Сергей Безруков: «Мы готовы играть даже для 10 процентов зала»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков: «Мы готовы играть даже для 10 процентов зала»

29 Декабря 2020
РИАМО
Фото: Александр Мазнюк, Герман Жигунов

Худрук Московского Губернского театра рассказал про работу во время пандемии и планах на Новый год.

Уходящий 2020 год стал довольно богатым на интересные и неожиданные премьеры в Губернском театре. В конце декабря состоялась премьера «Поэтическое кабаре «Луч». Это новый формат поэтического спектакля. Он рассказывает об эпохе «оттепели», в нем использованы произведения 27 поэтов, некоторые из которых впервые звучат с театральных подмостков. О том, как родилась идея «Поэтического кабаре», почему вместо «Маскарада» поставили «Дядю Ваню» и что из этого вышло, и как театр выживает в пандемию, в интервью РИАМО рассказал художественный руководитель МГТ Сергей Безруков.

Неизвестные шестидесятники

- Сергей Витальевич, недавно вы представили второй спектакль из цикла «Поэтическое кабаре». Первый спектакль – «Серебряное зеркало» — уже имел большой успех у публики. Как возникла идея таких спектаклей?

- Идея возникла у нашего педагога по речи и вокалу Ольги Матвеевой. Первый спектакль был о женской поэзии Серебряного века, мы его делали в фойе театра. И потом у нее возникла идея взять 60-е годы – с 1957 по 1964. Взять «лианозовскую группу» и показать ту поэзию, о которой люди не знают.

Есть «продвинутые дайверы», которые знают поэтический андеграунд. Но обычно известны только самые раскрученные и популярные шестидесятники – Вознесенский, Евтушенко, Ахмадуллина. А вот «лианозовскую группу» уже вряд ли кто-то вспомнит.

Потом мы стали работать, и я вносил какие-то коррективы, потому что мне хотелось видеть определенную историю – историю взаимоотношений той эпохи, историю любовных треугольников.

Хотелось поговорить о главном, о вечном – о любви. Человек должен понимать, что главное в этой жизни – совесть, душа, любовь.

И сказать о том, что все эти представители андеграунда и богема – это все советские люди, которые действительно любили страну, каждый по-своему. Они все были продуктами своего времени.

- Почему вы обратились именно к периоду оттепели? Перед вами стояла просветительская задача – рассказать о поэтах того времени?

- С одной стороны, да, это просветительская работа – мы хотели, чтобы люди послушали совершенно неизвестных поэтов-шестидесятников. У нас в фойе есть стенды, где мы даем всю информацию о поэтах. В антракте можно посмотреть, почитать и многое узнать.

С другой стороны, это ностальгия по времени, по людям. В спектакле – и музыка, и песни, и образ стиляг, и ощущение яркой, насыщенной жизни. Как в фильмах «Оттепель» и «Стиляги», мы захотели создать свой мир.

У нас в спектакле соединяются два мира – кафе «Луч» с богемой и пивная «Поплавок», где собираются люди попроще. Возможно, это люди более приземленные, но они не лишены простых человеческих чувств. У них все более искренне, более азартно, более заразительно. И задача была соединить эти два мира, чтобы в конце они были за одним столом.

- А будет ли продолжение? Или, может быть, к Серебряному веку вернетесь?

- Посмотрим, может быть, возьмем поэзию иммигрантов, есть у нас идеи. Первый спектакль имел большой успех – это жанр, когда стихи оживают на сцене и превращаются во взаимоотношения людей.

О «Дяде Ване»

- Другая громкая премьера сезона – спектакль «Дядя Ваня». Вас не беспокоило то, что вы ставите пьесу, которая имеет множество режиссерских прочтений?

- Нет. В этом и есть одна из задач режиссера – не повторяться, не тиражировать классику, а искать свои собственные смыслы. Мне кажется, что я нашел неожиданные акценты, которых еще не было.

В «Дяде Ване», как говорил Чехов о своих пьесах, – «пять пудов любви», тут есть самые разные ее ипостаси – безответная, страстная, платоническая, мимолетное увлечение. Здесь люди бесконечно живые, они не просто ходят и рефлексируют по поводу потерянной жизни, а это борьба за существование, борьба за уходящее время, борьба за свою любовь. Здесь все накалено страстями – энергия взорвавшегося вулкана присутствует, она внутри каждого из персонажей.

В спектакле много атмосферы деревенской жизни – когда дождь шумит, когда есть ощущение внутренней пустоты. Эта атмосфера и в звуках: есть даже мои куры, которых я специально записал для спектакля. На сцене действительно звучат мой петушок Петя, моя собака Лаки, которая живет на даче. Это все то, что я слышал, живя деревенской жизнью этой весной и летом, это живые звуки.

Я нашел особое звучание спектакля – это звуки колесной лиры. Все лето я искал музыку к этому спектаклю, мне хотелось найти правильную интонацию, и я услышал замечательного музыканта Андрея Виноградова, который играет на французской колесной лире. Мне очень понравилось его исполнение. И после этого родился образ спектакля в своем звучании. Мы заказали в Воронеже русскую колесную лиру, и исполнитель роли Вафли, Миша Шилов, научился на ней играть. Это все живой звук на сцене. Звук совершенно тантрический, медитативный – то, что мне было нужно.

В спектакле кипят шекспировские страсти. Профессор Серебряков очень любит Елену Андреевну. Впервые я показываю Серебрякова очень больным человеком: ревматизм, подагра – это не пустые слова. Но главное здесь – отсутствие любви. У него она есть, а у нее – нет, и это трагедия. Но он не собирается сдаваться.

Интересным у нас получился Астров в исполнении Антона Хабарова. Многое из того, что он делает в этой роли, Антону абсолютно не свойственно, и он никогда этого не играл в прежних своих ролях. Я еще работаю как режиссер-педагог и с каждым выстраиваю роль. Астров – человек опустошенный, который понимает, какая пустота у него внутри – отсутствие любви. Он никого не любит. Хотя он испытывает страсть к Елене Андреевне, но это мимолетное увлечение, которое разрушает. Это история о грехопадении.

Дядя Ваня, человек, который живет миражами, в моей интерпретации – фотограф. Он фотографирует Елену Андреевну и делает из этих снимков огромные полотна, портреты, с которыми он живет.

Войницкий (в исполнении самого Сергея Безрукова – прим. ред.) тоскует о потерянном времени, но он по-настоящему любит.

Мне понравилось одно критическое сравнение – «Когда герои комедии Вуди Аллена попали в шекспировские страсти». Это как раз то, что я задумывал.

Я горжусь тем, что мне удалось в этом спектакле создать крепкий ансамбль, где ценен и виден каждый артист, каждый персонаж. Здесь нет такого, что артист Безруков солирует, а остальных актеров мы не видим.

Я счастлив, что здесь есть не только Войницкий, но есть и Астров, Серебряков, есть Елена Андреевна, Соня, есть Маман, Телегин. Все это равносильные герои, которые создают ансамбль.

- Сложно ли совмещать – играть одну из ролей и быть режиссером спектакля?

- Нереально сложно. У меня уже был подобный опыт, я все-таки тренировался в «Табакерке», когда был ассистентом режиссера, по сути, негласным режиссером. Находясь на сцене, я представлял себя со стороны, и это очень развивает мозг. Ты просчитываешь все мизансцены и решения той или иной сцены со стороны. А пять лет назад я выпустил как режиссер спектакль «Сон разума», где сыграл главную роль. Я привык, но это все равно сложно.

25 процентов – уже хорошо

- Расскажите, как Московскому Губернскому театру удалось пережить пандемию?

- Это произошло благодаря команде театра, у нас хорошая, креативная команда. Они хорошо поработали, придумывали немыслимые проекты в соцсетях – «Стихомания», «МГТ ТВ». Мы постоянно были в контакте с нашими поклонниками в соцсетях – и мы для них не пропали.

- Что вы думаете о 25-процентой заполняемости зала?

- Я надеюсь, что со следующего года будет 50%, 70% и так далее. Если 25% – хорошо, пусть так, потому что главное, чтобы мы работали. Артист без работы не может. Мы готовы играть даже для 10% зала.

- Со второй волной пандемии в Интернете появились обращения многих артистов – кто-то говорил о том, что живет почти впроголодь.

- Экономически это, конечно, губительно. Но наш театр четвертый год подряд получает президентский грант. Хотите верьте, хотите нет, но именно благодаря этому в пандемию мы смогли поддержать артистов и художественный персонал, платили артистам и музыкантам зарплату из этого гранта. Есть артисты старшего поколения, которым предписано сидеть дома, на изоляции, но мы аккуратно, соблюдая все законы и правила, привозим их играть спектакли, потому что дома им хуже.

Сколько артистов мне говорили, что все – это край, денег нет вообще, съемок нет, и выжили только благодаря театру.

Я и сам занимал, мы уехали на дачу, где работали на земле. Я сажал картошку, помидоры, огурцы. Мы завели кур, в пандемию у нас куры несли яйца. Мы поняли, что если придется совсем туго, будем спасаться гречкой и подсобным хозяйством.

Именно тогда возникла идея поставить сцены из деревенской жизни – «Дядю Ваню» Чехова.

У меня же, как и у многих, ипотека, ежемесячный платеж большой. Мне дали ипотечные каникулы, но потом они закончились, и продлить их нельзя. Никакие авторитеты тут не работают. Но я – глава семьи, и должен соответствовать.

Будет много кино и сериалов

- Для многих этот год был полон страхов и стресса. Есть ли у вас секрет, как бороться с этим состоянием?

- Самое главное – не терять того настроения, которое тебе помогает творить дальше и жить дальше. Не терять бодрость духа. Потому что, если ты отчаешься, то из профессии можно уходить. А мы же люди сумасшедшие, мы не можем жить без искусства, без театра. Кино – да, но театр я люблю больше.

- Расскажете, чего ждать вашим поклонникам в следующем году? Будет больше театральных работ, чем работы в кино?

- Не факт. Предложений очень много, и в 2020 году было много съемок, просто проекты будут выходить сейчас. Пока не буду говорить, но кино и сериалов будет много.

- А какие планы у Губернского театра на следующий год?

- Саша Сазонов поставит «Безымянную звезду» в новом жанре – «электродрамы», он сам его придумал. Идей очень много! Может быть, вернемся к «Маскараду». Я должен был в сентябре сыграть Арбенина, но, к сожалению, наш прибалтийский режиссер Роландас Аткочюнас не смог прилететь из-за пандемии. Но по плану мы должны были выпустить еще одну премьеру – так возник «Дядя Ваня». Думаю, что замена была удачной.

Привет от Саши Белого

- Не могу не спросить про новый клип. Вы снялись в клипе у Тимати, где появились всего на две секунды в образе Саши Белого, чем очень удивили публику. Почему вы приняли решение сняться в этом образе снова?

- Это подарок поклонникам, потому что меня очень часто спрашивают об этом сериале, и я подумал, что, появившись даже в нескольких секундах в этом клипе, порадую поклонников.

Это была идея Тимати, и я решил таким образом передать привет поклонникам «Бригады», напомнить и «подмигнуть». Я хорошо отношусь к этой роли, я ее прожил, сердце свое тратил, как и во всех ролях.

«Бригада» – это сериал, который дал мне возможность стартовать.

Кто-то пустил утку, что Безруков не любит эту роль – это не так. «Бригаду» можно сравнить со временем Годунова – это тоже история нашей страны, такое же «смутное время», просто разные эпохи. Да, я не участвую в продолжении, потому что его не вижу.

Материал на сайте издания
Ближайшие
постановки в МГТ:
6+
Алиса в Стране чудес
По мотивам сказки Льюиса Кэрролла
2 часа, один антракт
Подробнее
16+
Пушкин
Романтическая драма в двух действиях
4 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
16+
Казанова. Ars Vivendi
Комедия в 2-х актах
3 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
12+
Мой Лермонтов
Моноспектакль
1 час без антракта
Подробнее
12+
Серебряное зеркало
Поэтическое кабаре
2 ч 20 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
Жить, а не играть
24 Декабря 2021
Народный артист России Сергей БЕЗРУКОВ — о своём театре, съёмках бендерианы и способах...
Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске: ставка на классику
17 Декабря 2021
В Сибири завершает работу один из старейших культурных форумов региона, представивший...
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «ТЕАТР — МОЯ ЖИЗНЬ, МОЯ СТИХИЯ»
17 Декабря 2021
Друзья! XIV Международный Рождественский фестиваль искусств завершает серию...
В Московском Губернском театре состоялась премьера моноспектакля «Мой Лермонтов»
17 Декабря 2021
Роль Михаила Лермонтова сыграл актер театра и кино Кирилл Зайцев. Автором сценария и...
Кирилл Зайцев сыграл Лермонтова с гитарой в моноспектакле в Кузьминках
17 Декабря 2021
Звезда «Ледникового периода» и «Серебряных коньков» Кирилл Зайцев представил со сцены...
В Театре Безрукова покажут спектакль про Лермонтова
13 Декабря 2021
В главной роли – звезда «Серебряных коньков» Кирилл Зайцев. На следующей неделе...
АНТОН ХАБАРОВ ПОЛУЧИЛ «ЗВЕЗДУ ТЕАТРАЛА» ЗА ЛУЧШУЮ МУЖСКУЮ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
06 Декабря 2021
Актер Московского губернского театра Антон Хабаров стал лауреатом премии зрительских...
Премьера спектакля «Много шума из ничего» в Московском Губернском театре: «Счастлив тот, кто, услышав о своих недостатках, может исправиться!»
02 Декабря 2021
Московский Губернский театр не просто идёт в ногу с динамичным временем, а тонко...
В Московском Губернском театре прошла премьера спектакля «Много шума из ничего»
30 Ноября 2021
Панк-рок, бородатые мужчины в свадебных платьях и абсурдный юмор – такой вариант...
В Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Много шума из ничего»
27 Ноября 2021
Знаменитая пьеса Шекспира впервые была поставлена еще 400 лет назад. Свой осовремененный...
В Губернском театре состоится премьера спектакля "Много шума из ничего"
27 Ноября 2021
МОСКВА, 27 ноября. /ТАСС/. Московский Губернский театр в субботу на Малой сцене...
Спектакль «Много шума из ничего» в Московском губернском театре
26 Ноября 2021
Фоторепортаж на сайте издания
Закрытие IV Международного Большого Детского фестиваля
23 Ноября 2021
22 ноября в Московском Губернском театре прошла церемония закрытия IV Международного...
Церемония закрытия IV Международного Большого Детского фестиваля прошла в Подмосковье
23 Ноября 2021
На сцене Московского Губернского театра завершил свою работу IV Международный Большой...
Названы лауреаты Международного Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
Стали известны лауреаты Международного Большого детского фестиваля. Об этом...
В Москве подвели итоги Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
В нем приняли участие более 90 творческих проектов  В...
В Московском Губернском театре подвели итоги Большого детского Фестиваля
23 Ноября 2021
Всего в мероприятии приняли участие 93 творческих проекта со всей России, из которых...
Объявлены лауреаты Большого детского фестиваля
23 Ноября 2021
У Международного Большого детского фестиваля жюри исключительно детское в двух...
Большой Детский театральный фестиваль. Итоги. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.11.2021
23 Ноября 2021
На сцене Московского Губернского театра прошла церемония награждения лауреатов...
В Московском Губернском театре прошла церемония закрытия IV Международного Большого Детского фестиваля
23 Ноября 2021
22 ноября 2021 года на сцене Московского Губернского театра завершил свою работу IV...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре