Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске: ставка на классику
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске: ставка на классику

17 декабря 2021
Юлия ЩЕТКОВА, газета Культура

В Сибири завершает работу один из старейших культурных форумов региона, представивший богатую палитру театральных постановок.

В Новосибирске проходит XIV Международный Рождественский фестиваль искусств. В сводной афише форума, отказавшегося от конкурсной основы, представлено семьдесят два события, двадцать из которых спектакли, созданные государственными театрами и частными театральными компаниями из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Рождественский фестиваль искусств впервые был организован новосибирским театром «Глобус» в тандеме с областной филармонией в 1995 году. Фестиваль проводится один раз в два года и включает пять программ ‒ театральную, музыкальную, выставочную, «новосибирский кейс» и выездную по районам области. У каждого блока свои особенности и традиции. Театральный, например, ориентируется на мейнстрим, масштабные постановки (или, напротив, штучные камерные работы) и прославленные труппы, однако и эксперимент, и демократизм этому направлению не чужды. Как следствие, в афише появляются новые имена, современные формы и негосударственные творческие объединения. А наряду с показом приглашенных спектаклей большое внимание уделяется новосибирским премьерам текущего сезона, к просмотру которых приглашаются не только зрители, но и известные театральные критики из разных городов России.

Идейных и концептуальных ограничений у отборщиков театральной программы нет. Формирование афиши, как отмечают организаторы, зависит от того, как развивается театральный процесс в России в целом, какие спектакли выпускаются и какие темы сегодня наиболее актуальны. 

В этом году на фестивальной сцене Рождественского превалирует классика — Тургенев, Островский, Чехов, Пушкин. «Это происходит оттого, что все в России сегодня предпочитают ставить классику. Мы как организаторы находимся в тренде и приглашаем в Новосибирск то, что наиболее востребовано», — рассказала «Культуре» директор XIV Международного Рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмилина. 

Спектаклем-открытием театральной программы фестиваля стал «Месяц в деревне» Тургенева в исполнении артистов МХТ имени А.П. Чехова. Художественное оформление спектакля, выстроенное вокруг натуральных стогов сена и искусственно смонтированного дождя, отражает, по версии режиссера спектакля Егора Перегудова, отношение классика к природе: «Это нечто, существующее в своем величии отдельно от нас, нечто большое, прекрасное, божественное, совершенно независимое от того, что с нами происходит». А все прочие средства выразительности направлены на языковые особенности пьесы. «Мы аккуратно относимся к тексту. Автор прекрасен, — отметила на встрече с новосибирскими журналистами заслуженная артистка России, исполнительница роли Натальи Петровны Наталья Рогожкина. — Хотелось бы сохранить чистоту этого языка, который на сегодняшний день не так часто можно услышать не только в жизни, но и со сцены. Это удовольствие, когда ты попадаешь в ноту, которую предложил автор. И здесь чистота тона соблюдена».

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина привез на Рождественский фестиваль искусств мюзикл в постановке Алексея Франдетти «Рождество О. Генри». Камерный мюзикл много сезонов собирает аншлаги на родной площадке, получил две премии «Золотая маска» и стал единственным спектаклем программы, который тематически связан с названием фестиваля. «Так случилось, что в Америке камерных мюзиклов очень много, а в России их вообще никто не делает. У нас не было желания сделать камерный мюзикл, чтобы соригинальничать. Я просто очень люблю эти рассказы, и музыка, которую я услышал, мне именно поэтому понравилась — она четко попадала в настроение и атмосферу. Я верю, что если у человека есть слух, то все остальное — дело труда», — рассказал «Культуре» режиссер спектакля.

Художественный руководитель театра Евгений Писарев в свою очередь провел в рамках XIV Рождественского фестиваля искусств творческую встречу. Это еще одна традиция форума ‒ публичные неформальные беседы с гостями. На площадке Новосибирского государственного театрального института режиссер пообщался со студентами, журналистами и поклонниками театрального искусства. «Я театром руковожу и режиссирую интуитивно. Если говорить о себе как о режиссере, я все-таки вышел из артистов и во многом на артистов ориентируюсь. Я не очень понимаю самовыражение, меня должен заинтересовать материал, меня должен возбуждать артист, тогда высказывание родится само по себе. Самовыражение ‒ это болезнь молодой режиссуры. Я их не осуждаю, молодые хотят быть услышанными, хотят удивить. Я сейчас взял группу молодежи, слышу, как они говорят: мы взорвем этот театр. А я про себя думаю: да вы достойно влейтесь в этот театр. Я приглашаю на постановки и Бутусова, и Крымова, и Доннеллана. Не могу сказать, что обожаю творчество каждого из них, но я самого себя воспитываю к приятию того, что не очень понимаю. Это рождает идеологические моменты, когда нужно провести внутреннюю работу. Я живу и работаю в театре, в котором много разных эстетик, миропониманий и режиссерских способов взаимодействия с артистами, со зрителями», — подчеркнул в разговоре Евгений Писарев.

Долгожданным героем рождественских фестивальных встреч стал Дмитрий Черняков. Для, пожалуй, самого известного российского оперного режиссера Новосибирск – особая страница в биографии. Единственный город в мире, где он в разных театрах поставил два драматических и три оперных спектакля. «Я же нигде не работаю. Я «летун», как это раньше называлось, — сказал на встрече со зрителями режиссер. — Я приезжаю, делаю спектакль и уезжаю. Я должен знать, что где-то за моей спиной есть дверь. И у меня от нее есть ключ. Или она открыта. И если я пойму, что здесь невыносимо — спокойно уйду. Я никогда этой дверью не пользовался, но знание, что эта дверь есть, меня окрыляет».

МХАТ имени М. Горького представил в программе Рождественского фестиваля искусств фантасмагорию «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского. Это первый визит театра в столицу Сибири, и не случайно выбор был сделан в пользу современного восприятия классики. «Спектакль создан по пьесе Островского. Неавторского текста там практически нет, если только пара фраз. Единственное, он в какой-то степени перемонтирован, сокращен. Это наш взгляд на эту замечательную пьесу, — рассказал накануне первого фестивального показа автор интерпретации, режиссер-постановщик и сценограф Виктор Крамер. — Сегодня мы живем в другом ритме, нежели люди того времени. Раньше театр был иным, очень многое объяснялось в словах. То, что по идее артист должен сыграть, многое вкладывалось ему в рот. Мне кажется, пусть артист лучше сыграет. Словом, целый ряд причин потребовал интерпретировать пьесу».

Финальной классической доминантой Рождественского фестиваля стал спектакль «Дядя Ваня». Свою сценическую интерпретацию пьесы Чехова в Новосибирск привез Московский Губернский театр. Режиссером, соавтором сценографии и исполнителем главной роли выступил его художественный руководитель Сергей Безруков, лично представивший свою работу на творческой встрече. «Всё, что я зашифровал в спектакле, для меня важно. Здесь много символов, которые можно толковать по-разному. Это творчество, его невозможно рассказать. Я показал — вы либо поняли, либо нет, — подчеркнул в разговоре Сергей Витальевич. — Здесь очень много акцентов, которые я расставил по-своему, не изменяя ни слова в тексте автора. Здесь всё, как у Антона Павловича Чехова. «Пять пудов любви» неразделенной и взаимной. Для меня важно было разобраться, что есть любовь платоническая, а что есть похоть. Думаю, это беспокоило и самого драматурга. Это вечная проблема, которая была в пьесах мирового репертуара. Мне показалось, что в наше время об этом стоит сказать еще раз. С новой силой».

Фотографии предоставлены Новосибирским академическим молодежным театром "Глобус". Авторы фото: Виктор Дмитриев, Александр Комаров.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Хулиган. Исповедь
Музыкально-поэтический спектакль
2 часа, без антракта
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
6+
Остров сокровищ
Приключения
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Музыкально-поэтический спектакль
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Безымянная звезда
Музыкальный спектакль
3 ч, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Первая инклюзивная премьера в Губернском театре
05 апреля 2024
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Голубое и зеленое"...
Актриса Юлия Пилипович: В ГИТИСЕ нас учили быть свободными и не бояться При использовании материала просим указывать источник argumenti.ru
03 апреля 2024
Юлия Пилипович окончила РАМ им. Гнесиных, затем ГИТИС. Служит в Московском Губернском...
В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ ПРОЙДЕТ ВЕЧЕР К 100-ЛЕТИЮ ОКУДЖАВЫ
02 апреля 2024
В Губернском театре состоится литературная гостиная к 100-летнему юбилею Булата Окуджавы....
Московский Губернский театр представит спектакль «Капитанская дочка» к 225-летию Пушкина
14 марта 2024
Работа над постановкой спектакля «Капитанская дочка» началась в Московском Губернском...
Новый спектакль «Капитанская дочка» готовят ко Дню рождения А.С. Пушкина
14 марта 2024
К 225-летию А.С. Пушкина Московский Губернский театр готовит спектакль «Капитанская...
Московский Губернский театр покажет спектакль «Капитанская дочка» к 225‑летию Пушкина
14 марта 2024
РИАМО - 14 мар. Московский Губернский театр приступил к работе над постановкой спектакля...
Безруков приступил к работе над "Капитанской дочкой" в Губернском театре
13 марта 2024
Как сообщили в пресс-службе театра, режиссер использует в спектакле не только текст...
Актриса Валерия Минина: Как и в первобытной стае, в нашем обществе есть чёткая иерархия
13 марта 2024
Валерия Минина родилась в Брянской области. Окончила ВГИК, мастерскую знаменитого актёра...
Сергей Безруков начал работать над «Капитанской дочкой» в Губернском театре
13 марта 2024
Московский Губернский театр под художественным руководством Сергея Безрукова начал...
Московский Губернский театр репетирует «Капитанскую дочку»
13 марта 2024
Премьера спектакля состоится 12, 13 сентября Московский Губернский театр начал...
Инклюзивная премьера на сцене Губернского театра
22 февраля 2024
Московский Губернский театр на малой сцене представит 25 и 26 апреля четвертую премьеру...
Сергей Безруков: История первой любви и первой потери остается с нами на всю жизнь
21 февраля 2024
В Московском Губернском театре полным ходом идет подготовка к премьере спектакля «Голубое...
Московский Губернский театр представляет инклюзивный спектакль «Голубое и зелёное»
20 февраля 2024
25 и 26 апреля Московский Губернский театр представит четвертую премьеру сезона –...
Инклюзивный спектакль «Голубое и зеленое» покажут в Московском Губернском театре в апреле
20 февраля 2024
Спектакль станет четвертой премьерой сезона Губернского театра. Его уникальность в том,...
Актриса Анастасия Дворянская: Я хочу всегда выглядеть как настоящая женщина
06 февраля 2024
Анастасия Дворянская родилась в Москве. В детстве занималась музыкой, танцами, выступала...
Московский Губернский театр отметил 10-летие
13 января 2024
Гостей ждали сюрпризы Неформальные встречи с артистами, экскурсии и мастер-классы от...
Московский Губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
В честь круглой даты со дня основания гостям показали перформанс, поставленный Сергеем...
Первый юбилей Московского Губернского театра отметили особой праздничной программой
13 января 2024
Необычный подарок преподнес зрителям Губернский Московский театр. Уникальная...
Московский губернский театр отметил десятилетие
13 января 2024
Московский губернский театр (МГТ) отметил свой 10-й день рождения. Праздничную атмосферу...
Московский Губернский театр отметил свой 10-летний юбилей
13 января 2024
На вечере представили перформанс "Новая жизнь. Пролог" в постановке Сергея Безрукова,...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре