Светлана Тирская, «Алтайская правда», 22.04.2016.
Единственный спектакль народного артиста России Сергея Безрукова состоялся в краевом театре драмы. Перед его началом гость встретился с заместителем губернатора края Даниилом Бессарабовым, начальником краевого управления по культуре и архивному делу Еленой Безруковой и журналистами.
Фото Андрея Каспришина
Дом культуры «Мечта»
Встреча была теплой и непринужденной. Она началась с извинения дорогого гостя за опоздание – новую разницу во времени кто-то не учел. Безруков пошутил: «Живете впереди! Москва еще в четырех часах позади, а вы – в будущем уже!» Почти сразу разговор зашел о любимом детище гостя.
– Возглавляя Московский Губернский театр, я отвечаю за его репертуар, – сказал Безруков. Мои спектакли – это только мои спектакли, а репертуар нашего театра обширен – от детских музыкальных постановок до фантасмагорий. Недавно поставили, как мне кажется, достойного внимания «Веселого солдата» по Астафьеву. Жесткая, серьезная проза о войне, об окопниках, о простом русском солдате. Астафьев очень сильный писатель. Думаю, вашим зрителям его было бы интересно посмотреть. В Москве смотрят с интересом – «пробивает» спектакль очень сильно.
– Астафьев писал «Прокляты и убиты», уединившись в одной из деревень нашего края, – заметила Елена Безрукова.
– Алтай и Красноярский край, думаю, очень схожи по душе… Считаю, стоит привезти сюда этот спектакль с Борисом Галкиным в главной роли. Артист тридцать лет не выходил на театральную сцену, но принял наше предложение сыграть Виктора Петровича Астафьева – он был с ним лично знаком. Галкин блестяще справился со своей ролью, создал просто потрясающий образ.
Я приезжаю к вам пока один, но хотелось бы привозить спектакли Московского Губернского театра. Ему всего два с половиной годика, о нем мало кто знает. Я слишком много на себя беру, – рассмеялся, как бы спохватившись, Сергей Безруков. – Два с половиной года – а мне хочется, чтобы знали все! У нас и молодежь интересная, и старшее поколение. Работая двадцать лет в «Табакерке», я, конечно же, занимался и постановкой спектаклей как режиссер, хотя в программе значился ассистентом. Был потом в моей судьбе и антрепризный театр – но у критики к нему особое отношение… Теперь уже настало время абсолютно серьезного театра.
У нас есть классические постановки, например, масштабный, большой Островский. Я поставил фантасмагорию по Гоголю, он там весь в одном спектакле – образы, символы, метафоры… Такой искрометный, символичный Гоголь получился, постановка в стиле дю Солей – цирк, совмещенный с драматическим искусством. Сейчас работаем над «Свадьбой Кречинского» с Антоном Хабаровым в главной роли. Есть у нас и музыкальное направление, сказки для детей и взрослых. Еще до того, как Хабенский с Башметом выпустили «Маленького принца», я сделал свой спектакль, причем с губернаторским оркестром – он в труппе нашего театра. Я разыграл кукольный спектакль перед детьми: оркестр исполнял музыку Сен-Санса, Дебюсси, Равеля. Причем классика звучала в духовой аранжировке – и это совершенно иначе, нежели в исполнении симфонического оркестра. Есть у нас и спектакли социального направления, жесткие по правде своей. Говорить о Губернском театре могу бесконечно, – рассмеялся Безруков, – но очень хочется все это привезти к вам. Театр надо показывать – тогда уже есть о чем поспорить, о чем писать театроведам и театральным критикам, вести предметный разговор…
– Вы говорили о детских спектаклях, – заметил Бессарабов. – У нас есть замечательная площадка, Молодежный театр Алтая. Там имеется и малая сцена, на которой можно ставить камерные вещи.
– Нам два с половиной годика, а мы уже нарасхват, – снова улыбнулся Безруков. – Наш театр в прошлом году включили в программу «Большие гастроли», в Ханты-Мансийск и Сургут мы привезли огромнейший, масштабный проект «Маугли» – даже многие взрослые впервые в своей жизни видели детский спектакль такого уровня. Летом мы поедем в Калининград. Будем надеяться, что когда-то доберемся до городов и сел Алтайского края, ведь в рамках «Больших гастролей» есть возможность охватывать весь регион.
Губернский театр выступил с инициативой трансляций. Буквально на днях я сыграл спектакль «Хулиган. Исповедь» в театре, а постановку в прямой трансляции увидели зрители в Доме культуры «Мечта» поселка Селятино (Наро-Фоминского района Московской области. – Прим. авт.). Отзывы, которые мы получили оттуда, дорогого стоят – люди из ДК выходили заплаканными. Воздействие было абсолютно таким же, как на живом спектакле. Мы эту инициативу хотим использовать и в других регионах. Может быть, в следующий раз договоримся с вашим местным телеканалом – и охватим реально весь регион! Я играю в Барнауле, а меня смогут увидеть и в Бийске, и в селах края… Почему не дать возможность людям в далеких поселениях, в которые невозможно привезти большой спектакль, увидеть на экране живую трансляцию? Театр – вечное искусство, нужно к нему приучать. Люди посмотрят спектакль на экране, и кто-то, быть может, подумает: «А поеду-ка я в театр имени Шукшина!..»
«Шукшин обязательно будет!»
– Есть у меня планы и по Шукшину, – улыбается актер, – но я пока не буду о них говорить… Мне бывает так обидно: только что-то сделаешь – раз, кто-то уже повторяет! Только сказал о какой затее – все уже ее используют! Поэтому мы будем помалкивать (смеется). А идея есть, и я надеюсь ее реализовать. Но надо, чтобы артисты подготовились для такой работы. Не переживайте – Шукшин в нашем театре обязательно будет!
Я Василия Макаровича очень люблю. К тому же наш театр носит имя Губернского, а Шукшин писал о простых людях. Да так писал, что можно до сих пор зачитываться, настолько образы живые! И сама судьба Василия Макаровича удивительная: как он пробивался, как шел к своей славе, сколько испытал, прежде чем стал известным… Василий Макарович – уникальная личность, и очень важно, чтобы в репертуаре театра был Шукшин.
Мне кажется, что для актера играть шукшинский репертуар очень полезно. Потому что актер порой играет сложные образы, причем сложные до… непонятности. А простого человека сейчас сыграть гораздо труднее, нежели какую-то условную роль в условном театре, нечто отстраненное для театральной критики… Но ты попробуй сыграть абсолютно простое, по-живому, по-настоящему, так, чтобы зритель в зале воспринимал не игру актера, а живого человека на сцене! Тут же такая серьезная задача стоит – быть живым на сцене. Шукшинские персонажи все очень живые, сильные, с огромным количеством эмоций, страстей человеческих. И вот так – по правде! – оказывается, в наше время не каждому дано сыграть. Мы разучились играть простое так, чтобы это было захватывающе, по-настоящему заразительно и честно.
Подпитываться энергией
– Вы тепло отзываетесь о нашем крае. Поездки на Алтай вас вдохновляют? – задал вопрос один из журналистов.
– Конечно! +4 в Москве и +22 у вас – как тут не вдохновиться? Разница в градусах, – снова рассмеялся артист. – Край ваш уникальный! По своему положению и по силе, энергетике, которая сохранилась до сих пор на Алтае. К нему нужно относиться благоговейно и, конечно же, его надо беречь.
Когда возглавляешь театр, то нужно обязательно подпитываться энергией. Необходимо также смотреть работы своих коллег, спектакли других театров, вдохновляться в путешествиях. Сегодня я хотел посетить ваш Художественный музей, а там реконструкция идет. Я прошелся – смотрю, серьезно строится, объемы впечатляют…
С радостью стал бы одним из первых посетителей вашего музея. Я очень люблю живопись, не пропускаю художественных музеев ни в одном городе. В провинции порой вижу потрясающие коллекции, о которых никто не знает, – я потом их фотографии в соцсетях выкладываю. Люди попадают на виртуальную экскурсию, и это, мне кажется, способствует продвижению музея, зарождению интереса к искусству. Нельзя в Питере не пойти в Русский музей, а в Москве в Третьяковку. В Краснодаре я открыл для себя замечательный музей: там потрясающие собрания, в том числе начала XX века. Будем надеяться, что и у вас здесь будет великолепное открытие музея, потому что размах очень солидный.
Убежден, что раскрывать таланты детей лучше всего приобщая их к искусству. Слушать с ними музыку нужно обязательно, смотреть живопись – непременно. Необходимо с самого раннего возраста их водить и водить, показывать и показывать… И непонятно, в какой момент – щелк! – сработает детская память, впечатление оставит след в душе…