7 ноября 2023 года Губернский театр в Москве презентовал спектакль «Семейная картина» по Островскому в реализации режиссера Ольги Матвеевой. Сценой в нем выступает фойе большого зала, преимущество которого в невероятной акустике, поэтому можно сказать, что песням в этом спектакле несомненно быть. Театральный обозреватель КП-Афиши Рената Белялова побывала на премьере и поделилась своими впечатления в рецензии на спектакль «Семейная картина» в Губернском театре.
Режиссерское решение
«Семейная картина» — премьерная постановка МГТ, показ которой вновь состоится 10 ноября, приурочена к празднованию 200-летия русского драматурга Александра Николаевича Островского. До просмотра постановки желательно знать, что этот легкий, звучный и интересный спектакль скрывает за собой не менее интересную историю становления пьесы. Ольгу Матвееву, как режиссёр-постановщика, привлекло в первую очередь то, что именно «Семейная картина» является дебютной работой молодого 24-летнего автора. Дерзкий начинающий драматург смело взялся за описание купеческого быта, добавив несколько пикантных и спорных моментов, чем и вызвал недовольство цензоров, дважды запрещавших текст к постановке на сцене. Но именно из этого сюжета родились те самые колоритные, полные вечных человеческих тем и эмоций герои Островского, знакомые нам по последующим его пьесам, ставшим основой русского театра. Ольга Матвеева и театральная команда нашли неискажённый цензурой материал и именно его реализовали на необычной сцене в фойе.
Ольга Матвеева подошла к созданию русского классического спектакля с неожиданной стороны, погрузив драматурга в особое режиссерское видение, тем самым добавив должную изюминку и перчинку, не хватавшую пьесе. Начинается всё не с богато обставленных комнат и не с представления зрителям купеческой семьи, как идёт в тексте, а с современной картинной галереи, работники которой проводят репетицию, готовясь к открытию своего музея. Охранник, бухгалтер, директор, он же главный хранитель, и остальные сотрудники слово за слово в процессе, кружась в народном танце под частушки 19 века, вдруг становятся героями пьесы Островского. То есть мы видим не тех настоящих Пузатовых и Ширяловых, но они прорываются в современных людях, что показывает: во все времена человек одинаков.
Только окунется зритель в переживания купеческих девиц, как появляется директор, в роли которого выступила Алина Ивах, и начинает распоряжаться актерами-работниками музея, устраивая хороводы и исполняя песни под виртуозную балалайку Дмитрия Куличкова. Именно благодаря этому ходу не возникает ощущения оторванности одного мира от другого — появляется переплетение. И уже галерея становится частью декора купеческой жизни. Герои заглядывают с выставочных картин в нашу реальности. Тут-то и реализуется режиссерский ход — Ольга Матвеева показывает брак и семейную жизнь на примере работы. Купец, он же в реальности охранник, сторожит и одновременно волнует рабочий процесс, как властный муж, который пытается убедиться в верности жены, засматривающейся на проезжающих военных. Бухгалтер и экскурсовод, уставшие трудиться, мечтают о свободе и в итоге сменяют черную униформу сотрудников на яркие цветастые костюмы, как и героини пьесы, измученные надзором мужа, брата и строгой матери, надевают парадные платья и уезжают гулять в Сокольники.
Ради большей символичности — картинные рамы стали первой и основной декорацией спектакля. Огромные, искаженные, расположившиеся по всей сцене, они были то дверными проемами, то окнами, то непосредственно полотнами, заключавшими в себе замерших актёров. Перемещение от одной к другой подразумевало и внутреннее изменение героев. На сцене всё начиналось от прямой и ровной рамки — принятые устои. Сначала в них заключены жена и младшая сестра купца, но им тесно в ней. Так же это лучшее окаймление для матери героя — строгой женщины, живущей по всем нормам и традициям своего времени. Мучаясь соблазнами, девушки заходят в раму покрупнее, чуть искривлённую, но всё же прямую, напоминающую перекладину для повешения. И там им тяжко. И в итоге решения приводят дам к новой — большой и разнобокой, что символизирует отказ от старых оков безвольной жизни.
Актеры и роли
Спектакль создан для двух актерских составов — абсолютно различных и по игре, и по личному отношению к тексту. Поэтому несомненно стоит посетить эту постановку не единожды и насладиться игрой обеих групп, создающих свой особый индивидуальный спектакль.
Так, в премьерные дни выступят: в роли Марьи Антиповны — Александрина Питиримова, в роли Антипа Антипыча Пузатова — Михаил Шилов. Роль Парамона Ферапонтыча Ширялова исполнит Андрей Мисилин, а в образе Степаниды Трофимовны предстанет Людмила Менчинская.
Несмотря на то, что этот актерский состав собран не из ведущих артистов МГТ, какие есть во втором составе — Анна Цанг, Антон Соколов, Сергей Вершинин и Татьяна Рудова — нельзя сказать, что из-за этого спектакль находится на ином уровне. На предварительном прогоне артисты показали, как они гармонично справляются на сцене и динамично реализуют этот, на первый взгляд, застольный юношеский текст Островского. Чего только стоит обворожительная улыбка Александрины Питиримовой или харизма Андрея Мисилина, исполнившего вечно хмельного старика-купца, желающего жениться на двадцатилетней.
Нельзя не сказать и о романсах, удачно вплетенных в полотно постановки и предавших ей ту самую народную задушевность и какой-то особый уют прошлого. Звенящим голосом Анастасия Борисова и манерная Алина Ивах исполняли баллады и песни для заонежской кадрили, закружившей в танце всех артистов.
«Семейная картина» Ольги Матвеевой — это гармоничный союз прекрасного текста, профессионального вокала, танцев, гитары и балалайки, наполняющих душу теплом встречи с чем-то огромным и родным. Сложно представить, но за короткое для спектакля время -1 час 20 минут, наполняешься совершенно новой энергией и становишься тем открытым человеком Островского, который был, есть и всегда будет.
Билеты и цены
Цены билетов на спектакль «Семейная картина» в Московском Губернском театре 1000 рублей.
Дата — 10 ноября, 24 января, 16 февраля
Место — Московский Губернский театр