была совершено неизвестна, но возможность сыграть человека, прожившего на свете почти век, переходя вместе с ним из возраста в возраст — от девятилетнего мальчишки до глубокого старца, мне показалась чрезвычайно увлекательной. В драматургии такое не часто встречается. Разбираться в его характере было очень интересно. Человек живет, будто плывет по течению, и не то что героических — вообще поступков вроде не совершая...Его жизнь словно складывается из действий других людей — матери, жены, дочери. Единственное, что он делает по своей воле — коллекционирует радиоприемники. Был момент, когда мне показалось, что превратить эту историю в спектакль вообще невозможно. «Прожить» 98 лет, не прибегая к гриму, не уходя за кулисы, не меняя костюм: ничего более сложного в моей творческой биографии еще не было.

— Актеру интересна сложность задачи. А чем явный лузер будет интересен зрителю, которому последние лет двадцать внушают, что этот мир существует только для успешных и сильных?

— Не хочется в качестве аргумента прибегать к шаблону вроде того, что каждый человек в отдельности и мы все вместе и делаем общечеловеческую историю. Мне кажется, что зритель начинает уставать от супергероев. Их стало слишком много. Поэтому обычному человеку все чаще хочется видеть на сцене или экране простую историю, персонажи которой похожи на него самого, ведь в жизни большинства из нас эпохальных событий не случается. Мы не спасаем планету от пришельцев, не побеждаем темные силы, не предотвращаем мировые войны и техногенные катастрофы. Сидя в мягком кресле кинозала или на родном диване перед телевизором, мы... наблюдаем, как все эти подвиги, реальные, а по большей части вымышленные, совершают другие. А сами каждый день просто ходим на работу, просто растим детей, просто любим своих близких. Быть обычным человеком не стыдно.

— Но нам из всех щелей твердят совершенно обратное: пропаганда культа успеха, силы, первенства просто зашкаливает.

— И в этом, на мой взгляд, причина большей части наших несчастий. Не у каждого хватает сил и способностей добиться успеха. Не каждый может быть сильным. И уж тем более не каждый может быть первым. Первым вообще может быть только один. Остальные занимают оставшиеся места. И что, если ты второй — жизнь не имеет смысла? А если сотый? А если — стотысячный? Венечка, оказавшись у предела своей жизни, признается, что ничего он в этой жизни не сделал. И Леонидик из спектакля «Мой бедный Марат» тоже вынужден признать, что выдающимся поэтом ему уже не стать, и нужно найти в себе силы жить дальше, не проклиная судьбу, не озлобившись на близких. Просто достойно жить, насколько это в твоих силах. Самое большое несчастье — не неуспех, а невозможность принять свое место в этом мире. Человек, проживающий не свою, а чужую, навязанную ему кем-то жизнь и страдающий от зависти и чувства собственной неполноценности, — вот кого на самом деле можно считать неудачником. В действительности публика совсем не так цинична, как об этом принято говорить. Наш Венечка, несмотря на свою заурядность и мягкотелость, вызывает у зрителя искреннее сочувствие.

— А какая она, по-вашему, сегодняшняя публика?

— Разная. А какого ответа вы от меня ожидали? Она такая, какая есть. Как все актеры, я слежу на спектакле за реакцией зала, но даже если кто-то встает и уходит посреди действия, в панику не впадаю. Зритель имеет право на ошибку, в том числе и при выборе спектакля. Человек ведь идет в театр с определенными ожиданиями: кто-то ему посоветовал, что-то он прочитал, но вкусы-то у всех разные. В конце концов, он может просто прийти не в том настроении, билеты ведь, как правило, покупают заранее.

— В стремлении заполучить зрителя любой ценой театр все чаще превращается в открытую площадку: сегодня тут «традиционный» спектакль, завтра кинопоказ, послезавтра — перформанс, концерт или интерактивное шоу. Цель оправдывает средства?

— Есть такая поговорка: любое зрелище хорошо, если оно не скучное. Я бы ее слегка откорректировал: если оно не пошлое. Раньше театр начинался с вешалки. Сейчас людям хочется еще чего-то перед вешалкой. В конце концов, небезызвестный чеховский персонаж настаивал на новых формах еще сто лет назад. Насколько удачным окажется расширение рамок привычного нам театра, мы поймем только со временем. Время все расставит по своим местам. А для меня театр по-прежнему остается местом, где тебя любят и ждут. Причем это справедливо и по отношению к актеру, и по отношению к зрителю.

— Всего 10 лет назад, когда в «Красной капелле» вы играли роль советского разведчика Леопольда Треппера, фашизм был для нас понятием сугубо историческим. Сегодня это жесткая реальность. История человечество ничему не научила?

— История научила, это мы плохо выучили ее уроки. Я был в Донецке ровно год назад, перед самым Майданом. Это был прекрасный цветущий город, чистый, ухоженный, очень приветливый. А теперь он лежит в руинах, и когда туда вернется мир — никто не знает. У меня много друзей на Украине, но я не решаюсь им звонить, спрашивать, как и чем они там сейчас живут. Со стороны Европа многим кажется процветающей и стабильной. Могу понять, что украинцам захотелось попасть туда как можно скорее. Но почему они выбрали путь, залитый кровью своих же соотечественников? Почему выбрали себе для поклонения таких жутких, кровожадных идолов? И почему Европа, пережившая ужас фашизма и осудившая его на Нюрнбергском процессе, их оправдывает? Пока у меня вопросов больше, чем ответов. В одном только уверен — нового Нюрнберга никому избежать не удастся.
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Часовые любви
Литературная гостиная
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Живи и помни
Драма
2 ч 15 мин, без антракта
Подробнее
6+
Кентервильское привидение
Сказка
1 час 20 минут
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа 20 минут с антрактом
Подробнее
16+
Дама с собачкой
Драма
1 час 45 минут
Подробнее
Последние статьи
Новый миф о Дон Жуане представили в Московском Губернском театре
18 марта 2025
В праздничные дни марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Дон...
Кто обнимет небо: премьера «Дон Жуан. Новый миф» прошла в Московском Губернском театре
17 марта 2025
Премьера «Дон Жуан. Новый миф» по пьесе Жана-Батиста Мольера состоялась на сцене...
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
«Дон Жуан»: Новый миф родился в Губернском театре
14 марта 2025
Острохарактерные герои, резкая смена тональности и раскрытие идей Мольера. 8 марта в...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре