Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова

15 апреля 2022
Мария АТРОЩЕНКО, News29
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом Большого детского фестиваля.

Но кроме режиссёра и исполнителя титульной роли постановку с БДФ, по сути, ничто не связывало. Просто показом чеховских сцен из деревенской жизни Сергей Безруков вернул «архдраме» долг — за несыгранных прошлой весной «Энергичных людей».

Несмотря на то, что билеты на спектакль были недёшевы, в зрительном зале «архдрамы» был практически полный аншлаг. На подступах к сцене и на самой сцене Сергей Безруков и Анна Матисон поставили ящики с розовыми кустами и помидорной рассадой. Стол, за которым пьют остывший чай, пока разбиваются сердца, поставили на катурны из книжных стопок — так, как весь дом Войницких когда-то стоял на почитании профессора Серебрякова. Достопочтенный буфет, превращающийся то в ширму, то в дверь. Невесомая белая вуаль, которая работает призрачной завесой, укрытием и даже воображаемой подвенечной фатой.

На арьерсцене стоит грандиозная и пугающая конструкция — трапеция, похожая на пирамиду с усечённой верхушкой, этакую египетскую усыпальницу, совершенно не вяжущуюся с атмосферой деревенского быта. Понятно, что эта громадина — из другого мира. Внутри неё — качель-лодочка, какая раньше была, наверное, практически в каждом советском и постсоветском парке-аттракционов. Она раскачивается, как маятник часов, отсчитывающих уходящее время. 

Вверху на подвесах висит золочёный оклад — без иконы. Но эту пустующую раму всё равно освещают — правда, не лампадой, а электрической лампочкой. Эту своеобразную церемонию поднятия флага повторяют, хотя это, по сути, Сизифов труд. Для дяди Вани, осознавшего, что он зря посвятил Серебрякову всю жизнь, профессор вдруг оказывается такой же пустышкой, как кусок металла без иконописного лика. Кстати, портрет Серебрякова тоже на сцене — в момент кульминации, когда прозвучит выстрел, у него оборвётся одно крепление и он повиснет, скособочившись, на одном тросе.

Снимок экрана 2022-04-18 в 15.08.44-min.png

Дядя Ваня, которого играет сам Сергей Безруков, появляясь на сцене, танцует какой-то танец вроде трепака, хотя причин для радости особо нет: кажется, что жизнь прожита зря, а ещё эта неразделённая любовь к второй жене Серебрякова Елене Андреевне. В этой горько-сладкой пляске, кажется, больше Безрукова, чем дяди Вани — чувствуется наслаждение собственным мастерством. Впрочем, дядя Ваня в своём переживании проигранной жизни и невзаимности сам нарочно уходит в какое-то комикование, даже фиглярство: пародирует походку Серебрякова, говорит на разные голоса.

Доктор Астров в исполнении Антона Хабарова поначалу как-то не вызывает доверия: он, с иголочки одетый в белый костюм, скорбит об умершем пациенте, положив ногу на ногу, и выступившие слёзы утирает, картинно прикладывая ладони к векам.

Антон Хабаров

Вновь прибывшие обитатели дома Войницких носят медицинские маски. Одно только появление артистов в поднадоевших архангелогородцам «намордниках» вызывает понимающие аплодисменты. Но маски — не только примета времени и отсылка к пандемии, во время которой родился замысел спектакля. Средства индивидуальной защиты носят в основном в присутствии Серебрякова — словно так уж берегут капризного больного профессора. Правда, потом, ближе к финалу Елена Андреевна наденет её уже по другому поводу: как будто бы затем, чтобы удержать себя от ещё одного поцелуя с Астровым, с которым у неё в той самой лодке произошла любовная сцена.

Сцена из спектакля

Дядя Ваня же эту необходимость носить маску доводит до абсурда: надевая противогаз, он словно ещё одним способом пассивно-агрессивно высказывает разочаровавшему его профессору своё «фи». Неразделённую любовь своего героя к Елене Безруков решает через фотографию и большие фотопостеры, которые дядя Ваня любовно расставляет по сцене. Пытаясь обнять Елену, он обнимает, на самом деле, портрет. И хотя всё это — миражи, — но даже в финале не расстаётся с портретом.

Сергей Безруков

Тот самый стол на поверку оказывается не столом, а роялем. Инструмент, скрытый под скатертью, используемый не по назначению, становится в спектакле знаком судьбы Елены Андреевны. По заданию режиссёра Карина Андоленко играет её как талантливую пианистку, отказавшуюся от музыки ради мужа. Оттого такой надрывной получается сцена из конца второго действия пьесы, когда Елене хочется сыграть, но муж не велит. В тексте одно только слово — «Нельзя!». А в спектакле — грохот, стук, светопреставление… Здесь «Нельзя» — это не «не сейчас», это «никогда». Навсегда уезжая из усадьбы, Елена словно прощается не с Войницким, не с Астровым, а с роялем.

В финале дядя Ваня в очередной раз садится в ладью. Но на этот раз у него в руках — вёсла. Он словно впервые решает жить своей жизнью. Благо, в наше время в 47 лет, даже проиграв жизнь, её ещё можно переиграть. Но только его племянница и помощница Соня продолжает крутить педали стреноженного, не двигающегося с места велосипеда — продолжает пока свой Сизифов труд. Ей ещё предстоит то горькое открытие, которое сделал её дядя. А дядя Ваня, выпрыгнув из лодочки, снова танцует, и этот танец тонет в зрительских аплодисментах.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
18+
Калигула
Пластический спектакль
1 ч 40 мин, без антракта
Подробнее
16+
Скамейка
Лирическая комедия
1 ч 30 мин, без антракта
Подробнее
12+
Чужие берега
Поэтический спектакль
2 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Спектакль Московского Губернского театра «Сорок первый» посвящён любви во время Гражданской войны
28 марта 2023
В Московском Губернском театре состоялась премьера драмы «Сорок первый» в постановке...
«Сорок первый»: История невозможной любви в Московском Губернском театре
27 марта 2023
Иван Пачин с нежностью интерпретирует знаменитую повесть Бориса Лавренева. В...
Премьера пронзительного спектакля «Сорок первый» в Московском Губернском театре: «Две странницы вечных - любовь и разлука…»
27 марта 2023
Любовь и долг, чувства и убеждения, ценности и цели, надежды и грёзы... На протяжении...
"Сорок первый", и это про другую войну
27 марта 2023
Совершенно необычный спектакль под названием "Сорок первый" режиссёра Ивана Пачина...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «ЭТО БУДЕТ НЕОБЫЧНЫМ И ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ОПЫТОМ»
27 марта 2023
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый». Критики уже...
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый»
25 марта 2023
23 марта в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля по повести Бориса...
Премьера спектакля "Сорок первый" состоялась в Московском Губернском театре Подробнее: https://www.m24.ru/galleries/kultura/24032023/562234?utm_source=CopyBuf
24 марта 2023
Спектакль "Сорок первый" создали по одноименной повести Бориса Лавренева в Московском...
Драму «Сорок первый» представили в Московском Губернском театре
24 марта 2023
Он должен был стать сорок первым, кого сразила бы её пуля. Пленника и девушку штормом...
В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля "Сорок первый"
24 марта 2023
Постановка – про историю любви девушки-снайпера и поручика белой армии. В Московском...
«Сорок первый» – премьера в Московском губернском театре
23 марта 2023
История о любви, которая рождается вопреки миру и времени на необитаемом острове,...
В Московском Губернском театре представили спектакль по книге Бориса Лавренева «Сорок первый»
23 марта 2023
Московский Губернский театр представил зрителям премьеру спектакля по книге Бориса...
Иван Пачин выпускает недетскую премьеру о любви на войне
23 марта 2023
Сегодня и завтра, 23 и 24 марта, на Малой сцене Московского Губернского театра пройдёт...
Губернский театр представит премьеру спектакля "Сорок первый"
23 марта 2023
23 марта на сцене Московского Губернского театра состоится премьера спектакля по повести...
«Сорок один убитый враг»: в Губернском театре прошла премьера спектакля о Гражданской войне
23 марта 2023
В Московском Губернском театре (МГТ) – премьера спектакля «Сорок первый» по одноименной...
В Губернском театре пройдет премьера спектакля "Сорок первый"
22 марта 2023
Режиссером выступил Иван Пачин МОСКВА, 23 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр...
Сергей Безруков сыграл для вартовчан спектакль по сказке Экзюпери
21 марта 2023
Где ты, Маленький Принц? Сергей Безруков шёл вдоль первого ряда Дворца искусств и...
Спектакль "Маленький принц" с участием Сергея Безрукова состоялся в Нижневартовске
20 марта 2023
Одна книга, читатель и целый оркестр. Так прошел спектакль «Маленький принц» от Сергея...
Что ждет зрителей на премьере «Сорок первый»: в МГТ готовят театральную бомбу
18 марта 2023
На сцене Московского Губернского театра (МГТ) развернется настоящая приключенческая драма...
«Сорок первый» Бориса Лавренева в Губернском театре
14 марта 2023
Московский Губернский театр готовит премьеру спектакля по повести Бориса Лавренева «Сорок...
Московский Губернский театр покажет премьеру спектакля "Сорок первый" по повести Бориса Лавренева
06 марта 2023
В Московском Губернском театре готовят премьеру спектакля "Сорок первый" по одноименной...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре