Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова: Пресса о МГТ
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова

15 апреля 2022
Мария АТРОЩЕНКО, News29
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом Большого детского фестиваля.

Но кроме режиссёра и исполнителя титульной роли постановку с БДФ, по сути, ничто не связывало. Просто показом чеховских сцен из деревенской жизни Сергей Безруков вернул «архдраме» долг — за несыгранных прошлой весной «Энергичных людей».

Несмотря на то, что билеты на спектакль были недёшевы, в зрительном зале «архдрамы» был практически полный аншлаг. На подступах к сцене и на самой сцене Сергей Безруков и Анна Матисон поставили ящики с розовыми кустами и помидорной рассадой. Стол, за которым пьют остывший чай, пока разбиваются сердца, поставили на катурны из книжных стопок — так, как весь дом Войницких когда-то стоял на почитании профессора Серебрякова. Достопочтенный буфет, превращающийся то в ширму, то в дверь. Невесомая белая вуаль, которая работает призрачной завесой, укрытием и даже воображаемой подвенечной фатой.

На арьерсцене стоит грандиозная и пугающая конструкция — трапеция, похожая на пирамиду с усечённой верхушкой, этакую египетскую усыпальницу, совершенно не вяжущуюся с атмосферой деревенского быта. Понятно, что эта громадина — из другого мира. Внутри неё — качель-лодочка, какая раньше была, наверное, практически в каждом советском и постсоветском парке-аттракционов. Она раскачивается, как маятник часов, отсчитывающих уходящее время. 

Вверху на подвесах висит золочёный оклад — без иконы. Но эту пустующую раму всё равно освещают — правда, не лампадой, а электрической лампочкой. Эту своеобразную церемонию поднятия флага повторяют, хотя это, по сути, Сизифов труд. Для дяди Вани, осознавшего, что он зря посвятил Серебрякову всю жизнь, профессор вдруг оказывается такой же пустышкой, как кусок металла без иконописного лика. Кстати, портрет Серебрякова тоже на сцене — в момент кульминации, когда прозвучит выстрел, у него оборвётся одно крепление и он повиснет, скособочившись, на одном тросе.

Снимок экрана 2022-04-18 в 15.08.44-min.png

Дядя Ваня, которого играет сам Сергей Безруков, появляясь на сцене, танцует какой-то танец вроде трепака, хотя причин для радости особо нет: кажется, что жизнь прожита зря, а ещё эта неразделённая любовь к второй жене Серебрякова Елене Андреевне. В этой горько-сладкой пляске, кажется, больше Безрукова, чем дяди Вани — чувствуется наслаждение собственным мастерством. Впрочем, дядя Ваня в своём переживании проигранной жизни и невзаимности сам нарочно уходит в какое-то комикование, даже фиглярство: пародирует походку Серебрякова, говорит на разные голоса.

Доктор Астров в исполнении Антона Хабарова поначалу как-то не вызывает доверия: он, с иголочки одетый в белый костюм, скорбит об умершем пациенте, положив ногу на ногу, и выступившие слёзы утирает, картинно прикладывая ладони к векам.

Антон Хабаров

Вновь прибывшие обитатели дома Войницких носят медицинские маски. Одно только появление артистов в поднадоевших архангелогородцам «намордниках» вызывает понимающие аплодисменты. Но маски — не только примета времени и отсылка к пандемии, во время которой родился замысел спектакля. Средства индивидуальной защиты носят в основном в присутствии Серебрякова — словно так уж берегут капризного больного профессора. Правда, потом, ближе к финалу Елена Андреевна наденет её уже по другому поводу: как будто бы затем, чтобы удержать себя от ещё одного поцелуя с Астровым, с которым у неё в той самой лодке произошла любовная сцена.

Сцена из спектакля

Дядя Ваня же эту необходимость носить маску доводит до абсурда: надевая противогаз, он словно ещё одним способом пассивно-агрессивно высказывает разочаровавшему его профессору своё «фи». Неразделённую любовь своего героя к Елене Безруков решает через фотографию и большие фотопостеры, которые дядя Ваня любовно расставляет по сцене. Пытаясь обнять Елену, он обнимает, на самом деле, портрет. И хотя всё это — миражи, — но даже в финале не расстаётся с портретом.

Сергей Безруков

Тот самый стол на поверку оказывается не столом, а роялем. Инструмент, скрытый под скатертью, используемый не по назначению, становится в спектакле знаком судьбы Елены Андреевны. По заданию режиссёра Карина Андоленко играет её как талантливую пианистку, отказавшуюся от музыки ради мужа. Оттого такой надрывной получается сцена из конца второго действия пьесы, когда Елене хочется сыграть, но муж не велит. В тексте одно только слово — «Нельзя!». А в спектакле — грохот, стук, светопреставление… Здесь «Нельзя» — это не «не сейчас», это «никогда». Навсегда уезжая из усадьбы, Елена словно прощается не с Войницким, не с Астровым, а с роялем.

В финале дядя Ваня в очередной раз садится в ладью. Но на этот раз у него в руках — вёсла. Он словно впервые решает жить своей жизнью. Благо, в наше время в 47 лет, даже проиграв жизнь, её ещё можно переиграть. Но только его племянница и помощница Соня продолжает крутить педали стреноженного, не двигающегося с места велосипеда — продолжает пока свой Сизифов труд. Ей ещё предстоит то горькое открытие, которое сделал её дядя. А дядя Ваня, выпрыгнув из лодочки, снова танцует, и этот танец тонет в зрительских аплодисментах.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Чужие берега
Поэтический спектакль
2 часа 30 минут с антрактом
Подробнее
16+
Вишневый сад
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
16+
Сорок первый
Драма
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Колыбельная для одуванчика
Музыкальный спектакль
1 час 30 минут
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия
3 часа 30 минут, антракт
Подробнее
Последние статьи
Антон Хабаров: «Мне точно уже не интересно просто играть красавчика»
14 марта 2025
В дни, когда страна отмечала женский праздник, Московский Губернский театр порадовал...
СОБЛАЗНИТЬ СМЕРТЬ И ОБРЕСТИ ПОКОЙ
13 марта 2025
ПРЕМЬЕРА «ДОН ЖУАН. НОВЫЙ МИФ» В ГУБЕРНСКОМ ТЕАТРЕ 8 марта Губернский театр...
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» в Московском Губернском театре (16+)
12 марта 2025
«Мы показали две энергии – грешного, заблудшего и несчастного персонажа, и доброго,...
Бросая вызов морали и небесам
12 марта 2025
Премьера спектакля «Дон Жуан. Новый миф» Московский Губернский театр представил...
Рецензия на спектакль «Дон Жуан. Новый миф» (2025) в Губернском театре: как обнять небо
12 марта 2025
8 марта 2025 года на сцене Губернского театра в Москве состоялась премьера...
Небо в алмазах
11 марта 2025
На сцене Московского Губернского театра премьера – спектакль "Дон Жуан. Новый миф" по...
Танцы со смертью: Антон Хабаров сыграл Дон Жуана в комедии Мольера
11 марта 2025
Главную роль в постановке по комедии Мольера «Дон Жуан» режиссер Максим Меламедов...
АНТОН ХАБАРОВ: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»
10 марта 2025
— Я тут подумал: если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь....
«Дон Жуан. Новый миф» Губернского театра
10 марта 2025
В праздничные дни москвичей ждала премьера Губернского театра «Дон Жуан. Новый миф»....
Антон Хабаров заделался "Дон Жуаном"
10 марта 2025
Премьера спектакля о знаменитом ловеласе прошла в Московском Губернском театре 8 марта. ...
"Интервью": Антон Хабаров – о том, почему выбирает друзей по недостаткам
10 марта 2025
Как о людях отзывается актер Антон Хабаров? Почему друзей выбирает по...
В Губернском театре показали необычного "Дон Жуана" с Антоном Хабаровым
09 марта 2025
МОСКВА, 9 мар – РИА Новости. В Губернском театре 8 марта состоялась премьера трагикомедии...
Губернский театр представил новую интерпретацию "Дон Жуана"
08 марта 2025
Образ Дон Жуана – один из самых загадочных и противоречивых в мировой культуре. От...
Московский Губернский театр представил новую версию «Дон Жуана»
08 марта 2025
Великий сердцеед и обольститель всех времен. «Дон Жуан. Новый миф» — премьера на...
В МГТ состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"
08 марта 2025
Показы пройдут 8 и 9 марта МОСКВА, 8 марта. /ТАСС/. Московский Губернский театр (МГТ)...
«Дон Жуан. Новый миф». Премьера в Московском Губернском театре. Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 08.03.2025
08 марта 2025
На афишах Московского Губернского театра новые для него имена: в репертуар вошел...
Московский Губернский театр представляет премьеру спектакля «Дон Жуан. Новый миф»
08 марта 2025
Великий соблазнитель и история о вечном противостоянии добра и зла. «Дон Жуан....
Антон Хабаров играет Дон Жуана и Казанову и знает, что такое любовь с первого взгляда
07 марта 2025
8 марта в Губернском театре состоится премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф"....
В Губернском театре готовят премьеру "Дон Жуан"
07 марта 2025
Спектакль Максима Меламедова поставлен по классической пьесе Мольера,...
Антон Хабаров — о фильме «Казанова». Доброе утро. Фрагмент выпуска от 04.03.2025
04 марта 2025
На Первом канале начался показ авантюрного ретро-детектива «Казанова. В бегах». В студии...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре