Сергей Безруков о новой постановке «Вишневого сада»: «Лопахин – герой нашего времени»
Министерство Культуры Московской Области
Пресса
Московского
губернского
театра

Сергей Безруков о новой постановке «Вишневого сада»: «Лопахин – герой нашего времени»

04 Декабря 2017
Дарья Завгородняя, Денис Корсаков, "Комсомольская правда", 2. 12. 17

Московский губернский театр 2 декабря порадовал нас грандиозной премьерой: на его сцене вышел «Вишневый сад» в постановке худрука театра Сергея Безрукова.

Накануне спектакля мы побеседовали с народным артистом о том, почему он решил обратиться к самой «классической» классике и почему сам не играет в собственной постановке. Заодно режиссер познакомил нас с исполнителем роли купца Лопахина – актером Антоном Хабаровым.

"Чеховский сад - это 1100 гектаров"

- Почему вы решили ставить Чехова?

- Мне кажется, это признак хорошего стиля, когда в театре есть Чехов. Это облагораживает репертуар и сам театр. Конечно, «Вишневый сад» имеет огромную историю постановок, начиная с 1904 года, со МХАТа имени Чехова. Режиссер-постановщик выбирает пьесу, когда она, помимо своей актуальности, хорошо раскладывается среди актеров в труппе. В «Вишневом саде» персонажи все знаковые, вплоть до Фирса. Если нет хотя бы кого-то одного – ставить, наверное, не нужно. А у нас в труппе Губернского театра есть все!.. Конечно, автор выделял основного персонажа – Лопахина. Это пьеса о нем. Антон Хабаров изучал биографию Антона Павловича и очень много находил общего с этим персонажем. Похоже, Чехов придал своему герою некоторые свои собственные черты.

Антон Хабаров:

- Чехов был сам потомком крепостных. Его отец был лавочником, купцом третьей гильдии. Родной брат Чехова писал, что отец бил будущего писателя палкой.

- И Лопахина отец бил по пьяни!

- И тоже палкой. Да, много параллелей.

Безруков:

- Чехов ратовал за то, чтобы роль Лопахина исполнял сам Константин Сергеевич, но Станиславский не решился. И взял себе Гаева, и сыграл его великолепно. Но Чехову в образе Лопахина нужен был именно Станиславский. Он хотел, чтобы герой был утонченной натурой, а не грубым мужиком с громогласным голосом: «Вишневый сад теперь мой!». Лопахин не хотел покупать вишневый сад. Сад – это бремя, которое он принял на себя, чтобы спасти ситуацию.

- Но топорами-то стучат, сад вырубают.

- А вы представляете, какое это имение? Это 1100 гектаров. И бизнес-план, который предлагает Лопахин - это план спасения. Но он предлагает и другой вариант: чтобы имение не было убыточным, хозяевам нужно каждое утро вставать в 4 часа и работать. А они не готовы!.. Антон Хабаров создал совершенно неожиданного, уникального Лопахина. Мне кажется, мы попадаем в тот образ, который хотел видеть Чехов.

Антон Хабаров:

- Чехов писал в письме Станиславскому, что Лопахин должен держаться благопристойно, интеллигентно и воспитанно. И не должен кричать, потому что богатые никогда не кричат. И центральный монолог Лопахина, он очень сложный. Все исполнители этой роли всегда в этом месте начинали кричать, а я ни разу не повышаю голос. Артисты ведь такие: если что-то не идет, взял, эмоцию поддал, и понеслось. А здесь этого сделать нельзя. Здесь весь конфликт внутри...

И еще Чехов, когда писал Станиславскому, просил, чтобы декорацией было поле "длиной в пол-России". У нас тоже огромное, уходящее в даль пространство... Фактически Чехов сам объяснил, что делать с его пьесой, только надо покопаться в письмах - там все ответы есть.

"Интересно, сколько осталось жить Раневской?.."

- А Раневская?

Безруков:

- Карина Андоленко – очень интересная Раневская. Наконец-то она в спектакле молодая. Ей ведь в пьесе всего 35 лет, но почему-то ее играли все время актрисы постарше. Хотя я не умаляю достоинств предыдущих Раневских...

- В начале прошлого века 35 – уже очень зрелый возраст.

- Я понимаю, но все-таки она у Чехова молодая женщина. Её бросил любовник в Париже, Гаев говорит, что она порочна. «Порочна» и «любовник» у пожилой дамы? Как-то с трудом верится… Раневская полна энергии, сил, страстей. Но вместе с тем - это натура разрушающаяся. Ее грехи, как и ощущение вечной неудовлетворенности, тянут ее вниз. Трудно представить, что с ней будет после того, как закончилось действие пьесы, сколько она вообще проживет. Год? Два? Пять? Она подвержена суициду, уже пыталась отравиться. Ее парижский любовник, который забомбил ее телеграммами, уверяя в бесконечной страсти, говорит о том, что безнадежно болен... А может быть, она поверит в любовь Лопахина и вернется к нему, и это ее спасет?

- У вас победила молодость, а вот Юрий Грымов недавно выпустил фильм «Три сестры», где намеренно сделал героинь дамами за пятьдесят.

- Художник имеет право. А в истории постановок пьесы «Вишневый сад» было много великовозрастных Раневских. Эту ответственную роль давали народным артисткам, которые уже были немолоды. Но в современном театре смотрят не на звание, а на актера. Даже сам Чехов говорил: Анечку, дочь Раневской, должна играть молодая актриса. Ей по роли 17 лет. Но сыграла Мария Лилина, которой на тот момент было 37, она была на 2 года старше своей «мамы» - исполнительницы роли Раневской, 35-летней Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой.

wx1080

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Фото: Евгения Гусева

- А Фирс у вас кто?

- Фирс – Виктор Дмитриевич Шутов. Мне бы не хотелось, чтобы Фирс был в чудовищном трехслойном гриме, с трясущимися руками. У меня он поет. Возможно, впервые. Он несет кофе и поет Раневской: «Снился мне сад в подвенечном уборе…» На моей памяти самый замечательный Фирс - гениальный Броневой на сцене театра «Ленком». Но у нас, думаю, будет не хуже.

«Мне открылся совершенно новый Чехов»

- У меня есть преимущество перед автором. Заносчиво так говорить, но это преимущество в знании того, что случится спустя годы. Я знаю, что случилось в 1917-м, а Антон Павлович не знал. Только предполагал. Его Петя Трофимов, идеалист - это некая фантазия на тему молодых людей, которые «идут дальше». Они живут революционными идеями: свобода выше любви, равенство, братство – выше человечности. Мы это прошли. Мы знаем, кто такие народовольцы, мы знаем страшный 1917 год, более того, мы знаем следующий этап абсолютной, разнузданной свободы, которой ужаснулись сами большевики. Похожее происходит и сейчас… Мне кажется, это знание, что произошло в 1917-м, дает мне возможность и право сделать из Пети Трофимова совершенно другого персонажа. Это такой чертик Достоевского, который совершенно не верит в те идеи, которые провозглашает. Он сам пустой, он начитался газет и говорит цитатами из них. Его слова «Мы выше любви» для меня звучат страшно. Это означает вседозволенность, ту псевдосвободу, которая предполагает отсутствие любых обязательств, семейных уз, человечности... Петя Трофимов – это не будущее. И Яша - это не будущее. Это чудовища. Остальные герои – безнадежны. В них есть любовь, но они разобщены, разделены тотальным непониманием. Лопахин тоже любит честно, истово, но тоже безнадежно.

- В ком надежда на будущее?

- Я пытаюсь показать: несмотря на все последствия катастрофы 1917 года, Россию сохранит Лопахин. Мне было важно дать людям надежду. Такие люди, как Лопахин, будут восстанавливать страну. Большевикам важно было разрушить все «до основания». А таким, как Лопахин, очень важно построить новый мир, а не только выдрать с корнем старый. Утопия? Не думаю. Это очень созвучно, кстати, нашему времени. Мы сегодня вплотную подошли к проблеме: пора создавать, а не болтать. Возрождать устои семьи, сажать новый сад, а не теоретизировать. В финале мне хотелось дать людям надежду. Да, у меня в постановке есть знаменитый звук топора, когда рубят вишневые деревья. Мне очень важно, чтобы все чеховские символы, зашифрованные в пьесе, были на сцене. Но в финале мы придумали и кое-что новое.

"В зале будет пахнуть сеном"

- Я очень забочусь о том, чтобы не украсть у зрителя ощущение вишневого сада. И сделал эскиз первого акта в Любимовке, в имении Станиславского, где Чехов придумал эту пьесу. Это настоящий дом с верандой, дом брата Станиславского. И там есть вишневый сад...

- Что такое «эскиз» в театральном смысле?

- Набросок. Мы показали одно действие, четверть пьесы. У нас было две площадки: Одна «зрительный зал» на 200 мест напротив дома. Вторая – веранда, на которой разворачивается действие. Там даже была настоящая собака, два экипажа с лошадьми. Мы репетировали приезд Раневской. Потом Фирс делал экскурсию вокруг этого дома, дальше зритель рассаживался на фоне реального вишневого сада. У зрителей была картинка 4D. Люди попали в реальную атмосферу сада. И теперь мы стараемся воссоздать эту атмосферу на сцене. В зале будет запах настоящего сена…

Мне не хотелось делать спектакль в стилистике современного театра. Хотя я отнюдь не осуждаю современный театр и могу работать в условной декорации. У меня даже сначала была идея посадить вишневые деревья в кадушках на колесиках, которые можно укатывать и прикатывать. Но потом я понял, что нужны более реалистические декорации. Это дань уважения МХАТу, той первой постановке 1904 года. Я ведь мхатовец. Чехову, кстати, не очень нравилось то, к чему стремился Станиславский – создать подлинную органику на сцене, он не очень это любил. Некоторые условности и мы допускаем.

wx1080 (1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Фото: Алексей Булатов

- Это какие же?

- А вы приходите и посмотрите.

"В теаре меня называют по имени и отчеству, и это важно"

- Константин Сергеевич Станиславский себе взял Гаева. А вы себе никого не взяли. Почему?

- Знаете, это очень сложно - играть в спектакле и одновременно быть его режиссером. Если уж я ставлю пьесу, я должен все видеть со стороны. Для меня самое главное, что я придумал эту атмосферу. И придумал решение, моих персонажей, которые, как мне кажется, очень хорошо попали в эту пьесу. И при всем уважении к автору, я немного по-новому расставил акценты.

- Вы Олегу Павловичу Табакову репетиции не показывали? Не советовались с ним?

- Олег Павлович, знаю, в свое время потрясающе играл Петю Трофимова... Я буду его звать на спектакль.

- Вы строгий руководитель? Антон вас называет Сергей Витальевич.

- Знаете, я демократичный режиссер, но то, что меня называют Сергеем Витальевичем, мне важно. Потому что это та самая дистанция, которая дает мне право иногда быть жестким. Когда, артисты, например, путают текст: я считаю, что текст надо знать. А уж тем более Антона Павловича Чехова! Не перевирая слова, говорить так, как написано, а не так, как вы себе это трактуете. Это Чехов, господа. Но я добр в своей жестокости, потому что я сам артист. И я знаю природу актерскую. И если заражаю какой-то идеей, я сам это проигрываю. Я долго мучаюсь, думаю, брожу по театру... Это дело коллективное, партнерское. Я требую от артистов предельного существования. Здесь все находятся на грани нервного срыва.

Антон Хабаров:

- Сергей Витальевич работает круглосуточно. Он все время думает. В восемь утра последний раз мне прислал смс: «Тебе нужно что-то подкорректировать по роли». И это удовольствие, потому что ты понимаешь, что человеку, находящемуся по ту сторону сцены, не все равно, что он на сцене видит. Поверьте, это большое счастье – работать с таким режиссером.

Материал на сайте издания 
 
Ближайшие
постановки в МГТ:
12+
Мой Лермонтов
Моноспектакль
1 час без антракта
Подробнее
12+
Приключения Фандорина
Детектив по роману Б. Акунина
2 ч 50 мин, один антракт
Подробнее
6+
Книга джунглей. Маугли
Музыкально-пластический спектакль
2 часа, один антракт
Подробнее
12+
Нашла коса на камень
Комедия в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
16+
Дядя Ваня
Сцены деревенской жизни в двух действиях
3 ч 30 мин, один антракт
Подробнее
Последние статьи
В Тульской области проходят гастроли Московского Губернского театра
19 Мая 2022
18 мая в малом зале Тульского академического театра драмы состоялась пресс-конференция,...
В Тульскую область с гастролями прибыл Московский Губернский театр
19 Мая 2022
18 мая в малом зале Тульского академического театра драмы прошла пресс-конференция,...
Шарлотта Ивановна, покажите фокус! «Вишневый сад» в Губернском театре
19 Апреля 2022
Столько сказано о загадочной русской душе, о непостижимости её глубин, о метаниях и...
Розы-помидоры, медицинские маски и качель-лодочка: Московский губернский театр сыграл в Архангельске «Дядю Ваню» в постановке Сергея Безрукова
15 Апреля 2022
Единственный показ «Дяди Вани» МГТ на сцене архангельского театра драмы совпал с Эхом...
В Московском Губернском театре готовят поэтический спектакль об эмигрантах «Чужие берега»
10 Апреля 2022
Как можно оказаться во Франции или в Китае и одновременно в России? Московский...
Московский Губернский театр приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
«Большие гастроли» снова на сцене Нижегородского театра «Комедия». В этот раз в...
Театр Сергея Безрукова приехал с гастролями в Нижний Новгород
08 Апреля 2022
Знаменитый театр Сергея Безрукова приехал в Нижегородский театр «Комедiя» ...
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9 апреля
07 Апреля 2022
"Большие гастроли" Московского Губернского театра пройдут в Нижнем Новгороде 7-9...
Два подмосковных театра представят свои спектакли в рамках программы «ЭХО БДФ» в Архангельске
06 Апреля 2022
С 12 по 17 апреля года Большой Детский фестиваль представит лауреатов конкурса 2021...
Московский Губернский театр выступит в Нижнем Новгороде
04 Апреля 2022
С 7 по 9 апреля МГТ приедет в столицу Нижегородской области с «Большими гастролями»,...
Лариса Вильясте: «Любое искусство — это не воспитатель»
04 Апреля 2022
Большой детский фестиваль – один из немногих в мире и единственный в стране, жюри...
«Высоцкий. Рождение легенды» показали в Петербурге
03 Апреля 2022
В Санкт-Петербург с гастролями приехал Московский Губернский театр. Его художественный...
«НЕ НАДО ПОДРАЖАТЬ»: БЕЗРУКОВ О ВЫСОЦКОМ, ТЕАТРЕ И «МУЖСКИХ» РОЛЯХ
29 Марта 2022
Безруков долгие годы несёт за собой неглаcное звание «актёра, который может сыграть всё»....
С чего начинается театр? Доброе утро. Суббота. Фрагмент выпуска от 26.03.2022
26 Марта 2022
За кулисами Московского Губернского театра кипит работа более трех сотен людей...
Продолжение пути, начатого Тимофеем Докшицером
22 Марта 2022
18 марта в Большом зале РАМ имени Гнесиных состоялся концерт к 100-летию со дня...
«Высоцкий» приезжает из Москвы
17 Марта 2022
1 апреля в БКЗ «Октябрьский» Московский губернский театр представит спектакль «Высоцкий....
Большие гастроли. Интервью с Ларисой Вильясте. 360
14 Марта 2022
Большие гастроли. Интервью с директором Московского Губернского театра Ларисой Вильясте
Гастроли Московского Губернского театра пройдут в Петербурге с 26 марта по 1 апреля
10 Марта 2022
Жителей города ждут постановки "Остров сокровищ" и "Высоцкий. Рождение легенды" ...
Спектакль про Стива Джобса откроет серию показов лауреатов Большого детского фестиваля
07 Марта 2022
Постановку "Сочинение про Джобса" смогут увидеть зрители Московского Губернского театра ...
В федеральной программе «Большие гастроли–2022» примут участие три подмосковных театра
03 Марта 2022
28 февраля в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана, разработанного...
Для вашего удобства мы используем cookie-файлы
соцсети
афиша
сегодня
бронь
меню
Назад
Сегодня в театре