Информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом "Ревизор.ру", 30. 01. 2017
Музыкальный спектакль “Высоцкий. Рождение легенды” в постановке Сергея Безрукова.
Фото: Анна Коонен
Московский Губернский театр отметил аншлагом день рождения Владимира Высоцкого. В этот день театр представил первую премьеру этого года – музыкальный спектакль “Высоцкий. Рождение легенды” в постановке Сергея Безрукова.
gt;Учитывая любовь художественного руководителя театра к творчеству и личности Владимира Высоцкого, подобный спектакль не стал неожиданность. Однако неожиданными стали масштаб и решение.
Масштаб, не только потому, что в спектакле как единое целое взаимодействуют и труппа театра, и Губернаторский оркестр Московской области под руководством Сергея Пащенко, но и потому что, пусть и схематично, представлен весь жизненный и творческий путь Поэта. И, наверное, правильно сделал режиссёр, сконцентрировавшись только на творчестве Высоцкого, обойдя всё то, о чём судачили во дворах и квартирах страны.
Фото: Анна Коонен
При этом, вопреки ожиданиям, в спектакле отсутствует единый исполнитель роли Высоцкого – Сергей Безруков. Нет, он так же, как и вся труппа театра занят в этом спектакле-концерте. Но он – один из…
“Здесь нет конкретного исполнителя роли Высоцкого – подчеркивает худрук театра Сергей Безруков
, –
в какие-то песнях это я, в каких-то сценах – Дима Карташов это делает замечательно, и Александр Тютин, и Саша Фролов. У нас Высоцкий – в каждом из исполнителей. Самый юный актер, играющий маленького Высоцкого – Саша Беляев, читает стихотворение “Климу Ворошилову”, не выговаривая “Л” и “Р”. В детстве Высоцкий не выговаривал эти буквы – это удивительно, потому что именно звуки “Л” и “Р” он потом будет пропевать, растягивать в своих песнях. Нам было важно показать, откуда же произрастает это необыкновенное творчество, “из какого сора растут стихи, не ведая стыда”, как писала Ахматова. Как рождается легенда”.
Фото: Анна Коонен
Спектакль схематичен. Яркие “всплески” – зарисовки. Быт коммунальной квартиры и московского дворика 30-х годов, школа, Таганка 60-х, заседание парткомиссии, отношения с матерью, жёнами. Гротесковые сцены по песням “Ой, Вань”, “Скажи, Серёга” и “Бокс”. Несколько выбивалась из общего контекста сцена еврейской свадьбы Бени Крика, но зажигательный танец “Семь-сорок” смог поднять со своих мест зрителей первых рядов, а фееричная “Хава нагила” вызвала шквал аплодисментов.
Фото: Анна Коонен
Песни Высоцкого исполняются в спектакле в разных жанрах: от классического бардовского исполнения под гитару и оркестровых аранжировок в стиле 70-х годов прошлого века – до абсолютно нового рок-звучания.
“Петь его песни нелегко, потому что есть потрясающее авторское исполнение, – признается Безруков
. –
Самое главное — проживать эти песни, потому что Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал их. Так же и его стихи нельзя просто декламировать — это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв. Мне кажется, что в нашем спектакле его песни зазвучат по-новому. В финале несколько его произведений исполняются как рок-композиции, –
для меня было очень важно, чтобы Высоцкий прозвучал как наш современник. В этом и есть его величина: он современен всегда”.
Фото: Анна Коонен
Лаконична сценография спектакля-концерта: паруса-афиши выступлений Высоцкого в городах СССР, кулисы-фотографии сцен из фильмов и спектаклей, грампластинка-сцена, на которой происходит действие и, главный элемент, экран. Экран, на котором идут кадры выступлений Владимира Семёновича, кинохроники 30-х – 80-х годов, демонстрируются редкие архивные документы. Экран создаёт атмосферу, он не только свидетель событий страны и судьбы Поэта, он – ещё одно действующее лицо спектакля-концерта.
Фото: Анна Коонен
“Этот спектакль – дань памяти Владимиру Семеновичу Высоцкому, его исповедальному творчеству –поясняет режиссер спектакля Сергей Безруков
. –
Такие вроде бы пафосные слова, но теперь он уже действительно легенда. Мое и более старшие поколения выросли на его песнях. В моем детстве у всех в доме были его пластинки, и не знать и не любить Высоцкого было как-то странно. И теперь многое зависит от нас, будут ли его помнить наши дети и те, кто придет после нас. Большинство из тех, кто исполняет песни Высоцкого в нашем спектакле, — это уже другое поколение, молодые люди, которые родились и выросли после смерти Высоцкого и после развала СССР. Для меня было важно, чтобы они пропустили через себя Высоцкого: его потрясающую искренность, его нерв и эмоциональный накал, его песни и стихи.
Конечно же, вместить весь путь и всё творческое наследие Поэта в один спектакль невозможно. Спектакль, пусть и четырёхчасовой, дал только представление о творческом пути и становлении Личности, Человека, Поэта.
Фото: Анна Коонен
Старшее поколение зрителей вспоминало и подпевало, молодое – открывало для себя ещё одну из ярчайших личностей. Легенда родилась. Родилась в 1938 году. Рост – 52 сантиметра, вес – 4 килограмма… И будет жить до тех пор, пока существует Память. Память о Человеке. Спасибо Губернскому за то, что продляет нашу память. Нашу память о Человеке, о Легенде.
Материал на сайте издания