Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков: «Дети, выросшие без любви, это другие люди»

09 декабря 2022
ФОТО: АНТОН ВОТАС
Новый очаг
На днях в Московском Губернском театре прошел моноспектакль «Маленький принц» – в исполнении Сергея Безрукова. Часть средств от мероприятия будет перечислена в фонд «Измени одну жизнь», который вот уже десять лет помогает детям-сиротам найти приемных родителей. За это время более 23 тысяч мальчиков и девочек были устроены в семьи. О том, что для него значит сиротство и почему он стал помогать фонду, Сергей Безруков рассказал в интервью «Новому очагу».

Сергей, как началось ваше сотрудничество с фондом? Как вы о нем услышали, помните обстоятельства?

Меня познакомила с ним моя жена Аня (Анна Матисон, режиссёр, супруга Сергея Безрукова – «Новый очаг»). Она к тому времени уже несколько лет поддерживала фонд «Измени одну жизнь». Когда я узнал о фонде, который дает шанс детям, оставшимся без родителей, обрести семью,  первой мыслью было — помочь. Они создают видеоанкеты, благодаря которым ребенок становится «видимым». И я предложил озвучивать эти небольшие ролики, короткие фильмы о каждом мальчике и девочке, об их характере, увлечениях, мечтах. Рад был отдать свой голос детям! Размещаю их истории в соцсетях, мы стараемся сделать так, чтобы их заметили, увидели, что каждый из этих детей — живой человек, личность, а не просто казенная строчка в базе данных . И что всем им очень нужна любящая и заботливая семья.

История каждого ребенка – совершенно потрясающая.

Когда я начитываю их анкеты, то порой это эмоционально тяжело, потому что судьбы у этих, совсем маленьких, детей очень непростые. Некоторым из них меньше года, но все — и малыши, и подростки, кто оказался в детском доме, пережили серьёзные душевные травмы. У ребёнка обязательно должна быть семья, он должен знать, каково это — иметь маму и папу, свой дом, быть любимым.

Потому что дети, выросшие без любви, без поддержки – это совершенно другая психология, это другие люди.

Очень важно, чтобы они получили адаптацию, были в социуме, потому что часто они выходят из детских домов неприспособленными к жизни. Когда их просто раз в год заваливают подарками, это не эффективная помощь, они не знают цену этим игрушкам. Им куда важнее человеческое внимание, забота, ласка, которых им катастрофически не хватает. И это самое страшное.

ФОТО: АНТОН ВОТАС

Что вы до этого знали о сиротстве? Соприкасались ли с темой в течение жизни? Или, может быть, были какие-то образы из книг, фильмов?

Конечно, я был знаком с этой темой, прежде всего, по книгам и фильмам про детские дома – «Республика ШКИД», картина Николая Губенко «Подранки», которую я помню до сих пор, она произвела на меня неизгладимое впечатление. Есть замечательная картина Андрея Кравчука «Итальянец» про ребенка из детского дома – трогает до слез. И вот одна из последних – «Недетский дом», которую я советовал бы посмотреть. Замечательная картина, она была представлена на ММКФ, и проблематика, которая там показана, очень важна.

Что вас больше всего поразило в первом приближении? 

Меня поразила история о детях-отказниках в родильном доме: в отличие от обычных детей, они молчат. Они не плачут, потому что понимают, что к ним никто не подойдет. Как многодетный отец я знаю, что это такое, когда ребенок плачет, потому что нуждается в маме. А когда дети не плачут, потому что они знают, что к ним никто не придет, а просто смотрят в потолок, — это настолько страшно, до слёз.

И когда ты всё это узнаешь, то не можешь пройти мимо, не можешь остаться равнодушным.

Сейчас я понимаю, что есть, условно говоря, два основных направления, по которым нужно работать: первое – рассказать о ребёнке, донести информацию о нем, благодаря чему удается отыскать будущих приёмных родителей. И второе, не менее важное – помочь приёмным родителям, как будущим, так и уже действующим. Потому что им необходима качественная подготовка на пути к ребёнку и профессиональная поддержка во время адаптации, воспитания, обучения приёмного сына или дочери. Нужно понимать особенности поведения детей, переживших травму потери кровной семьи, жестокое обращение или пренебрежение, опыт жизни в сиротском учреждении.

Понимать, почему, например, ребенок вначале как будто всё делает для того, чтобы вызвать с вашей стороны негатив, чтобы его вернули детский дом.

Не потому, что он, на самом деле, хочет туда вернуться, а потому что ему тяжело, его мир снова рушится и меняется, он боится заново поверить, весь его прошлый опыт мешает ему строить доверительные искренние отношения. И это серьезное испытание для родителей — насколько они выдержат, смогут ли выстоять, не сдаться. Безусловно, им нужна поддержка, моральная и психологическая, нужна помощь специалистов — психологов, юристов, нужна помощь в обучении приёмных детей и, конечно, нужна подготовка к тому, с чем придется столкнуться каждому родителю, который берёт ребёнка в семью. Потому что будет непросто.

К сожалению, нередки случаи, когда приемные родители возвращают детей в детдома, и это самое страшное, это травма на всю жизнь. Вот чего нельзя допустить.

И тут на помощь тоже приходит фонд, который организует различные программы для подготовки к приёмному родительству и для поддержки семей с приёмными детьми на различных этапах.

ФОТО: АНТОН ВОТАС

Расскажите про видеоанкеты детей – вы неоднократно ими делились в своих соцсетях. Как они влияют на поиск семей? 

Конечно, наша поддержка и помощь фонду не может решить все проблемы, но я  вношу свою лепту по мере сил и возможностей. Я публикую анкеты ребят в моих соцсетях, а у меня огромное количество подписчиков. Люди делают репосты, информация распространяется еще шире, и благодаря этому находятся те, кто готов взять ребёнка в семью. В постах всегда есть ссылка на сайт, телефоны, куда можно обратиться и узнать,  как помочь. И поверьте, это счастье – узнавать, что благодаря нашим совместным усилиям дети находят семью!

ФОТО: АНТОН ВОТАС

Какая самая вдохновляющая история произошла за время вашего сотрудничества с фондом?  

Тот момент, когда нашел семью первый ребёнок с непростыми особенностями здоровья, о котором я рассказал в своих соцсетях. Это была  девочка Виктория из Приморского края. Когда стало понятно, что это действительно работает. Что все вместе мы можем помочь детям найти дорогу к дому. За то время, что мы дружим с фондом, я озвучил 58 детских анкет, из них 21 ребенок уже в семье. Это вдохновляет, поверьте.

ФОТО: АНТОН ВОТАС

Почему вы решили поучаствовать в акции в честь десятилетия фонда?

Как я говорил, в этом деле очень важна информация. Порой  люди и готовы усыновить ребенка, но не знают, как это сделать, куда обратиться. Этим мы и занимаемся – помогаем, доносим информацию о фонде, который уже 10 лет помогает детям-сиротам обрести семью. Поэтому нужна эта акция, которая проводится к юбилею фонда – для того чтобы привлечь внимание к теме, рассказать, ответить на вопросы. В рамках этой акции в Московском Губернском театре, который я возглавляю, мы и сыграли спектакль «Маленький принц», часть средств от которого будут перечислены фонду «Измени одну жизнь».

ФОТО: АНТОН ВОТАС

А почему вы выбрали именно этот спектакль? Что для вас «Маленький принц»?

В этой сказке-притче Экзюпери заложено много важных смыслов. Это история мальчика, который путешествует по Вселенной, познает мир, учится любви и дружбе. Он одинок, но его жизнь наполняется смыслом, когда он ухаживает за любимым цветком и когда он находит друга в мудром Лисе, который учит его таким  простым, но таким важным вещам.

Если перекладывать это на тему нашего разговора, то каждый из ребят, о котором я рассказываю в анкетах, – такой же маленький принц, которому нужно помочь узнать этот мир, планету Земля, чтобы он не чувствовал себя на ней одиноким. В «Маленьком принце»  есть замечательные строки: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».  Это очень важные слова. Если вы берете ребенка из детского дома, вы берете за него ответственность. Вы в ответе за тех, кого приручили.

ФОТО: АНТОН ВОТАС

Как сейчас устроен репертуар театра?

К счастью, мы постепенно возвращаемся к привычной жизни после пандемии, в зал вернулись аншлаги. В театре кипит жизнь: идут спектакли, репетиции, выпускаем премьеры – по 4 новых спектакля в год. Недавно была музыкальная премьера – «Джаз-комедия». Это спектакль-праздник, легкая комедия с участием нашего Губернаторского оркестра. Сейчас работаем над следующей премьерой: «Женитьба. Почти по Гоголю», которую выпустим в начале следующего года.

В Губернском театре мы большое внимание уделяем репертуару для детей, для семейного просмотра: в афише 13 спектаклей для юной аудитории. Это было изначальной моей установкой: зрителей нужно воспитывать и приучать к театру с детства. Уже совсем скоро, через 5-7 лет они вырастут и придут к нам в театр уже на взрослые спектакли. И конечно, для этого нужно сделать все, чтобы театр их не разочаровал, чтобы они полюбили его, чтобы «привычка» ходить в театр стала частью жизни. Не говоря уж о том, что совместный просмотр спектакля с мамой и папой, а после обсуждение историй героев и тех смыслов, что заложены в постановке, – это одно из самых ярких впечатлений, которые остаются с ребенком на всю жизнь. Это очень важно.

ФОТО: АНТОН ВОТАС

На что посоветуете сводить детей?

На всё! У нас действительно хорошие, добрые детские спектакли. В новогодние каникулы думаю, детям интересно будет увидеть наши замечательные «зимние сказки»: «Морозко» и «Щелкунчик», хотя билетов на них уже почти не осталось. Есть в нашем репертуаре и «театральные блокбастеры»: «Книга джунглей. Маугли» и «Остров сокровищ». Это масштабные, красочные спектакли, с прекрасной оригинальной музыкой, зрелищными декорациями, яркими костюмами.

И что самое важное: артисты в нашем театре работают «по-настоящему» даже в детских спектаклях, я за этим слежу. С детьми и в жизни, и на сцене нужно быть честным, говорить с ними серьезно, без нравоучений и без сюсюканья. Как говорил знаменитый режиссер Станиславский, «для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше». Они этого достойны, ведь они – наше будущее, как бы банально это ни звучало.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
16+
Дядя Ваня
Драма
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Энергичные люди
Музыкальная комедия
3 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
16+
Без вины виноватые
Мелодрама из актерской жизни
2 часа с антрактом
Подробнее
6+
Про...Чехова
Пластический спектакль с элементами театра кукол
1 час
Подробнее
6+
Остров сокровищ
Приключения
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
ПРЕМЬЕРА МОНОСПЕКТАКЛЯ С БАРДОВСКИМИ ПЕСНЯМИ СОСТОЯЛАСЬ В ТЕАТРЕ МОСКВЫ
30 сентября 2024
В Московском Губернском театре состоялась премьера «Колыбельная для одуванчика». В...
Губернский театр представит моноспектакль с бардовскими песнями
27 сентября 2024
Премьерный показ "Колыбельной для одуванчика" пройдет на Малой сцене МОСКВА, 27 сентября....
Пока не опустят занавес
26 сентября 2024
Театральный сезон в Московском Губернском театре открылся спектаклем «Капитанская дочка»...
В новом сезоне Губернский театр покажет зрителям семь премьер
24 сентября 2024
12-й театральный сезон в Московском Губернском театре (МГТ) открылся премьерой спектакля...
Юный актёр Станислав Соломатин уже семь лет служит в Губернском театре
24 сентября 2024
Станиславу Соломатину всего 13 лет, а он уже известный артист. На его счету главные...
СВОБОДЫ, ЧЕСТИ И ЛЮБВИ – ПРЕМЬЕРА «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ» СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА
24 сентября 2024
Московский Губернский театр открыл новый сезон премьерой спектакля Сергея Безрукова...
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»
23 сентября 2024
«Возвращаясь с работы домой, я продолжаю фонтанировать идеями, думать о театре, кино,...
"Это Москва. Люди": спектакль "Капитанская дочка"
21 сентября 2024
Спектакль "Капитанская дочка" по мотивам одноименной повести Александра Пушкина открыл...
«Капитанская дочка»: Эталон русской классики на театральной сцене
20 сентября 2024
Сергей Безруков выпустил свою инсценировку знакового романа – в формате следственного...
"Интервью": Сергей Безруков – о том, как оставаться интересным для зрителя
19 сентября 2024
Что каждый режиссер ищет в классическом произведении? Как оставаться интересным для...
Это про Пугачева и пугачевщину? Или это про нас? Или это вообще про людей - вне времен и стран?
15 сентября 2024
Андрей Максимов - о постановке Безрукова "Капитанской дочки" в Губернском театре Я знаю,...
Изображая жертву: Безруков устроил следственный эксперимент Пугачеву
13 сентября 2024
Народный артист представил премьеру драмы Пушкина в оригинальном прочтении Сергей...
Губернский театр открыл сезон "Капитанской дочкой" в постановке Безрукова
13 сентября 2024
МОСКВА, 13 сен — РИА Новости. Спектакль "Капитанская дочка" в постановке Сергея Безрукова...
Губернский театр открыл сезон премьерой "Капитанской дочки"
13 сентября 2024
Режиссером постановки выступил Сергей Безруков МОСКВА, 13 сентября. /ТАСС/. Московский...
На сцене Московского Губернского театра поставили «Капитанскую дочку»
12 сентября 2024
Большая премьера на сцене Московского Губернского театра. Знакомая со школьной скамьи...
«Капитанская дочка»: новое прочтение повести
11 сентября 2024
В Московском Губернском театре показали новое прочтение знаменитой повести Александра...
Худрук Губернского театра Безруков представит новую версию «Капитанской дочки» 12 сентября
11 сентября 2024
«Капитанская дочка» в формате следственного эксперимента. В Губернском театре представили...
В двух московских театрах открылся новый сезон
11 сентября 2024
Это Московский губернский театр и Московский театр мюзикла Новый сезон открылся и в...
Московском губернском театре состоялась премьера "Капитанской дочки"
11 сентября 2024
Закрытый показ: Сергей Безруков поставил спектакль «Капитанская дочка»
11 сентября 2024
Премьера откроет сезон Московского Губернского театра. В Московском губернском...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре