7 дней
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Сорок первый». Критики уже называют его одним из главных хитов сезона.
«Война — войной, любовь — без расписания»: примерно с таким настроением покидали Московский Губернский театр первые зрители спектакля «Сорок первый». Никаких аллюзий к цифре 41. Речь идет не о трагической календарной дате, а об обычном поручике и его возлюбленной, боевой девчонке, история которых случилась эпохой раньше.
Действие «Сорок первого», блестяще поставленного в театре под руководством Сергея Безрукова, происходит в годы Гражданской войны. Согласно сюжету, основанному на одноименной повести Бориса Лавренева, на необитаемом острове оказались после шторма классовые враги: Марютка, которая пишет стихи о революции и Ленине и, будучи снайпером, ведет счет убитым офицерам, и поручик белой армии Вадим Говоруха-Отрок, который должен был стать в ее списке сорок первым.
Оказавшись отрезанными от мира, они находят любовь. На полтора часа, что длится постановка, будто бы отрезанными от мира становятся и зрители, погруженные в историю, которая не может оставить равнодушной даже спустя век после того, когда происходят события, разворачивающиеся на сцене.
Глядя на то, как во время спектакля в зале смеются, плачут и шёпотом просят друг у друга салфетки, невольно задаёшься вопросом: не это ли — грандиозный успех режиссера Ивана Пачина? Похоже, он и есть. Иван по праву считается одним из самых талантливых режиссеров своего поколения, работающих для детской и юношеской аудитории, постановка в Губернском театре станет первым обращением к взрослому материалу
«Иван Пачин — один из тех режиссеров, с которыми наш театр хотел поработать давно, — говорит художественный руководитель МГТ Сергей Безруков. — Это очень интересный режиссер, со своим особым видением мира, с особым режиссерским почерком и стилем игры. Его постановки при кажущейся простоте трогают до глубины души, причем зрителей любого возраста: и взрослых, и подростков, и детей. Спектакли Пачина четыре раза становились победителями Большого Детского фестиваля. Поэтому я очень рад, что наша совместная работа состоялась, для актеров Губернского театра работа с Иваном Пачиным станет очень необычным и важным опытом. Мы предложили Ивану поработать над повестью Бориса Лавренева «Сорок первый» — помимо того, что это потрясающий литературный материал, он, как мне кажется, звучит сегодня очень актуально».
Герои спектакля, пусть они герои и не нашего времени, теперь заставляют особенно задуматься о многом. Юная тоненькая Марютка, девочка-воин, пишущая нелепые стихи о революции и Ленине, бывшая рыбачка, а теперь революционный снайпер, ведущая счет убитым ею врагам (уже сорок!) — и Вадим Говоруха-Отрок, поручик белой армии с синими, как море глазами. Белая кость, враг из другой жизни, другой культуры, той, что исчезнет безвозвратно в страшной Гражданской войне.
«Сорок первым должен был стать в Марюткином счете гвардии поручик Говоруха-Отрок. — Но то ли от холода, то ли от волнения промахнулась Марютка. И остался поручик в мире лишней цифрой на счету живых душ», — так начиналась эта история в повести. А уж как она завершилась – все это в самом честном, живом и даже, наверное, душераздирающем спектакле.
«Повесть «Сорок первый» Бориса Лавренева — это знаковый текст, — говорит Иван Пачин. — Он о любви, я бы даже сказал, — о христианской любви, при этом в нем есть очень своеобразный юмор. Я как режиссер еще не брался за такого рода материал, поэтому было очень интересно решать, как он сегодня должен быть сыгран, как это сегодня должно звучать, как отзываться. Это история про девочку Марютку, которая относится к жизни так, как нам всем нужно бы поучиться. Она пытается быть честной с той жизнью, которая ей дана. Пытается соответствовать тем высоким категориям и идеалам, которые диктует ей время. И это та степень честности, открытости, наивности, которой всем нам не хватает сегодня».
В ролях: Антон Соколов / Евгений Сыркин (Говоруха-Отрок), Ирина Токмакова / Дарья Рябцева / Юлия Пилипович (Марютка), Сергей Медведев (Евсюков), Алексей Веретин / Сергей Ренсевич (Автор).
Режиссер – Иван Пачин
Инсценировка – Федор Парасюк
Сценография и костюмы – Ольга Галицкая
Художник по свету — Павел Бабин
Художник мультимедиа — Аня Леонова
Звукорежиссер — Матвей Родионов
Хореограф — Елена Борисова
Координатор постановочной группы — Мария Николаева
Материал на сайте издания