Фото: Галина Фесенко
Сергей Безруков придумал новый жанр — караоке-спектакль. Это произошло на репетициях «Энергичных людей» по Шукшину, который он ставит Московском Губернском театре. В эксклюзивном интервью 7days.ru Сергей поделился подробностями о работе над спектаклем.
— Жанр возник из самого названия. Энергичные люди — энергия, драйв... Такие у меня ассоциации, — рассказывает Сергей. — Главные герои спектакля — спекулянты. Но они не просто хапуги, а очень творческие, изобретательные люди, этакие современные Бендеры, «великие импровизаторы». Они живут энергично, драйвово, потому и возникла мысль сделать ансамбль – ВИА «Энергичные люди», который задает действию ритм. Во время спектакля будут звучать всеми любимые песни, без которых не обходилось ни одно застолье 70-х годов. Более того, мы хотим воссоздать аутентичный звук тех лет. Это ионика по звучанию, гитары, барабаны – хочется, чтобы даже звучание было советское.
Обычно, перенося произведение на сцену, текст от автора сокращают, однако Сергей Безруков оставил все, вплоть до ремарок.
— Идея этого спектакля возникла давно, — говорит он. — Можно сказать, это мое признание в любви Василию Макаровичу Шукшину. С детства любил его рассказы, перечитывал по несколько раз, смотрел все экранизации его произведений и, конечно же, все режиссерские его работы по собственным произведениям — «Печки-лавочки» и любимая мной «Калина красная», которую могу пересматривать бесконечно. Поэтому конечно в спектакле не обойдется без цитат и аллюзий на другие произведения и фильмы Шукшина. Это происходит само собой, когда пытаешься приблизиться к автору. Есть режиссеры, которые стараются искать в пьесе новое звучание, а порой даже «отталкиваются» от нее и уходят далеко от идей и смыслов, которые заложил автор. Для меня же всегда главное – максимально приблизиться к автору, я стараюсь делать это в каждом своем спектакле. Для меня было важно создать узнаваемый шукшинский мир, чтобы Шукшин и его произведения присутствовали в постановке множеством намеков: в звучании, в музыке тех самых 70х, и, конечно же, в знаменитых шукшинских типажах. Типажность для меня очень важна в этом спектакле, поэтому я выбирал артистов как раз по этому принципу. Потом мы долго искали и придумывали для них яркие образы при помощи грима.
Многие спектакли Сергей Безруков придумывает и как режиссер, и как художник.
— Обычно я вижу спектакль в деталях, как он визуально выглядит на сцене, — до галлюцинаций. И «Энергичных людей» я придумал целиком. Поэтому мне было проще работать: я не приспосабливался к сценографии, созданной художником, - я сам ее придумал. Мне нужно было, чтобы образы на сцене зажили в абсолютно реалистичной атмосфере: трехкомнатная квартира, стенка 70-х годов, холодильники ЗИЛ, ковры, обои, мебель, — создать на сцене полную аутентичность. Так же как на «Вишневом саде», который я поставил, мне хотелось, чтобы зритель, приходя на спектакль, попадал в вишневый сад, и с замиранием сердца смотрел на то, как он меняется: от цветущих и затем зеленеющих крон — до облетевших листьев в октябре — и вплоть до финала, с оголенными корнями деревьев. Так и здесь, в «Энергичных людях», мне очень важно воссоздать именно атмосферу настоящей зажиточной, мещанской «трешки» 70-х годов. Два холодильника на авансцене будут периодически открываться, а в них – всевозможный дефицит того времени: элитные сорта колбасы, советское шампанское, коньяк 5 звездочек, вина, икра. И обычные продукты, конечно: молоко в пакетах конусом, кефир с зелеными крышечками, – словом, полное погружение в эпоху. По сути, для меня все это — погружение в атмосферу моего детства, хотя конечно жили мы не богато. Я родился в 1973 году, мы ровесники с этой повестью — Шукшин закончил ее в январе 1974-го. Вспоминаю, как все это было в 70-е, как выглядела мама, что носил отец — брюки-клеш, рубашки с длинными узкими воротниками, широкие галстуки, – и фактически погружаюсь в детство… Мне хотелось сделать спектакль-праздник. И это тоже — шукшинское! Надеюсь, у нас это получится.
Премьера «Энергичных людей» в Московском Губернском театре состоится 30 и 31 марта 2019 года.